Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа № 9. Цикл развития аскариды человеческой – 25 минут




Работа № 5. Инкапсулированные личинки трихинеллы в мышцах (Trichinella spiralis) – 10 минут

Рассмотрите на демонстрационном микропрепарате кусочек мышцы животного, пораженного трихинеллезом. На препарате видны мышечные волокна. Среди мышечных волокон располагаются капсулы с личинками трихинеллы. Капсулы имеют овальную форму.

В полости капсулы можно видеть спирально свернутую личинку. Иногда в капсуле находится не одна, а две личинки.

Зарисуйте две-три капсулы с личинками трихинеллы в мышцах. На рисунке обозначьте капсулу, личинку.

 

Работа № 6. Яйцо власоглава – 10 минут

Яйца мелкие. Форма яиц напоминает лимон или бочонок, на обоих полюсах находятся «пробочки» светлого цвета. Хорошо видна двухконтурная оболочка коричневого цвета. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.

Работа № 7. Яйца острицы – 10 минут

Яйца острицы также мелкие, овальной формы, бесцветные. Характерным признаком является асимметрия: одна сторона яйца – выпуклая, другая – уплощена. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.

Работа № 8. Яйца аскариды – 10 минут

Яйцо аскариды отличается округлой или овальной формой, крупными размерами, буро-коричневой окраской и сложной системой оболочек.

Рассмотрите наружную оболочку яйца, которая называется бугристой. Под ней располагается бесцветная блестящая средняя оболочка, а затем внутренняя – волокнистая. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.

 

Зарисуйте цикл развития аскариды. В цикле развития укажите стадии яйца, личинок и половозрелой формы с указанием мест их локализации.

Вопросы конечного уровня знаний (13 мин)

1. Какие заболевания называются контактными?

2. Можно ли обнаружить яйца острицы в фекалиях?

3. Чем обусловлено быстрое распространение энтеробиоза?

4. Какая личинка является инвазионной в цикле развития кривоголовки?

 

Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.

 

 

ТЕМА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ

 

Цели занятия:  
  1. Систематизировать теоретические знания по медицинской гельминтологии. 2. Закрепить практические навыки лабораторной диагностики некоторых гельминтозов человека.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел «Гельминтология».

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М.: Владос.Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:

1. Ответить на вопросы:

1. Что изучает медицинская гельминтология?

2. Определение понятий «паразитизм», «паразит».

3. На какие группы делят паразитов по их действию на организм?

4. Классификация паразитов по их месту и времени паразитирования.

5. Определение понятия «хозяин». Типы хозяев.

6. Классификация паразитарных болезней по природе возбудителя. Примеры.

7. Классификация паразитарных болезней по распространению, их характеристика. Примеры.

8. Структура природного очага заболевания.

9. Определение понятия синантропный очаг.

10. Общая характеристика типа Плоские черви. Деление на классы.

11. Общая характеристика класса Сосальщики.

12. Кошачий сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

13. Ланцетовидный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

14. Печеночный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

15. Общая характеристика класса Ленточные черви.

16. Бычий цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

17. Свиной цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

18. Карликовый цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

19. Эхинококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

20. Альвеококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

21. Широкий лентец, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

22. Общая характеристика типа Круглые черви. Деление на классы, группы.

23. Аскарида человеческая, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

24. Острица, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

25. Власоглав, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

26. Кривоголовка двенадцатипёрстная, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

27. Трихинелла, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

28. Ришта, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

29. Главнейшие гельминтозы населения Алтайского края.

30. Методы гельминтодиагностики и их характеристика.

2. На макро- и микропрепаратах определить:

а) половозрелые формы:

- карликового цепня,

- эхинококка,

- острицы (самки и самца),

- власоглава (самки и самца),

- печеночного сосальщика,

- ланцетовидного сосальщика,

- кошачьего сосальщика;

б) фрагменты гельминтов:

- зрелые членики: широкого лентеца, бычьего и свиного

цепней,

- поперечный срез аскариды;

в) личинки:

- трихинеллы,

- эхинококка,

- альвеококка,

- тениид (финнозное мясо).

 

Самоконтроль студентов путем компьютерного тестирования по разделу «Гельминтология» (20 мин).

 

Устное собеседование со студентами (100 мин). Каждому студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и определить два микропрепарата. На подготовку к ответу дается 10 минут.

 

ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA

ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ – BRANCHIATA

КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ – CRUSTACEA

ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОНОСНЫЕ – CHELICERATA

КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ – ARACHNOIDEA

 

Цель занятия:  
  1. Изучить общие признаки типа Кольчатые черви, типа Членистоногие, классов: Ракообразные, Паукообразные и эпидемиологическое и медицинское значение представителей классов. 2. Научиться распознавать клещей до рода и пола. 3. Научиться применять теоретические знания по этой теме для профилактики заболеваний, вызываемых и переносимых представителями класса Паукообразные.

 

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип Кольчатые черви, тип Членистоногие, подтип Жабернодышащие, класс Ракообразные, подтип Хелицероносные, класс Паукообразные.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М.: Владос.Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

 

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Можете написать и прочитать по латыни название типов, подтипов, классов, подклассов, отрядов, семейств, родов изучаемых представителей.

2. Знаете определения понятий:

- переносчик, виды переносчиков,

- облигатно-трансмиссивные заболевания,

- природно-очаговые заболевания,

- трансовариальная передача возбудителей,

- половой диморфизм.

3. Можете дать общую характеристику:

- типа Кольчатые черви,

- класса Многощетинковые,

- класса Малощетинковые,

- класса Пиявки,

- типа Членистоногие,

- класса Ракообразные,

- класса Паукообразные,

- отрядов: Фаланги, Скорпионы, Пауки, Клещи.

4. Можете назвать морфологические особенности отряда Клещей.

5. Можете ответить на следующие вопросы:

- Каково происхождение типа Кольчатые черви?

- Какие ароморфозы Кольчатых червей позволяют отнести их к высшим беспозвоночным?

- Каковы черты приспособления пиявок к полупаразитическому образу жизни?

- Каковы особенности строения мышечной, пищеварительной, нервной систем органов у представителей типа Членистоногие?

- Каковы особенности строения кровеносной, дыхательной и выделительной систем органов у членистоногих?

- Какие прогрессивные черты организации проявляются у членистоногих по сравнению с кольчатыми червями?

- Каковы особенности развития ракообразных?

- Какое медицинское значение имеют ракообразные?

- Каковы особенности развития паукообразных?

- Какое медицинское значение имеют паукообразные (сольпуги, скорпионы, пауки, клещи)?

- В чем проявляется половой диморфизм у клещей?

- Какие животные являются природным резервуаром возбудителей клещевого возвратного тифа, таежного энцефалита, туляремии?

- В чем заключается профилактика заболеваний, возбудители которых передаются человеку при укусе клещей?

 

Методические указания по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбом записать тему занятия и задание.

Тема: «Тип Членистоногие – Arthropoda

Подтип Жабернодышащие – Branchiata

Класс Ракообразные – Crustacea

Подклассы: Низшие раки – Entomostraca

Высшие раки – Malаcоstraca

Подтип Хелицероносные – Chelicerata

Класс Паукообразные – Arachnoidea

Отряды: Пауки – Aranei

Cольпуги – Solpugae

Скорпионы – Scorpiones

Клещи – Acarina»

Задание:  
  1. Используя постоянные микропрепараты, выполните работы № 1, 2. 2. Используя макропрепараты, выполните работу № 3. 3. Используя постоянные микропрепараты, выполните работу № 4. 4. Используя раздаточный материал, выполните работу № 5. 5. Используя таблицы, выполните работу № 6. 6. Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.

Работа № 1. Внешнее строение циклопа (Cyclops strenuus) – 15 минут

Рассмотрите тотальный препарат циклопа под микроскопом. Тело циклопа сегментировано, делится на головогрудь и брюшко. Головогрудь состоит из пяти сегментов. Передний – самый крупный, несет хорошо развитые длинные антеннулы, слабо развитые антенны. Спереди по средней линии найдите непарный глаз. На вентральной стороне головогрудных сегментов располагаются конечности (четыре пары).

Брюшко состоит: у самца из четырех, а у самки из пяти сегментов и на конце раздвоено. Сегменты брюшка не несут конечностей. У самки можно увидеть по бокам брюшка два яйцевых мешка, заполненных оплодотворенными яйцеклетками. Зарисуйте в альбом и подпишите.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.