Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Седьмой Вселенский собор




Иконоборчество и борьба с ним св. Германа и Иоанна Дамаскина

Иконопочитание в IV и V вв. вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. Почитание икон относилось не к самим иконам, а к лицам, изображенным на них. Но к VII столетию иконопочитание выродилось в простом народе в культ самих икон, принявший полуязыческий характер и отталкивающий от христианской Церкви иудеев и магометан.

Некоторые соскабливали краску с икон и этим причащались, аристократы вышивали иконы на своей одежде, при крещении брались иконы вместо восприемников и др. Но, к сожалению, уничтожать эти суеверия при почитании св. икон взялась светская власть и стала уничтожать не только злоупотребления, но и всякое почитание св. изображений, и таким образом появилось иконоборчество.

Первым иконоборцем был византийский император Лев Исаврянин (717-741). В начале своего царствования он одержал ряд блестящих побед над магометанами и составил план обратить их в христианство. А так как магометане смотрели на иконопочитание как на идолопоклонство, то у императора явилась мысль совершенно вывести в христианской Церкви почитание икон. Задуманное дело император повел довольно осторожно. Он вначале распорядился, чтобы св. иконы ставились повыше в церквах, чтобы народ не мог лобызать их.

Против такого распоряжения восстал Константинопольский патр. Герман, а также известный св. Иоанн Дамаскин. Последний написал против иконоборчества окружное послание, в котором доказывал, что в Новом Завете допустимо изображение Бога, поскольку Он принял человеческое естество и жил на земле как человек.

В защиту иконопочитания выступил и папа ГРИГОРИЙ II, он написал императору письмо с предупреждением, что если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания, то Рим выйдет из-под его власти.

Волновался и народ. Когда воин по приказанию императора начал снимать икону Христа Споручника, висевшую над воротами царского дворца, то народ опрокинул лестницу и умертвил солдата. В защиту икон поднимались народные восстания, но Лев силою оружия усмирял мятежников.

В 730 г. было приказано вынести из храмов все иконы. Патр. Герман, отказавшийся выполнить это, был низложен. Низложены также и все епископы, противящиеся этому распоряжению. На Константинопольскую кафедру был поставлен Анастасий иконоборец.

Это распоряжение было выполнено только в пределах Константинопольского патриархата. В Сирии и в Риме его не признали.

В 732 г. папа Григорий созвал в Риме собор и на нем предал проклятию иконоборцев, в том числе императора. Посланный императором флот с целью наказать Рим был разбит бурей, и потому император ограничился отнятием у папы Иллирийского округа, который передал Константинопольскому патриарху. В 741 г. Лев Исаврянин умер, а новый император, зять умершего, занял престол при помощи иконопочитателей, поэтому иконопочитание опять было дозволено.

При сыне Льва Константине Копрониме, который начал царствовать с 743 г., преследование икон и иконопочитателей возобновилось в больших размерах, чем при отце. В 754 г. Копроним созвал в Константинополе собор, который назвал вселенским; на нем присутствовало 338 епископов, но но было ни одного патриарха.

Собор постановил, что иконопочитание есть идолопоклонство, и предал анафеме всех иконопочитателей. Активных иконоборцев на соборе было немного, большинство епископов соглашались и подписывали, что им предлагалось.

Затем император хотел уничтожить и почитание св. мощей, монашество, считая все это суеверием.

Из пострадавших в это время за св. иконы особенно замечателен св. СТЕФАН — новый мученик, подвизавшийся в монастыре в Вифинии. Когда Константин Копроним узнал о благочестии, святости и приверженности к иконам св. Стефана, то пригласил его к себе и начал сначала ласками, а затем угрозами убеждать отказаться от иконопочитания и признать собор 754 г. Но св. Стефан был непреклонен. Когда же император стал унижать изображения Христа и называл иконы идолами, то преподобный вынул из клобука монету и сказал: “Какое наказание заслужу я, если эту монету, носящую изображение царя, брошу на землю и стану топтать ногами? Отсюда ты можешь видеть, какого наказания достоин тот, кто оскорбляет Христа и Его Св. Матерь, предавая их иконы огню”. После этого он бросил монету на пол и начал топтать ее. Император, хотя был сильно раздражен, приказал только заключить его в темницу. Но через несколько месяцев Св. Стефан скончался мученически.

Примеру императора следовали правители областей. Иконоборцы всюду жгли св. иконы, уничтожали фресковые и рельефные изображения на стенах храмов, мощи святых бросали в болота, монахов изгоняли из монастырей и мучили, опаляли волосы на голове и бороде, отрывали носы, уши, руки, заставляли вступать в брак.

Но иконы можно было уничтожить только в Греческой империи. Восточные патриархи, жившие под властью мусульман, осуждали постановления иконоборцев.

Западная Церковь во главе с папой Стефаном III тоже выступила против иконоборцев и при помощи франкского короля Пипина прекратила свою зависимость от византийского императора (755 г.). Тогда же скончался и Константин Копроним. Престол занял Лев ХОЗАР, человек слабовольный; на него имела большое влияние его жена Ирина, тайная иконопочитательница.

В 780 г., когда умер Лев Хозар, вместо малолетнего сына Константина престол заняла ИРИНА, которая и восстановила иконопочитание. На Константинопольский патриарший престол возведен был образованный ТАРАСИЙ. В 786 г. созван собор в Константинополе для окончательного решения вопроса об иконопочитании. Но ввиду того, что много епископов было против иконопочитания, а также императорская гвардия противилась восстановлению иконопочитания, собор был отложен, а гвардия распущена.

В 787 г., наконец, состоялся Седьмой Вселенский собор в Никее, председателем которого был патриарх Константинопольский Тарасий. Иконоборческая ересь была осуждена, епископы-иконоборцы отреклись от ереси и принесли покаяние. На восьмом заседании, которое было в Константинополе, присутствовала имп. Ирина, которая и утвердила постановления собора. На соборе было 350 отцов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.