Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги и налоговая система




Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг

Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным бюджетом.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX века:

а) принципа единства (сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации);

б) принципа полноты (учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета);

в) принципа реальности (правдивое отражение доходов и расходов государства);

г) принципа гласности (обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов).

Как известно, государственный бюджет - это сводный баланс доходов и расходов государства. Величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы, называется дефицитом. Величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако в большинстве стран расходы правительства намного превышают его доходы.

Структурный дефицит возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов.

Циклический дефицит возникает в результате циклического падения производства и отражает кризисные явления в экономике.

Пути преодоления бюджетного дефицита: сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег; денежная эмиссия.

Общая сумма накопленных за все годы бюджетных дефицитов составляет государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг - это задолженность правительства населению и юридическим лицам своей страны (за счет выпуска государственных краткосрочных или долгосрочных обязательств, распространяемым среди населения и юридических лиц).

Внешний долг - задолженность государства правительствам, гражданам или организациям других стран.

 

Налоги (сборы, пошлины) - это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.

Современные принципы налогообложения:

1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов;

2) налогообложение доходов должно носить однократный характер;

3) обязательность уплаты налогов;

4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6) налоговая система (это с овокупность взимаемых государством налогов, а также форм и методов их построения) должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики.

Налоговая система должна нести функции:

а) фискальную, то есть служить источником дохода;

б) распределительную, то есть перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;

в) стимулирующую, то есть через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости;

г) регулирующую, то есть изменяя условия налогообложения, правительство способствует решению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом.

 

Вид налогов зависит от соотношения между ставкой налога (его процентом) и доходом.

Налоги выплачиваются из дохода и по своим видам подразделяются на:

Прогрессивный налог - это налог, процентная ставка которого повышается в связи с ростом самого дохода.

Регрессивный налог – это налог, процентная ставка которого понижается по мере роста дохода.

Пропорциональный налог – это налог, процентная ставка которого сохраняется на прежнем уровне независимо от роста дохода.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.

 

Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение.

В практике экономического развития, производства и использования ВНП были установлены закономерности, влияющие на величину налогообложения, эффективность налоговой политики.

Идея Артура Лаффера состоит в том, что рост налоговых ставок выше оптимального уровня приведет к сокращению общих налоговых поступлений. Причем и низкие, и чрезмерно высокие уровни ставок налогов обеспечивают совершенно одинаковые налоговые поступления в бюджет (рис.10).

 

Рис.10. Кривая Лаффера

 

Снижение налогового бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.