Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный шум




 

С самого рождения большинство людей испытывают на себе непрестанные звуковые (шумовые) воздействия разного рода — от тиканья часов до рева самолетов и гула большого города. Человек привык по мере возможности не замечать их, психологически отстраняться в процессе своей жизнедеятельности. Важным условием для адаптации при этом является не столько интенсивность звука, сколько его регулярность, повторяемость. Последнее часто бывает просто невыносимо.

Вред шумового «давления» для физического и психического здоровья граждан общеизвестен. Отрицательно сказывается данный фактор и на производительности труда человека. Поскольку шумовой аккомпанемент является неотъемлемой частью нашей жизни, обществу приходится разрабатывать различные «барьерные» способы его устранения или смягчения, в том числе правовые. Борьба идет постоянная и с переменным успехом.

В последние годы обычным явлением стали так называемые информационные перегрузки — новая «болезнь» информационного общества. Человеку в настоящее время доступна практически любая информация в неограниченном объеме. Он отправляет и получает электронную почту, загружает в память компьютера картины, звукозаписи, наконец, может практически одновременно связываться с любым числом пользователей для обмена информацией. Однако вопрос заключается в том, насколько необходим человеку такой объем информации, может ли он его целиком усвоить и в дальнейшем использовать. Однозначного ответа на данный вопрос пока нет, но его постановка представляется вполне актуальной, особенно если речь идет об образовании подрастающего поколения.

Подобно тому, как физические звуковые волны, нужные в той или иной ситуации или слишком сильные, — воспринимаются человеком как шум, нечто подобное происходит и с волнами информационными. Поэтому появляется все больше оснований для выделения и исследования шумовых воздействий особого рода. Речь идет об информационном шуме, как мы его назвали. Разберемся, из каких компонентов он состоит и так ли опасен для здоровья общества и каждого отдельного человека. Затронем только некоторые компоненты, на наш взгляд, в настоящее время наиболее существенные.

Обилие информационных потоков, знако-символьная архитектура бытия современного человека (жителя мегаполиса, в первую очередь) неизбежно приводит к «дубляжу» или, наоборот, разрозненности сведений; перенасыщение каналов восприятия диктует неспособность индивидуального сознания справиться с массивами поступающей информации. Иначе говоря, главной причиной информационного шума выступает излишек информации, особенно если последняя не затребована. Данное явление не так уж безобидно, как может показаться на первый взгляд, поскольку лишняя, «фоновая», информация, отвлекая внимание человека от поставленных целей, способствует истощению его интеллектуальных сил, повышает энергетические затраты.

В связи с этим нельзя не отметить роли рекламных кампаний в данном процессе. Используя все возможные средства и приемы, нащупывая слабые места в «глухой обороне» здравого смысла, они добиваются одного: спроса, вне зависимости от внутренней потребности. Естественно, помимо «захламления» нашего сознания реклама в определенной степени выполняет функцию информативную, определяет подчас выбор того или иного решения индивида (граница между информированием и навязыванием, однако, чрезвычайно тонка). Надо сказать, что соотношение рекламных информационных продуктов в области теле- и радиовещания неоднократно подсчитывалось, вместе с тем нет обобщающих данных о том, какую долю информационного фона в общем объеме информационной насыщенности человека и всего общества они составляют. Тем более открытым остается вопрос о способах и формах компенсации данных тех или иных «шумовых» информационных атак.

Ближайшая родственница рекламы, занимающая почетное место в семействе информационных шумовых воздействий, — это пропаганда. Прежде всего имеется в виду политическая пропаганда, направленная на восхваление властных структур, ключевых партий и идей. Испеченная закулисная «сдоба», пропитанная патокой и украшенная глазурью, имеет мало отношения к информации как к таковой — не сообщает потребителю ничего нового и некачественно отражает действительность. Особенно сильным информационный шум от пропаганды становится накануне всеобщих или региональных выборов.

Спастись от него можно только одним способом — полностью блокировать каналы средств массовой информации. Однако сделать это трудно, хотя бы по той простой причине, что человеку требуется объективная информация о происходящих в стране и мире событиях. Отделить одно от другого в процессе передачи чаще всего оказывается весьма трудно. Впрочем, устраивать себе передышку от масс-медиа всегда имеет смысл и в любое время, так как именно они являются главным источником информационного «зашумления» сознания человека.

По мере продвижения информационных инноваций часто приходится слышать нелицеприятную и в общем во многом справедливую оценку феномена глобальной сети. Всемирная паутина — гениальный прорыв и сокровищница человеческой мысли, знаний и информации. Но она же, по мнению многих, — грандиозная «помойка», хранящая в своих недрах «тюки» бесполезной информации вкупе с залежами весьма ценных вещей. Отрыть последние сквозь толщу наваленного мусора бывает крайне тяжело. Помимо недостаточно разработанных поисковых сервисов, существует и другое объяснение данной проблемы.

Ресурсы Сети наполняются разнородной информацией, предлагая как профильные сведения, так и дополнительные, носящие рекламный характер. Конечно, включая в себя по большей части не финансируемые государством объекты, глобальная информационная сеть не может функционировать исключительно за счет энтузиастов. Выделение, соответственно, части пространства под прямую рекламу и ссылки держателями информационных страниц — явление закономерное и обоснованное, покуда оно не переходит рамки этики и здравого смысла.

Другое дело — «бомбежка» пользователей электронной почты, так называемым, спамом, являющимся в чистом виде информационным шумом. Например, на сайт Русского гуманитарного интернет-университета на официальную почту ежедневно приходит от 600 до 1000 писем спам. Чтобы просматривать и отсеивать их, требуется немало времени и средств. Несмотря на то, что многие почтовые сервисы имеют настройки для автоматического отсеивания подобных писем, статистика их поступления достаточно высока. Вынужденная реакция на присланный материал (обусловленная опасением пропустить действительно важные и ожидаемые сведения) влечет за собой, как уже отмечалось, ощутимую потерю времени и сил. Направленная же борьба со спам-технологиями требует значительных капиталовложений, а самое главное, разработки новых методических приемов распознавания нужной и ненужной для каждого отдельного человека. Сегодня эта задача не решена, а информационный шум не только остается, но и постоянно и даже ускоренно возрастает.

Доселе мы говорили о той составляющей информационного шума, которая формируется из лишней, бесполезной для индивида и незатребованной им информации. Однако существует и проблема чрезмерного накопления в принципе нужной, но повторяющейся информации. Это, прежде всего, создает информационные шумы в науке. Можно увидеть, что с каждым днем выходит все больше публикаций, в частности, в гуманитарных областях общественного знания. К сожалению, львиная доля учебной и научной литературы не содержит сколько-нибудь новых идей и примеров, из книги в книгу шествуют шаблоны, разбавленные словесной «водой». И приходится серьезным исследователям выуживать необходимую информацию буквально по крупицам из тонн прочитанного сходного и никому не нужного информационного материала. Невольно вспоминаешь слова В. Маяковского, сказанные, правда, по другому поводу: «Изводишь единого слова ради тысячи тон словесной руды».

Еще одним фактором создания информационного шумового фона выступает критерий полезности информации, понимаемый неодинаково. Бывает так, что информация, предназначенная для одного круга лиц, действительно в ней заинтересованных, волей-неволей «мозолит» глаза другим пользователям сетей. Обычно большая часть «всплывающих» попутно данных отбрасывается сразу, но какое-то их количество все-таки «застревает» в голове человека в его информационном пространстве и в качестве мертвого груза хранится в памяти еще долгое время, пока не сотрется другими информационными напластованиями, нередко таким же информационным шумом.

Можно еще много сказать и написать (и кстати на эту тему написано немало хорошей литературы), но важно осознать, что от информационного шума не так легко избавиться, точнее, от него невозможно устраниться, также как отвлечься от шума городского. Информационный шум также есть в основном порождение урбанистического процесса. Можно только держать информационный шум в некоторых разумных, допустимых, безвредных рамках. Но для это требуется тщательное и многопозиционное исследование многих специалистов такого специфического феномена, как информационный шум.

Как нам кажется, сегодня еще никто не занимался этими проблемами, но скоро они встанут во весь рост и, по всей видимости, потребуют своего решения, в том числе и законодательного. Шум убивает ресурсы, в данном случае ресурсы интеллектуальные, так же как шум в технических информационных ресурсах убивает их производительность и качество прохождения сигнала. В технических системах уделяют этому большое внимание и научились более или менее с этим бороться.

В информационных процессах пока что не считают шум большой проблемой и в результате практически не уделяют этому должного внимания. Иногда только пишут о засилье рекламы или хаоса Интернета, но этого мало. Больше об этом говорят сами средства массовой информации. Ученые в области социальной информатики пока что совсем не исследуют данную проблему.

* * *

Несмотря на кажущую понятность, тем не менее понятие «культура информационного пространства» и роль человека в нем остается сложной и до конца не понятой. Чаще всего это связано с возникновением все новых и новых задач, которые требуют нередко весьма кардиального пересмотра этих и других понятий. Например, появление компьютера и Интернета представило содержание понятия как общей, так и частной (профессиональной) культуры практически в новом ракурсе. Например, что такое этика — хорошо известное понятие применительно к информационному пространству Интернета и пр.

Пока ответа на этот вопрос нет, наверно, и не может быть, учитывая столь небольшой срок развития Интернета и соответственно существования нового, как иногда говорят, виртуального сообщества. Мы можем предложить для данного вида социального взаимодействия набор этических нор, принятых в повседневной жизни, и это, без сомнения, будет полезно. Однако полностью реализовать эти нормы в сети будет очень сложно, что и показывает современный Интернет. То, что нельзя делать публично в обыденной жизни, оказывается вполне дозволительно анонимно в Интернете. Не случайно, постоянно говорят, и вообщем-то вполне справедливо, об установлении если не цензуры (против чего мы категорически возражаем), то по крайней мере неких фильтров. Однако вопрос этот сложный, и решение ему можно найти только по прошествии многих лет самостоятельного и независимого от каких-либо навязанных, в самых лучших побуждениях, этических норм функционирования информационного пространства.

 

А.Д.Урсул




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.