Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткосрочное равновесие конкурентного производителя




Промежуточное положение между монополией и совершенной конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию фирмы (степень эластичности ниже, чем при монополии, и выше, чем при совершенной конкуренции, когда спрос является совершенно эластичным). Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса. Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.

На рис. изображена ситуация, в которой находится фирма, функционирующая в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде.

Руководствуясь правилом MR = МС, фирма определяет объем производства Q и цену на свою продукцию Р. При данном уровне средних общих издержек, выраженном кривой АТС, фирма получает прибыль, величина которой выражена площадью прямоугольника СРАВ.

Рис. 2. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.

Спрос на продукцию фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции, более эластичен, чем на продукцию монополиста. Поэтому кривая спроса является более пологой.

Фирма на основе правша MR = МС устанавливает объем выпуска продукции Q и цену Р. Прибыль фирмы — площадь фигуры СРАВ.[1]

3. Совершенная конкуренция и эффективность

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:

1) множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;

2) полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;3) отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала;4) полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;

5) отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

Строго говоря, беря меркантилизм за начальный хронологический период, приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическую теорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений.

Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» [20,с105] принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.

Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощением, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства.

Что касается рыночных государств, то там пришлось решать более сложные задачи, как на государственном, то есть практическом уровне, так и в области экономической теории. К настоящему времени данные теоретические положения можно считать завершенными. Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов. Поскольку для целей курсового исследования анализ механизмов не представляется главным, а литературные источники по нему достаточно распространены, то остановимся на классификации.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке исключительно важную роль. Она имеет методологическую роль.

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих условиях, приближенных к совершенной конкуренции.

Во-вторых, она имеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет – пусть и ценной больших упрощений действительно рыночной картины – понять логику действий фирмы. Этот приём, типичен для многих наук.

Методологическая ценность концепции совершенной конкуренции полностью выявится в дальнейшем при рассмотрении рынков монополистической конкуренции, олигополии и монополии, которые широко распространены в реальной экономике. Сейчас же целесообразно остановиться на практическом значении теории совершенной конкуренции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.