Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Денежный рынок




Денежный рынок – это особый сектор рынка, на котором осуществляется купля и продажа денег, формируется спрос, предложение и цена на этот товар.

Субъектами являются юридические и физические лица, которые осуществляют операции купли-продажи денег. Все эти операции можно разделить на три группы:

 


Схема 1 ¾ операции купли-продажи денег

Передача денег от одного субъекта денежного рынка к другому возникает тогда, когда у одного из них есть свободные деньги и он не имеет потребности их тратить на покупку материальных благ в другом, когда их нет вообще и нет материальных ценностей от продажи каких-либо товаров от которых можно было бы получить необходимые деньги.

Осуществляется такая операция в двух формах:

- прямого займа, когда можно вернуть деньги в установленный срок под обязательства;

- по форме купли-продажи финансовых инструментов, акции, облигации, векселя.

Условный характер имеет цена на денежном рынке. Цена денег имеет форму процента или процентного дохода на заёмные или привлечённые средства, которые существенно отличаются от обычной цены на товарных рынках. Размер процента определяется не величиной стоимости, которую содержат в себе купленные деньги, а их потребительской стоимостью, способной приносить покупателю дополнительный доход или благо, необходимое для удовлетворения личных или производственных нужд. Чем большей будет эта способность, и чем дольше покупатель будет пользоваться полученными деньгами, тем больше будет сумма его процентных платежей.

Для изучения функционирования денежного рынка важное значение имеет его структуризация. Она имеет несколько критериев:

- по видам инструментов, которые применяются для перемещения денег от продавца к покупателю.

 

 

Схема 2 По видам инструментов

- по инструкционным признакам денежных потоков

 
 

 


Схема 3 По инструментальным признакам денежных потоков

- по экономическому назначению денежных средств, которые покупают на рынке

 

 
 

 


Схема 4 По экономическому назначению денежных средств

 

По своим характеристикам все инструменты денежного рынка являются определениями обязательств покупателей перед поставщиками денег в зависимости от видов обязательств. Обязательства, можно разделить на:

1) не долговые – это обязательство иметь право участвовать в управлении деятельностью покупателя денег и в его доходах, благодаря чему за продавцом сохраняется не только право собственности на них, но и право распоряжаться ими (акции);

2) долговые – это обязательства, по которым покупатель денег обязуется возвратить продавцу определённую полученную сумму и оплатить по ней доход. Такими обязательствами, оформляются операции купли-продажи денег с передачей права распоряжаться ими на определённый срок. Чтобы возобновить это право за продавцом денег, необходимо возвратить определённую сумму денег в его распоряжение, с одновременным погашением долгового обязательства.

Долговые обязательства можно поделить на:

а) депозитные обязательства, по которым продавцы передают деньги в полное распоряжение покупателя на условиях из возврата (с определением или без определения срока) и оплаты, или без оплаты процента дохода;

б) заёмные, по которым продавцы передают деньги покупателям вносят определённые права в распоряжение этими деньгами:

– в каких целях они будут использоваться

– требуют особых гарантий их возврата

– определяют степень эффективности или окупаемости затрат или проектов, которые финансируются за счёт заёмных средств.

Спрос на деньги – одно из ключевых и сложнейших явлений рынка денег.

В Украине только формируется этот рынок, изучается спрос на деньги, осваивается механизм денежно-кредитной политики.

Спрос на деньги выступает как запас денег, который хотят иметь в своём распоряжении экономические субъекты на определённый момент. Если такой запас денег рассматривать как элемент богатства, которым владеют экономические субъекты, то спрос на деньги можно трактовать как их желание иметь определённую часть своего портфеля активов или богатство в ликвидной форме, то это означает увеличение спроса на деньги и наоборот. Такой подход был применён Кейнсом, который назвал своё трактование спроса на деньги теорией преимущественной ликвидности.

После Кейнса его идея спекулятивного спроса на деньги приобрела развитие в трудах Тобина, Баумола и др. Они доказали, что спекулятивный мотив влияет на весь объём спроса на деньги и расширяет роль процента как фактора формирования спроса на деньги.

Спрос на деньги тесно связан со скоростью денежного обращения обратно пропорциональной зависимостью. По мере возрастания спроса на деньги, каждая денежная единица, которая имеется в обороте, будет дольше пребывать в распоряжении экономического субъекта, будет более медленным её оборот и наоборот.

1. Скорость денег не может быть постоянной.

2. Увеличение скорости обращения денег и падения спроса на деньги может компенсировать дефицитные платёжные средства, при снижении условия монетаризации ВНП.

3. Уменьшение скорости обращения денег при увеличении спроса на них, ослабляет влияние увеличения массы денег в обороте на конъюнктуру рынка.

Цель спроса на деньги:

- создание запаса покупательских и платёжных средств;

- накопление денег как капитала, как формы богатства, которая может давать доход собственнику в виде %;

- когда накопленные запасы денег могут подчинятся двум вышеуказанным целям.

Отсюда происходят и группы мотивов спроса на деньги со стороны экономических субъектов:

- трансакционный мотив;

- мотив предосторожности;

- спекулятивный мотив.

Представители всех теоретических концепций спроса на деньги признают:

- изменения объёма производства

- объём национального дохода.

Это влияние обусловлено трансакционным мотивом накопления денег. Чем больше объём производства ВНП, и НД, тем больше может быть объём операций по их реализации, и тем больше может быть запас денег для использования этих операций. Эта зависимость выражается такой формулой

MD=f(Q)

где MD – объём спроса на деньги

Q – номинальный объём ВНП.

Изменение номинального объёма ВНП (Q) определяется двумя показателями:

1. Динамикой уровня цен.

2. Уровнем реального объёма производства.

Влияние каждого из этих показателей является прямо пропорциональным по мере возрастания цен или увеличения физического объёма производства, что приводит к росту спроса на деньги и наоборот.

MD=f(V,P)

где V – физический объём ВНП

Р – уровень цен.

Современный показатель концепций спроса на деньги:

1) скорость обращения денег;

2) изменение нормы процента, который выражается по формуле:

MD=f(R),

где R – норма дохода на капитализированные активы, которые в основном зависят от нормы процента.

3) показатель накопления богатства

4) инфляция

5) показатель ухудшения конъюнктуры рынка.

С учётом современных показателей влияния на спрос существует такая формула:

+ + - + - -

MD=(V,P,R,B,I,O)1,

где V – реальный объём ВНП;

Р – средний уровень цен;

R – уровень ожидаемого дохода по альтернативным денежным активам;

В – объём богатства;

I – уровень инфляции;

О – ожидаемые изменения рыночной конъюнктуры + прямая и обратная зависимость;

+ – прямая зависимость;

- – обратная зависимость.

Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в какой-то момент могут иметь в своём распоряжении определённый запас денег, который они могут в лучших условиях пустить в оборот.

Предложение денег выражается формулой:

М1=mМб,

где М1 – предложение денег или наличности вне банков;

m – коэффициент денежно-кредитного мультипликатора;

Мб – денежная база.

Изменение предложения денег (M1) может быть вызвано действиями показателей, которые влияют на объём денежной базы и коэффициент мультипликатора.

Поскольку денежная база (Mб) пребывает под постоянным контролем ЦБ, а и многими другими показателями, которые действуют независимо от его воли и могут самостоятельно влиять на объём предложения денег.

Такими показателями могут быть изменения:

- изменение нормы обязательного резервирования;

- изменение учётной ставки;

- изменение типовой рыночной процентной ставки;

- изменение объема экономических субъектов богатства;

- изменение процентной ставки по депозитам до востребования;

- тенизация предпринимательской деятельности обслуживающей изменение структуры денежных запасов на пользу наличности;

- низкое состояние доверия к банкам, банковская паника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.