Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 52 страница




Вернемся снова к постмодернизму. Можно увидеть, что многие представители постмодернизма заходят в своеобразные тупики, когда под сомнение ставится само существование философии. Как показывает история, в развитой философии обязательно есть три компонента: онтология, гносеология и аксиология. В силу специализации отдельные философы могут работать не во всех ее составляющих. И это нормально. Но ненормально, когда один аспект принимается, утверждается, а другие отрицаются. Это – "вырождение" философии. Еще хуже, когда от проблематики философии последовательно уходят, например, только к проблематике языка и, скажем, утверждают, что философия тождественна герменевтике и т.п. Характерно, к тому же, что эти рассуждения идут на фоне удаления философии от реальной практической жизни и философия становится уделом узкого круга специалистов и любителей.

Существуют определенные сомнения в понимании самого термина "постмодернизм". Если вспомнить, что он перешел из эстетики в философию, то интересно посмотреть, что в искусстве отнесено к модернизму и постмодернизму. У искусствоведов и эстетиков здесь нет единой, общепризнанной позиции. Нам представляется заслуживающей внимания концепция, разделяющая идейно–эстетические направления искусства на основе проявления и выражения в них "аполлоновского" и "дионисийского" начал. В. Халипов предлагает следующие признаки этих начал.

АполлоновскоеДионисийское

рациональность иррациональность

упорядоченность хаотичность

аналитичность страстность

гармоничность противоречивость

объективность субъективность

приоритет общественного приоритет личного

пропорциональность смещение пропорций

целостность фрагментарность

строгость вычурность

оптимизм пессимизм

уравновешенность динамизм

вера в прогресс идея абсурдности мира

и т.д.

Исходя из этих признаков к аполлоновскому началу следует отнести, например, в живописи – искусство Возрождения, классицизм, реализм, а к дионисийскому – барокко, романтизм, модернизм. А что такое модернизм в искусстве? Принято относить к нему кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда и т.п. Модернизм представляет собою резкий разрыв с традициями недавнего прошлого. А что такое постмодернизм? Нередко к нему относят неокватроченто, неоклассицизм, неоромантизм, неореализм и т.д. В этих художественных направлениях прослеживается некий синтез модернизма с предыдущими "классическими" художественными направлениями ("отрицание отрицания"). К примеру, живопись Гуттузо представляет собою некоторый синтез реализма и экспрессионизма. Здесь нужно говорить именно о синтезе, а не о механическом соединении элементов различных художественных направлений; в последнем случае искусство заходит в тупик, снижается его эстетическая ценность.

Аналогия не доказательство. Но все же попробуем провести аналогию между искусством и философией. Что понимать в философии под классикой и модернизмом? Наверное, к классике можно отнести и немецкую классическую, и марксистскую и позитивистскую традицию, идущую из XIX века, а также неотомизм, структурализм в XX веке. Если это принять, то постмодернизм будет представлять на самом деле модернизм (с его отказом от рациональности, объективности, оптимизма и т.п. в пользу иррациональности, субъективизма, пессимизма и т.д.). И не будет ничего удивительного, что корни модернизма обнаружатся еще в XIX веке (например, у Ницше). А что же собою тогда представляет или будет представлять собственно постмодернизм? Продолжая аналогию с искусством, можно предположить, что постмодернизм должен идти дальше модернизма в "снятии" его в динамическом синтезе модернизма и классики. Об этом, например, говорит П. Козловский (ФРГ): "Постмодерн в искусстве и философии настроен не против модернизма в пользу предначертанной и обязательной классики, а на преодоление противоречия между модернизмом и классичностью".

В общем, сегодня чувствуется, что в начале XXI века назревает нечто новое в философии. Из периода шатаний, спекулятивных построений, неуверенности, мозаичности различных философских концепций (а некоторые из них – тупиковые) просматривается выход в разумном синтезе классического и модернистского стиля философского мышления. Здесь нужно учитывать "находки" модернизма и тупиковые варианты, которые, вообще говоря, не бесполезны, как не бесполезен вообще отрицательный опыт.

Конечно, резонно поставить вопрос, как могут сочетаться классика и модернизм. Как, например, могут сочетаться рационализм и иррационализм? Ведь классическим традиционно понимается мышление, ориентируещееся на то, что реальность рациональна, а точнее говоря, может быть рационально отображена. Модернистское мышление говорит об иррациональности самой реальности, а тем самым и невозможности ее рационального отображения. И как же сочетать классику и модернизм? Ведь бессмысленно одновременно приписывать объективной реальности рациональность и иррациональность.

Чтобы корректно ответить на этот вопрос, нужно определить истинный смысл понятий. Заслуживает внимания идея о том, что иррациональным может быть мир чувств, а рациональным – мир знания. Противоречивость, "абсурдность" человеческой деятельности выражается в иррациональности эмоциональных переживаний. (В. П. Бранский). И тогда возможен синтез рациональности и иррациональности: рациональности в познании и иррациональности в эмоциональных переживаниях. Если же говорить о рациональности и иррациональности самой объективной действительности, то это, вероятно, не имеет перспективы в философском плане.

В итоге, можно предположить, что постмодернизм в философии будет представлять собою возвращение к целостности философского знания (утраченного в период модернизма) на базе синтеза классики и специализированных концепций модернизма, отбрасывая его тупиковые, спекулятивные, "китчевые" варианты.


[1] Для гадания можно использовать различные предметы. Например, монеты: Бросаются три монеты, если 2 или 3выпадают вверх орлом – имеем знак Ян («—»), если решка – знак Инь («- -»). Делается 6 бросков, получается гексаграмма, состоящая из последовательно выпавших вариантов.

[2] Комментарий к составу ведической литературы. Кришна – дваяпаяна Ньяса разделил «Веды» на четыре части, затем он разъяснил их в «Пуранах», а для людей с более низкими умственными способностями он написал «Махабхарату», часть ее составляет «Бхагавад-гита».

Затем вся ведическая литература была обобщена в «Веданта-сутре», а для понимания ее будущим поколениям Кришна написал комментарий под названием «Шримад-Бхагаватам».

[3] По преданию, Будда призывавший к вегетарианству, умер оттого, что неосторожно съел много свинины.

1 В античной мифологии Зевс – представитель третьего поколения богов – после Кроноса и Ураноса.

 

1 Антисфен говорил, что надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.

1 По дошедшему свидетельству, пифагорейцы считали, что в бобах души умерших людей; отсюда запрет - не есть бобы.

1 Кроме них в окружении Сократа часто бывали Эсхин, Критон, Критовул, Федон, Аполлодор, Ктезипп.

[4] Рассказывают, что Платон нес на конкурс сочиненные им трагедии. Встретил Сократа. После спора с ним сжег свои трагедии. Известно также, что Платон в последующем осуждал поэзию.

 

[5] «Древнюю Академию» входили ученики Платона: Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Крантор…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.