Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты эмоционального реагирования




Структурная формула эмоционального явления.

Любая эмоция имеет два компонента:

1 компонент – отражение объекта эмоции. Осуществляется средствами всех познавательных процессов. Беспредметных эмоций нет. Эта иллюзия возникает, когда объект не осознается. В связи с наличием этого компонента выделяют

- чувственный тон ощущений,

- чувственный тон образов восприятий,

- чувственный тон образов представлений,

- интеллектуальные эмоции, обслуживающие мыслительную деятельность.

- высший уровень – нравственные переживания, отражающие нормы морали.

 

2 компонент – отображение состояния субъекта- носителя психики.

- Исходный уровень субъекта – носителя психики – индивид (телесно-соматический носитель).

- Производный и наиболее интегрированный из производных – субъект деятельности.

- Высший уровень – личность.

В связи со 2 компонентом выделяют

- простейшие эмоции (радость, гнев, страх-печаль – ортодоксальные бихевиористы считают их врожденными),

- интеллектуальные и эстетические эмоции, переживания успеха-неуспеха, характерные для субъекта деятельности.

- Нравственные переживания и чувства, характерные для личности.

Оба компонента могут быть представлены с разной степенью выраженности – в связи с этим выделяют эмоции объектноцентрированные и субъектноцентрированные.

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 

Аспекты эмоций. Выделяют четыре основных аспекта анализа эмоций:

1. Физиологические механизмы эмоций.

2. Эмоциональная экспрессия (выражение эмоций в мимике и пантомимике)

3. Ситуационный контекст тех или иных переживаний.

4.Качественная специфика переживаний (внутренний план эмоций)

Внутренние переживания субъективны и единственный способ ознакомиться сними – спросить у субъекта, что он испытывает. Эмоциональные переживания скорее передаются средствами искусства, живописи, поэзии, а не в словах.

Поведение легче фиксируется. Его можно наблюдать и описывать как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Слезы на глазах человека могут быть и от радости, и от огорчения, и от негодования. Выражение многих эмоций носит универсальный характер. Например, оскал является универсальным проявлением гнева во многих культурах. Чарльз Дарвин полагал, что универсальность проявления эмоций имеет приспособительное значение для выживания. Люди разных культур сходным образом идентифицируют ряд эмоций - гнев, радость, страх, печаль, отвращение, удивление. Указанные эмоции в определенном смысле можно считать базовыми, универсальными.

Физиологическую активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще не слишком совершенны, чтобы выявить значения тонких изменений в различных проявлениях активации, например, таких как, потоотделение или учащенный ритм сердца. Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Именно в этом состоит одна из причин по которой «детектор лжи» следует использовать с большой осторожностью.

 

Основные формы эмоциональных явлений.

Собственно эмоции. Отражают события в форме обобщенной субъективной оценки. Они могут быть реакцией не только на свершившееся событие, но и на вероятные или вспоминаемые. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение определенного времени всю психическую деятельность и поведение человека.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Это бурное, кратковременное эмоциональное состояние, сопровождается сужением сознания и последующей амнезией (полной или частичной). Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть - господствующее стойкое всеохватывающее переживание. Оно выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель.Это вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Стресс (критические состояния) – представляет собой форму эмоционального переживания, возникающую в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно – психических сил. Ганс Селье описывал три стадии:

· реакция тревоги (мобилизация защитных сил организма);

· стадия сопротивления (адаптация к стрессору);

· стадия истощения.

Чувства возникают как обобщение эмоций и отражают устойчивые отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства - это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни. Чувства отражают значимые отношения, они более устойчивые, чем эмоции. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость, описывают нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.