КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Теория потребительского поведения
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством потребителей. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - понятие субъективное, индивидуальное. Существуют обстоятельства, ограничивающие возможности потребителя (его доход и цена), поэтому он стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение (или полезность) от их потребления. Для этого потребитель должен как-то сравнить, сопоставлять и соизмерять полезность различных благ и их наборов. Существуют два основных подхода к решению этой проблемы: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).
Потребительское равновесие согласно количественному подходу возникает тогда, когда полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинаково независима от того, на какой именно товар она израсходована. Mu/ Pa = MuB / PB=…MuN/ PN
MuтовA, MuтовB … MuтовN – предельные полезности товаров А, В,… N Pтов.A, PтовB,… Pтов.N – их цены. Ординалистский подход основан на выборе комбинации благ по их предпочтительности. Потребительские предпочтения можно представить в виде кривой безразличия - это совокупность потребительских наборов двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.
Кривая безразличия
Кривая безразличия (U) показывает, что любые два набора благ на кривой (A, B, C, D) равноценны для потребителя, т. е. приносят потребителю одинаковую полезность.
Реальное потребление для потребителя ограничивается двумя факторами: ценой и доходом. Для изображения множества доступных потребителю наборов используется бюджетная линия.
Уравнение бюджетной линии: Потребительское равновесие: D = x × Px + y × Py. точка "E". Рх \ Ру = –D Y /D Х = MRSxу Наклон бюджетной линии: -Δ y /Δ x = Pх \ Pу
Изменение цены или дохода смещает бюджетную линию вверх или вниз, следовательно, равновесие потребителя изменяется
a) б)
Кривая "доход – потребление" (уровня жизни)
а) потребитель с ростом дохода одинаково увеличивает потребление блага Y и блага X; б) покупки благ Y и X увеличиваются непропорционально. Снижение цены отражают бюджетные линии NK1, NK2, NK3. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3 с бюджетными линиями P1, P2, P3 и соединив их, мы получим кривую W "цена – потребление", связывающую все точки равновесия потребителя, соответствующие разным ценам.
N
Кривая "цена – потребление"
Снижение цены ведет к приобретению большего количества блага X.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |