Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симферополь




ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

В.В. ЗАБОЛОТНОВА, Е.В. ЯКОВЕНКО

Н.В. ЛАГУНОВА,

Им. С.И. Георгиевского

 

в таблицах и рисунках

 

Второе издание

 

Рекомендовано Центральным методическим кабинетом по высшему медицинскому образованию МЗ Украины как учебное пособие для судентов ВМУЗ III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23.03.2007 года.).

 

 

 

ББК

УДК 616-07:616-053.2/.6(07)

Л

 

Н.В. Лагунова, В.В. Заболотнова, Е.В. Яковенко.

Пропедевтика детских болезней. В таблицах и рисунках: учебное пособие/

– Симферополь, 2007. - 224 с.

 

Рецензенты:

Больбот Ю.К. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. госпитальной педиатрии и неонатологии, Днепропетровская государствення медицинская академия.

Шунько Е.Е. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. неонатологии, Киевской Национальной медицинской академия последепломного образования им. П.Л. Шупика.

Майданник Б.Г. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. педиатрии Национального медицинского университета им. A.A. Богомольца, член-кореспандент академии медицинских наук.

Боднар Б.Х. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. детской хирургии Буковинского Государственного медицинского университета, лауреат премии В. Залецкого.

Фролова Т. В. – кондидат медицинских наук, доцент, зав. каф. пропедевтики детских болезней

Харьковского Государственного медицинского университета.

Резниченко Ю.Г. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. госпитальной педиатрии Запорожского Государственного медицинского университета.

 

 

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней разработано и подготовлено с учетом пожеланий студентов и анализа особенностей усвоения изучаемого материала студентами разного уровня подготовки. Включает в себя анатомо-физиологические особенности детского организма в разный периоды развития, методы физикального, лабораторного и инструментального обследований, основные симптомы и синдромы поражения органов и систем. Материал сведен в специальные таблицы и рисунки. Отображены современные достижения отечественной и мировой педиатрической науки, отвечает требованиям Болонской системы образования.

Предназначено для студентов медицинских университетов III-IV уровней аккредитации, врачей-интернов и является практическим руководством для врачей-педиатров. Соответствует учебной программе, утвержденной Министерством здравоохранения Украины.

 

Ответственный за выпуск: проректор по учебной работе Крымского государственного медицинского университета им. С.И.Георгиевского, профессор О.А. Притуло.

 

Все права защищены. Никакя часть этой книги не может быть воспоизведена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование, магнитную запись или иные средства копирования или сохранения информации без письмнного разрешения авторов. Любое нарушение запрещено согласно законам Украины.

 

ISBN

© Лагунова Наталья Владимировна, 2007

© Заболотнова Вера Витальевна, 2007

© Яковенко Евгений Вадимович, 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ  
Глава 1. Система кожи  
1.1 Развитие кожи  
1.2 Анатомо-физиологические особенности кожи  
1.3 Функции кожи  
1.4 Осмотр кожных покровов  
1.5 Цвет кожных покровов  
1.6 Характеристика сыпей  
Глава 2. Костная система  
2.1 Остеогенез  
2.2 Критические периоды развития костной системы  
2.3 Состав костной ткани  
2.4 Функции костной ткани  
2.5 Виды костей  
2.6 Клетки костной ткани  
2.7 Методы исследования костной системы  
2.7.1 Осмотр  
2.7.2 Пальпация  
Глава 3. Мышечная система  
3.1 Развитие мышц  
3.2 Классификация  
3.3 Некоторые особенности мышечной системы  
3.4 Масса мышцы по отношению к массе тела  
3.5 Варианты механизма выработки энергии  
3.6 Методика исследования мышечной системы  
3.7 Основные разновидности поражений мышечного аппарата при заболеваниях  
Глава 4. Дыхательная система  
4.1 Анатомо-морфологические особенности дыхательной системы  
4.2 Механизм первого вдоха  
4.3 Схема строения стенки альвеолы и аэрогематического барьера  
4.4 Оценка функции внешнего дыхания  
4.5.1 Методы исследования дыхательной системы (схема)  
4.5.2 Методы исследования дыхательной системы  
4.5.3 Методы исследования внешнего дыхания  
4.6 Основные симптомы, позволяющие заподозрить поражения дыхательной системы  
4.7 Осмотр, пальпация грудной клетки  
4.8.1 Перкуссия легких (схема)  
4.8.2 Топографическая перкуссия  
4.9 Аускультация легких  
4.10 Симптомы и синдромы поражения дыхательной системы  
4.10.1 Кашель  
4.10.2 Нарушения ритма дыхания  
4.10.3 Виды одышки  
4.10.4 Типы характера дыхания  
4.10.5 Синдром острого воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей  
4.10.6 Синдром повышения воздушности легочной ткани (эмфизема)  
4.10.8 Синдром полости в легком  
4.10.9 Синдром скопления воздуха в полости плевры (пневмоторакс)  
4.10.10 Синдром острой и хронической дыхательной недостаточности  
4.11 Методы исследования  
4.11.1 Исследование плевральной жидкости  
4.11.2 Исследование мокроты  
Глава 5. Сердечно-сосудистая система  
5.1 Развитие сосудов  
5.2 Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы  
5.2 Система кровообращения плода  
5.4 Функции ССС  
5.5 Границы сердца  
5.6 Пальпация  
5.7 Аускультация  
5.8.1 Функциональные шумы у детей и подростков  
5.8.2 Дифференциально-диагностическая таблица функциональных и органических систолических шумов  
5.8.3 Органические шумы  
5.9 Пороки сердца  
5.9.1Признаки наиболее распространенных врожденных пороков  
5.9.2Семиотика приобретенных пороков сердца  
5.10 Симптомы и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы  
5.10.1 Обморок. Причины  
5.10.2 Семиотика изменений артериального давления  
5.10.3 Синдром острой сердечной недостаточности  
5.10.4 Острая сосудистая недостаточность  
5.10.5 Аритмии  
Глава 6. Пищеварительная система  
6.1 Развитие  
6.2 Анатомо-физиологические особенности  
6.3 Особенности пищеварения у детей  
6.4 Осмотр живота  
6.5.1 Пальпация органов ЖКТ  
6.5.2 Пальпация поджелудочной железы  
6.5.3 Пальпация печени  
6.5.4 Размеры печени по Курлову  
6.5.5 Пальпация желчного пузыря  
6.5.6 Исследованue наличия в брюшной полости жидкости  
6.6 Методы исследования ЖКТ  
6.6.1 Инструментальные методы исследования ЖКТ  
6.6.2 Средние размеры поджелудочной железы по данным ультразвукового исследования  
6.6.3 Исследование желудочного содержимого  
6.6.4 Фракционное исследование желудочного сока  
6.6.5 рН-метрия  
6.6.6 Клиническая оценка изменений в анализе желудочного сока  
6.6.7 Исследование дуоденального содержимого  
6.6.8 Лабораторное исследование желчи  
6.6.9 Анализ кала  
6.7 Симптомы и синдромы поражения пищеварительной системы  
6.7.1 Синдром болей в животе  
6.7.2 Синдром повышенной и пониженной кислотности желудочного сока  
6.7.3 Семиотика нарушений глотания (дисфагия)  
6.7.4 Семиотика диспептических расстройств  
6.7.5 Семиотика изменений аппетита  
6.7.6 Синдром печеночной недостаточности  
6.7.7 Дифференциально-диагностические критерии желтух у детей  
Глава 7. Нервная система  
7.1.1 Развитие  
7.1.2 Развитие (схема)  
7.2 Анотомо-физиологические особенности  
7.3 Методы исследования  
7.3.1 Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в возрасте 1 мес-3 года  
7.3.2 Определение мышечного тонуса  
7.3.3 Оценка двигательной активности  
7.3.4 Исследование рефлексов  
7.3.5 Рефлексы новорожденного  
7.3.6 Основные безусловные рефлексы у доношенных детей и сроки их выявления в норме  
7.3.7 Расстройство рефлекторной деятельности  
7.3.8 Патологические рефлексы  
7.4 Спинномозговая жидкость (ликвор)  
7.5 Черепные нервы  
Глава 8. Мочевыделительная система  
8.1.1 Развитие почки  
8.1.2 Схема развития почки  
8.2 Теория мочеобразования  
8.3 Схема строения нефрона  
8.4 Анатамо-физиологические особенности почек  
8.5 Осмотр  
8.6 Пальпация и перкуссия  
8.7 Методы исследования  
8.7.1 Анализ мочи  
8.7.2 Биохимическое исследование мочи  
8.7.3 Микроскопическое исследование  
8.8 Другие лабораторные методы  
8.9 Изменения суточного диуреза  
Глава 9. Эндокринная система  
9.1 Общее положения  
9.1.1 Классификация эндокринных желез  
9.1.2 Гуморальная регуляция  
9.1.3 Классификация гормонов  
9.2.1 Схема развития яичка  
9.2.2 Схема развития яичника  
9.2.3 Схема развития яйцеводов, матки и влагалища  
9.3 Анатамо-физиологические особенности эндокринной системы  
9.3.1 Мальчики (последовательность появления признаков полового созревания  
9.3.2 Классификация стадий полового созревания у мальчиков  
9.3.3 Оценка стадии полового развития у мальчиков  
9.3.4 Девочки (последовательность появления признаков полового созревания)  
9.3.5 Классификация стадий полового созревания у девочек  
9.3.6 Оценка стадии полового развития у девочек  
9.4 Симптомы и синдромы нарушения функций половых желез  
9.4.1 Преждевременное половое развитие (ППР)  
9.4.2 Гипофункция половых желез у мальчиков  
9.4.3 Гипофункция половых желез у девочек  
9.5 Гипоталамус  
9.5.1 Строение гипоталамуса  
9.6 Гипофиз  
9.6.1 Строение гипофиза  
9.6.2 Болезни связанные патологией аденогипофиза  
9.7 Надпочечники  
9.7.1 Развитие надпочечников  
9.7.2 Анатомо-гистологическое строение надпочечников  
9.7.3 Функции надпочечников  
9.7.4 Синдромы и симптомы заболеваний надпочечников  
9.8 Щитовидная железа  
9.8.1 Развитие щитовидной железы  
9.8.2 Анатомо-гистологическое строение железы  
9.8.3 Физиология щитовидной железы (гормоны)  
9.8.4 Косвенные методы оценки функции щитовидной железы  
9.8.5 Методы оценки функции щитовидной железы  
9.8.6 Синдромы и симптомы поражения щитовидной железы  
9.9 Паращитовидные железы  
9.9.1 Развитие паращитовидных желез  
9.9.2 Гормоны паращитовидных желез  
9.9.3 Синдромы и симптомы поражения паращитовидных желез  
Глава 10. Система крови  
10.1 Кроветворение  
10.2 Обследование больного  
10.3 Инструментальные и лабораторные методы исследования  
10.4.1 Лимфатические узлы. Размеры, расположение  
10.4.2 Исследование лимфоузлов  
10.5.1 Основные симптомы и синдромы поражения системы крови  
10.5.2 Анемии  
10.5.3 Геморрагический синдром  
10.5.4.Общая схема гемостаза  
10.6.1 Показатели периферической крови у детей  
10.6.2 Содержание желчных пигментов в крови  
10.6.3 Показатели белкового обмена  
10.6.4 Показатели липидного обмена  
10.6.5 Показатели углеводного обмена  
10.6.6 Показатели обмена азота  
10.6.7 Основные показатели коагулограммы  
Список рекомендуемой литературы  
Список сокращений  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.