Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и функции философии




Философия как форма общественного сознания.

 

Откроем любой учебник по философии или философский словарь и увидим, что слово "философия" в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". Считается, что Пифагор Самосский (ок. 580-500 до н. э.) был первым, кто назвал себя философом. Диоген Лаэртий (III в.), собиратель историй о философах античности, писал, что Пифагор, будучи уже известным мудрецом, нанес визит царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы царь спросил Пифагора: "Какое твое занятие?" Мудрец сказал, что он философ. Леонтий попросил его объяснить значение этого слова. Пифагор ответил, что как на Олимпийские игры одни идут, чтобы обрести славу, другие - для получения барышей, и только немногие - для удовольствия, так и в мир люди являются с разными интересами и целями. Одни - для накопления богатства, другие - для получения наслаждений и только избранные - для поиска истины и изучения природы. Вот эти последние и именуются философами, т. е. любителями мудрости.

А в качестве названия совокупности знания впервые употребил слово "философия" Платон (428\427-348\347 до н. э.). Его ученик Аристотель (384-322 до н. э.) считал философию главной наукой о наиболее общих и фундаментальных принципах бытия. Впоследствии слово "философия" быстро привилось и распространилось в Древней Греции, а затем и во всем мире. Она активно внедрялась в общественную практику, жизнь конкретного человека. Философии уже более 25 веков. Тем не менее, отметим, что этот возраст ей к лицу и нисколько не старит.

Однако за последние две сотни лет не раз раздавались голоса, что с развитием науки философия отжила свое. Так, в начале ХIХ в. французский ученый О. Конт заявил, что эпоха философии миновала, она современному научному знанию не нужна. Но вот что заставляет задуматься. Сколько бы ни провозглашали некоторые представители позитивной науки окончательную гибель философии, сколько бы ни утверждали ее бесполезность для жизни и деятельности человека и ни доказывали, что она, как миф и религия своеобразный пережиток истории, интерес к философии с развитием человеческой цивилизации не только сохраняется, но и растет.

Почему это происходит? Дело в том, что человек постоянно сталкивается с философскими вопросами. Что есть жизнь? Есть ли жизнь после смерти? Кто устроил мир? Есть ли Бог? В чем смысл жизни? Что есть истина? Что такое красота, добро и зло? И т. д. и т. п. Проанализируем прозвучавшие. Речь идет о проблемах, которые не могут не волновать человека. Вопросы, касающиеся смысла и сущности бытия, жизни и смерти - "вечные" вопросы и не имеют конечного решения. Они обсуждаются и будут обсуждаться постоянно, пока существует человечество. Их-то рассмотрением и занимается философия.

 

1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

 

Несмотря на невозможность решения вышеназванных вопросов, обычно у каждого есть определенное представление о мире, которое зависит от уровня личностного его постижения. Это - мировоззрение. Оно (обязательно!) есть у каждого человека, и проявляется в наиболее важных решениях, делах и поступках.

Порой говорят, что человек рождается дважды. Вначале он приходит в мир как живое существо, а затем, осваивая его, создает свою картину мира и становится личностью. Утверждая себя как личность, человек вырабатывает собственные принципы жизни, интеллектуальное и бытовое отношение к миру, которые в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляют мировоззрение.

Термин "мировоззрение" появился в конце XVIII в. как перевод немецкого слова Weltanschauung, что означает "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось во второй половине XIX в. Вместе с тем, представления о мировоззрении стали складываться еще в Древнем мире. Это были наивные с современной точки зрения взгляды о некоем высшем знании, обладание которым делает человека мудрым. Зачатки таких представлений можно встретить в поэзии Гомера, рассуждениях античных философов.

В современном обществоведении под мировоззрением понимается совокупность взглядов (воззрений) и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и его поведение. Мировоззрение - образование интегральное. В его состав входят обобщенные знания - практические и научные, а также ценности, которые ориентируют человека в жизни и деятельности. Мировоззрение - это своеобразный сплав особенностей эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру (его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и, более или менее, целостное понимание мира и самого себя). Именно мировоззрение становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельность человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т. д. Это своего рода духовная призма, через которую люди воспринимают все окружающее.

Структуру мировоззрения можно представить в виде двух уровней: жизненно практического с навыками, обычаями и традициями, определенными жизнью и практической деятельностью людей, и теоретического, включающего науку и философию.

 

Схема 1

 

 

Наряду с мировоззрением в философии употребляются такие понятия, как мироощущение, мировосприятие, миро- созерцание и миропонимание, которые связаны со спецификой познания мира. Миропонимание является результатом мышления интеллектуальной творческой деятельности. Что касается других понятий, то они связаны не только с рациональной, т. е. разумной формой познания объективного мира, но и чувственной, к которой относятся ощущения, восприятия, представления. Соответственно, мироощущение, мировосприятие и миросозерцание возникают как определенный симбиоз рациональных взглядов и сочетающихся с ними чувственных ощущений, восприятий, представлений, эмоций и страстей человеческих. В этом случае проявляются и ценностная ориентация человека, его интуиция, возможности познания мира ненаучными средствами (литература, искусство, эзотерика).

История духовного развития человечества знает следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Следует подчеркнуть, что каждый из типов мировоззрения - это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще, которое является понятием родовым. Таким образом, понятия "мировоззрение" и "философия" не тождественны между собой. Мировоззрение - понятие более широкое, чем философия. Философия является одним из типов мировоззрения.

Выше уже подчеркивалось, что не существует человека без мировоззрения. У каждого в процессе жизнедеятельности формируется собственное мировоззрение, которое называют обыденным или жизненно практическим, а чаще - здравым смыслом. Общение с родителями, сверстниками, преподавателями, усвоение родного языка и овладение знаниями, контакт с окружающей средой - все это формирует убеждения, ценности, жизненные установки человека. У него постепенно складывается картина мира, которая окрашена его личными чувствами и переживаниями, характером трудовой деятельности.

Следует иметь в виду, что обыденное мировоззрение никогда не представляет систему, это фрагментарные знания о мире, часто несовместимые между собой, и практикой человека. Обыденное мировоззрение не позволяет познать мир во всей его красе и многообразии. Оно не дает полноценной картины мира. Однако это совершенно не значит, что обыденное мировоззрение не нужно человеку. Как раз наоборот - ни один человек не может жить без здравого смысла, обыденного мировоззрения. Это основа его жизни. Здесь хотелось бы только отметить, что жизненно практического мировоззрения для современного человека мало, т.к. оно упрощено и ограничено. Порой возникающие жизненные ситуации заставляют искать другие (не бытовые) мировоззренческие ориентиры. Человеку нужны наука, философия, искусство, право, которые придают его жизни глубину, укрепляют в делах и поступках. Но именно обыденное мировоззрение является определяющим и пронизывает все другие типы мировоззрения.

Исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое. Мифология - это универсальная, еще не расчлененная, единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях первобытного общества. Мифы (с греч. - повествование, сказание), были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы в те времена, когда люди еще только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и были еще не способны выделить себя из окружающей среды. Сложилось множество преданий о героях и чудесных существах, впоследствии - богах, в которых в наивно-художественной форме объяснялось появление и устройство мира и человека.

Особенность мифологической картины мира в том, что в ней природные явления как бы раздваиваются и олицетворяются в богах. Например, помимо солнца появляется бог солнца, помимо грома - бог грома и т. д. При этом происхождение мира связано с рождением богов. Так, в греческой мифологии (поэма Гесиода "Теогония") вначале рождается Хаос, затем - Гея и Тартар (земля и подземелье), после них - Эрос, Нюкта и Эреб (любовь, ночь и мрак). От Геи рождаются Уран и Понт (небо и море), от Эреба и Нюкты - Эфир и Гемера (свет и день). И так далее.

Подчеркнем, что миф это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и жизни людей, устройстве мира, появлении жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации, а потом и религиозных верований.

Мифы сыграли важную роль в жизни человеческого сообщества на ранних этапах его становления. Они утверждали определенную систему ценностей, насаждали те или иные правила поведения человека, то есть выполняли функцию своеобразного стабилизатора жизни людей. И главное - они гармонизировали мир и человека, природу и общество, обеспечивали согласованность человеческой жизни. Со временем мифы утратили свое историческое значение. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении человека и мира. Их унаследовали от мифа религия и философия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.