Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассматриваемые вопросы по модулю 1




Вопросы для повторения по модульной единице 1

1. Укажите основные задачи животноводства.

2. Опишите задачи общей и частной зоотехнии.

3. Опишите разделы общей и частной зоотехнии.

4. Покажите связь между зоотехнией и другими науками: биологическими, экономическими, техническими.

5. Объясните, почему развитие зоотехнии связано с развитием общества.

Резюме по модульной единице 1

Показано, что история развития животноводства представляет собой основу зоотехнической науки, которая, в свою очередь, является теоретической базой животноводства. Структурно, зоотехническая наука состоит из двух разделов – общей и частной зоотехнии. Разделы общей зоотехнии решают задачи и разрабатывают методы, одинаковые для всех видов домашних животных, в то время как разделы частной зоотехнии применяют эти методы в технологических целях для конкретного вида животных.

 

Тестовые задания по лекции 1

 

1. Выберите науки, которые входят в раздел общей зоотехнии:

А) разведение

Б) кормление

В) зоогигиена

Г) ветеринария

Д) зоология

 

2. Выберите науки, которые входят в раздел частной зоотехнии:

А) разведение

Б) кормление

В) свиноводство

Г) ветеринария

Д) скотоводство

 

3. К какому разделу зоотехнии относится наука о кормлении животных:

А) общая зоотехния

Б) частная зоотехния

 

4. Науки, входящие в раздел общей зоотехнии, разрабатывают такие методы и приемы, которые применимы:

А) ко всем видам домашних животных

Б) к конкретному виду домашних животных

В) к прирученным животным

 

5. Науки, входящие в раздел частной зоотехнии, разрабатывают такие методы и приемы, которые применимы:

А) ко всем видам домашних животных

Б) к конкретному виду домашних животных

В) к прирученным животным

 

 

Модуль 2: Происхождение и одомашнивание животных

 

Аннотация.

В этой лекции обсуждаются понятия «домашние животные», «прирученные животные», «сельскохозяйственные животные». Рассматриваются места и центры одомашнивания основных видов сельскохозяйственных животных, а также их предки и родичи. Приводятся основные методы изучения происхождения и одомашнивания животных.

Ключевые слова: зоотехния, животноводство, общая зоотехния, частная зоотехния.

 

1 вопрос. Методы изучения происхождения домашних животных.

2 вопрос. Понятия «домашние животные», «прирученные животные», «сельскохозяйственные животные».

3 вопрос. Центры одомашнивания.

4 вопрос. Предки и родичи сельскохозяйственных животных.

Модульная единица 2. «Методы изучения происхождения и одомашнения диких животных. Центры одомашнивания»

Цели и задачи изучения модульной единицы модульной единицы 2.

Дать представление о том, какими методами происходит изучение происхождения домашних животных. Показать принципиальные различия между дикими животными, прирученными особями и домашними животными. Обратить особое внимание на то, представители каких классов и отрядов были одомашнены. Охарактеризовать предков и родичей основных видов сельскохозяйственных животных.

 

2.1. Методы изучения происхождения и одомашнивания животных

 

Все домашние животные произошли от диких предков, часть кото­рых уже вымерла, а некоторые и в настоящее время существуют в раз­личных местах нашей планеты.

Одомашнивание диких животных, наравне с окультуриванием по­лезных человеку растений, имело огромное значение в развитии чело­веческого общества. Созданные человеком породы домашних животных и сорта культурных растений явились новыми важными средствами производства продуктов питания и сырья для изготовления одежды, обу­ви и других предметов. К. Маркс указывал, что прирученные, следова­тельно, уже измененные посредством труда, выращенные человеком животные играли на первых ступенях человеческой истории главную роль как средство труда.

Приручение и одомашнивание животных сыграло исключительно важную роль в дальнейшей эволюции самого человека.

Накапливая опыт и познавая законы природы, в частности законы развития организмов, человек сначала бессознательно, а затем все более целеустремленно (методически) стал изменять животных, созна­тельно управлять их эволюцией. В пределах каждого вида он создал большое число разнообразных по форме и характеру продуктивности пород сельскохозяйственных животных (только пород крупного рогатого скота в настоящее время насчитывается свыше 400).

Происхождением животных еще до Ч. Дарвина интересовалось мно­го ученых (Паллас, Линней, Кювье, Сент-Илер, Юарт и др.), но только Ч.Дарвину удалось дать материалистическое объяснение происхождения органического мира и доказать его эволюцию. Крупные исследования по эволюции, высоко оцененные Дарвином, принадлежат русскому учено­му В.О. Ковалевскому.

Ч. Дарвин в своих работах о происхождении видов и об изменениях животных и растений под влиянием одомашнивания широко использовал накопленные к середине XIX в. материалы по географии, истории, куль­туре, животноводству и прочим областям знаний. В обосновании теории отбора особенно помогли ему достижения заводчиков того времени в создании многих пород сельскохозяйственных животных, а также тру­ды Г. Натузиуса и Л. Рютимейера.

Ч. Дарвин был первым ученым, заложившим научные основы изучения вопроса о происхождении домашних животных путем тщательного сравнения современных пород с более древними и со сходными с ними дикими формами (по окраске, телосложению, по строению внутренних органов и скелета, а также по поведению).

В конце XIX — начале XX в. появляются работы русских исследо­вателей А. Ф. Миддендорфа, Е. А. Богданова, А. А. Браунера, П. Н. Ку­лешова, М. Ф. Иванова, С.Н. Боголюбского и др., по­священные изучению вопросов происхождения и одомашнивания жи­вотных.

На важное значение проблемы происхождения культурных растений и домашних животных указывал Н. И. Вавилов. Он отмечал, что, зная прошлое, владея элементами, от которых развивалось земледелие, со­бирая культурные растения в древних очагах земледелия, можно в кратчайшее время научиться управлять историческим процессом, на­учиться изменять культурные растения и животных в соответствии с запросами сегодняшнего дня. Под руководством Н. И. Вавилова проведен ряд крупных экспедиций по отысканию основ­ных очагов происхождения культурных растений и домашних животных, а также по изучению их видового и внутривидового состава. Эти экспе­диции дали обширный материал, значительно обогативший наши знания о происхождении культурных растений и домашних животных.

Изучение происхождения домашних животных подтверждает выво­ды эволюционной теории Ч. Дарвина о том, что виды животных и расте­ний не созданы «небесным творцом», а возникали и развивались естест­венным путем из других, более простых видов.

Знание эволюции домашних животных, ее закономерностей, а так­же исходного материала, видового и внутривидового состава животных является ключом к управлению формообразовательными процессами, к выведению новых, полезных человеку пород животных. Чтобы пра­вильно и успешно вести племенную работу, необходимо изучить процесс превращения диких животных в домашних.

Приручение диких животных и их одомашнивание относится к глу­бокой древности, когда еще не было письменности. Поэтому сведения о ходе, объеме и характере этого процесса основываются на источниках, добытых естественными и культурно-историческими науками с исполь­зованием сравнительно-анатомического, физиологического, археологиче­ского, этнографического и некоторых других методов.

Краниологический метод. Является частным случаем сравнительно-анатомического исследования. Вопрос о происхождении домашних животных решается на основании сравнения современных их представителей с соответствую­щими дикими родичами и с ископаемыми останками домашних живот­ных, которыми владел древний человек. Путем сопоставления отдель­ных костей ныне живущих домашних животных и сохранившихся остатков ископаемых форм устанавливаются наиболее близких диких роди­чей современных домашних животных. Особое внимание при срав­нительно-анатомических исследованиях обращают на строение черепа, так как он чаще сохраняется в целом, малоизмененном виде, благодаря чему становится возможным улавливать отдельные де­тали, по которым различают черепа разных животных.

Пользуясь сравнительно-анатомическим методом и учитывая неко­торые определенные взаимоотношения между формой и строением от­дельных костей и всего организма, а также между строением, функциями и образом жизни животного, известному французскому ученому Кювье удавалось по отдельным остаткам ископаемых форм, живших и вы­мерших еще до появления человека, восстанавливать внешний вид и да­же образ жизни ряда давно вымерших животных. На основании срав­нительного изучения черепов ныне существующих пород крупного рогатого скота и полученных в результате многих раскопок ученые построили ряд гипотез о его происхождении от диких предков и класси­фицировали все породы крупного рогатого скота на несколько основных краниологических типов. Краниологический метод широко использован Е. Ф. Лискуном при решении некоторых других вопросов научной зоо­технии. Прибегают к этому методу при изучении закономерностей роста черепа; установлении степени количественного и качественного воздей­ствия на рост черепа наследственности и факторов внешней среды, а также соотношений костей черепа между собой, с одной стороны, и соотношений их с другими частями скелета — с другой; при выяснении степени однородности изучаемых групп животных по строению их черепов и установлении наиболее типичных черт строения черепа, имею­щих систематическое значение; при освещении вопросов скрещивания и гибридизации животных различных пород и видов; при установлении и описании краниологических признаков, характеризующих собой раз­личные расы домашних животных.

Археологический и этнографический методы. Для изучения происхождения и эволюции сельскохозяйственных жи­вотных используются также археологический и этнографи­ческий методы. Материалы, добытые археологами, дали возможность установить, какиеживотные имелись в одомашненном состоянии у наших далеких предков, какой образ жизни вели эти предки и для каких целей они пользовались своими домашними животными.

Этнографы, изучающие жизнь, быт, культуру современных народно­стей, обнаружили племена, у которых одомашнивание диких животных происходило сравнительно недавно и животноводство в настоящее вре­мя стоит еще на очень низкой ступени. Это позволяет, хотя бы в общих чертах, судить и о том, как в свое время происходило одомашнивание животных у наших доисторических предков.

Изучение костных остатков и орудий производства из раскопок имеет большое значение для разработки широкого круга вопросов, от­носящихся к истории материальной культуры и животноводства, в том числе к вопросам происхождения домашних животных, центров (очагов) одомашнивания, местных формирований и заимствований домашних животных, эволюции их в домашнем состоянии, оценки породного соста­ва и продуктивности древних животных, форм животноводства и их роли в хозяйстве различных исторических периодов и в разных природных условиях.

Важные сведения о происхождении, одомашнивании и использова­нии животных древним человеком дают наскальные рисунки и ископае­мые остатки изобразительного искусства. По остаткам изобразительно­го искусства, найденным в раскопках древних поселений и городов, можно определить время, к которому относятся эти остатки, судить о внешнем виде и размерах диких и домашних животных, о технике ловли и приручения диких форм и даже о характере использования животных древним человеком.

Гибридологический метод. Оказывает з начительную помощь при решении вопроса о происхождении от­дельных видов домашних животных путем скрещивания домашних животных с существующими дикими формами. Прибегают, к нему для того, чтобы узнать, получается ли от такого скрещивания плодовитое потомство и можно ли, следова­тельно, считать этих животных близкими родичами.

К группе физиологических методов следует отнести изучение биохимических свойств белков крови реакциями преципитации, агглюти­нации и т.д.) сравниваемых животных с целью установления их фило­генетического родства.

Для решения вопроса об очагах первоначального приручения и одо­машнивания диких животных используются материалы зоогеогра­фии и экологии о географическом распространении и основных ареалах диких видов, родственных домашним животным. Там, где не было и нет диких родичей домашних животных, там и не могло быть их приручения и одомашнивания. Определение очагов одомашнивания за­трудняется, однако, тем, что древние (времен одомашнивания) ареалы часто не совпадают с ареалами современными и что многие из диких родичей, жившие в те далекие времена, вымерли. В таких случаях решению задачи помогают данные палеонтологии и археологи.

Зоогеографические и экологические исследования позволяют нахо­дить связи вымерших и ныне живущих форм животных с географиче­скими ландшафтами (степи, леса, горы и т. д.). При этом легче ре­шаются вопросы о происхождении и очагах одомашнивания животных малых ареалов и с узкой приспособляемостью (на­пример, буйволы, яки), чем происхождение и очаги одомашнивания животных обширных ареалов и способных существовать в разнообраз­ных условиях внешней среды (например, овцы, круп­ный рогатый скот).

Таким образом, исследование происхождения отдельных видов до­машних животных сводится к:

- изучению сельскохозяйственных животных современных пород данного вида сравнительно-анатомическим и физио­логическим методами;

- установлению степени родства между живот­ными существующих пород и близкими им дикими формами скре­щиванием их между собой и биохимическим изучением особенностей белков крови;

- изучению многообразия современных домашних живот­ных и диких форм и очагов их происхождения и одомашнивания с при­влечением данных археологии и этнографии;

- выявлению связи современ­ных животных с историческими и доисторическими формами по найден­ным черепам, другим костным остаткам, изображениям и т. д.;

- непосредственному отысканию прародителя животных того или иного вида на основе материалов, добытых указанными приемами, путем срав­нения современных основных форм с дикими представителями того же рода.

2.2. Понятия: «животные домашние», «животные прирученные», «животные дикие».

 

В понятие «домашнее животное» различные авторы вкладывают не­одинаковое содержание. По мнению одних (Г. Натузиус), это животные, существование которых искусственно поддерживается человеком и на­ходится в тесной зависимости от условий домашнего хозяйства. По мне­нию других, домашними можно назвать животных, заботу о которых человек взял на себя и которые при этом правильно размно­жаются и передают своему потомству ряд приобретенных качеств. М. Вилькенс и К.Келлер относят к ним применяемых в хозяйстве полез­ных человеку животных, способных размножаться под его покрови­тельством и подвергаться искусственному отбору.

Несмотря на достаточную согласованность этих определений, в прак­тике может возникнуть вопрос, как отнести то или иное жи­вотное к домашним или диким. Так, французские авторы, широко трактуя этот термин, относят к домашним животным и африканского хорька, и золотую рыб­ку, и устрицу. Г. Натузиус и К. Келлер, наоборот, ограничивая число видов, которые можно назвать домашними, не включают в их число таких животных, как белые мыши, золотые рыбки, несмотря на то, что они культивируются человеком и могут представлять определенный хозяйственный интерес и удовлетворять материальные или культурные потребности человека.

Во избежание недоразумений Е.А.Богданов и И.И.Калугин не без основания предложили заменить термин «домашнее животное» тер­мином «культурное или культивируемое животное», подобно тому, как растениеводы называют растения культурными в отличие от диких.

Время и степень соответствующего воздействия человека на живот­ных отдельных видов различны. Так, степень воздействия человека на северного оленя меньше, чем на таких животных, как крупный рогатый скот, лошадь, свинья, овца. Независимо от того, будем мы называть этих животных домашними или культурными, характерная их особен­ность заключается прежде всего в полезности для человека, в способ­ности удовлетворять его материальные и культурные потребности.

Другой характерной особенностью домашних животных, на которую впервые указал К. Маркс, является заложенный в них человеческий труд. «Животные и растения, которых обыкновенно считают продуктами при­роды, в действительности являются продуктами труда не только прошло­го года, но в своих современных формах и продуктами видоизменений, совершавшихся на протяжении многих поколений под контролем чело­века, при посредстве человеческого труда».

Следовательно, домашними надо считать выведенных человеком по­лезных ему животных, которые:

- находятся в тесной зависимости от условий хозяйства и способны в этих условиях размножаться и подвергаться из поколения в поколение искус­ственному отбору и подбору

- несут на себе печать человеческого труда не только текущего, но и всех предыдущих поколений,

- являются средством производства.

Из группы домашних животных можно выделить несколько видов так называемых сельскохозяйственных животных, имеющих непосред­ственное отношение к сельскохозяйственному производству.

Объектами животноводства как отрасли сельского хозяйства слу­жат крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, верблюды, ос­лы, ламы, олени, кролики, куры, утки, гуси, индейки, цесарки и в неко­торой степени собаки (они используются в качестве сторожевых, транс­портных, охотничьих, а иногда и мясных животных). В Южной Америке мясными животными были и морские свинки. В древнем Египте зани­мались разведением антилоп (для получения молока и использования на сельскохозяйственных работах), но со временем как домашнее (или, может быть, как полуодомашенное) животное антилопы были утеряны.

От животных домашних (в полном смысле этого слова) следует отличать прирученных. К числу последних обычно относят животных, взятых человеком из природы (из дикого состояния) для той или иной цели. В отличие от домашних прирученные животные не испытали на себе длительного (на протяжении многих поколений) воздействия со стороны человека. Труд, затраченный на их приручение, ограничивается лишь данной особью и не распространяется на предшествующие поко­ления, хотя, строго говоря, и дикие животные не остаются без воздей­ствия на них человека: в своей хозяйственной деятельности он оказы­вает определенное и подчас очень сильное влияние на окружающую при­роду, в том числе и на животный мир.

Прирученные животные в неволе обычно не размножаются: их вся­кий раз ловят и приручают заново. Правило это не является, однако, абсолютным; опыт работы зоопарков и звероводческих хозяйств свидетельствует о том, что по мере улучшения техники приручения и создания более благоприятных условий существования, многие дикие животные при приручении плодовитости не теряют.

Из большого числа видов диких животных, к которому относятся все представители Царства животных, человеку за все его мно­говековое существование удалось освоить и перевести в одомашненное состояние всего лишь несколько десятков (в настоящее время насчиты­вают до 60 видов домашних животных, включая и таких, как пчела, шелковичный червь, кошениль и др.).

 

Процесс приручения и одомашнивания животных нельзя считать законченным. Многие дикие животные, например песец, норка, лисица, а также разводимая в прудах рыба (карп, форель, линь, серебристый карась и др.) проходят стадию одомашнивания в настоящее время.

2.3. Центры одомашнивания животных.

 

Жизнь на Земле возникла много сотен миллионов лет тому назад в архейскую эру. Палеозой (более 300 млн. лет тому назад) характе­ризуется появлением рыб; в мезозое (более 100 млн. лет назад) были уже рептилии, а в конце его — птицы и первые млекопитающие. В кай­нозойскую эру (начавшуюся 30-40 млн. лет назад и продолжающуюся по настоящее время) широкое распространение получили млекопитаю­щие (третичный период); в четвертичный период кайнозойской эры по­явился и человек.

Третичный период кайнозойской эры подразделяется на геологические эпохи: па­леоцен (появление рептилий и первых млекопитающих), олигоцен (дифференциа­ция млекопитающих), миоцен (развитие травянистой растительности и распростра­нение травоядных млекопитающих) и плиоцен (появление новейших млекопитающих, дошедших до наших дней). Три первые эпохи составляют палеоген, а последняя — неоген.

Четвертичный период длился около 1 млн. лет; это период леднико­вых передвижений, гибели крупных млекопитающих (мамонта, пещер­ного медведя и др.), развития современной флоры и фауны и станов­ления человека. Четвертичный период (антропоген) делится на плей­стоцен (или дилювий) и голоцен (современная эпоха, или аллювий). По орудиям труда, которыми стал пользоваться человек, этот период делится на: 1) эолит (продолжался 400 тыс. лет) — заря каменных ору­дий, 2) палеолит (150 тыс. лет)., или древний каменный век, 3) мезолит (возник за 12—10 тыс. лет до нашей эры), 4) неолит (за 8—6 тыс. лет до нашей эры), или новый каменный век,— приручение и одомашнивание животных, 5) век меди и бронзы (продолжительностью около 3 тыс. лет), 6) железный век (1500—1000 лет) и 7) историческая эпоха (с полови­ны первого тысячелетия до нашей эры).

Первые следы человека относятся, вероятно, к концу третичного пе­риода (500—600 тыс. лет назад), а в следующий за ним четвертичный период у человека уже появляются простейшие орудия труда и предметы домашнего обихода.

Палеолит характеризуется только каменными, деревянными и ко­стяными орудиями и утварью; эти орудия с течением времени стано­вятся все более разнообразными и совершенными. Человек палеолита вел «собирательный» образ жизни (питался кореньями, плодами и дру­гими съедобными частями растений) и коллективно охотился на крупных стадных животных (мамонтов, носорогов, диких лошадей, крупный ро­гатый скот) путем устройства загонов и ловчих ям.

Остатки палеолитической культуры найдены во многих местах Ев­ропы, Азии, Африки и Америки (в пещерах и на открытых местах, пред­ставляющих «стоянки», расположенные по берегам морей, рек и озер). В СССР остатки этой культуры (кости рыб, зверей и каменные орудия) были обнаружены в средней полосе, в Крыму, на Северном Кавказе, в Сибири и в некоторых других местах.

В эпоху мезолита, переходную к неолиту, когда ледники на равни­нах растаяли, мамонты, пещерные медведи и шерстистые носороги вы­мерли, а северные олени переселились на север, человек изобрел лук и стрелы, с помощью которых можно было убивать дичь на значитель­ном расстоянии. С изобретением лука и стрел коллективная охота по­степенно стала терять свое значение. В эпоху мезолита происходило приручение и одомашнивание диких предков собак (волков и шакалов).

В эпоху неолита, относящуюся к послеледниковому периоду, человек имел уже глиняную посуду, более тонкие, отточенные и отшлифованные каменные орудия и вел оседлый образ жизни. Большой известностью пользуются неолитические отложения Ладожского озера; много их най­дено и в других местах СССР (в черноземной полосе, на Украине, Урале, Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке), а также в Западной Европе (в частности, в Швейцарии). В этих отложениях обнаружены кости как диких, так и уже одомашненных животных. Данные раскопок свиде­тельствуют о том, что вслед за собакой в эпоху неолита человек приру­чил и одомашнил сначала свинью, затем овцу, козу и крупный рогатый скот (последовательность эта в разных местах, по-видимому, изменя­лась). Лошадь была одомашнена значительно позднее.

Предположительные очаги происхождения домашних животных оп­ределяются в значительной мере зоогеографическими ареалами их ди­ких родичей. Однако легче устанавливаются места происхождения и одомашнивания тех животных, ареал предков и родичей которых во времена одомашнивания был небольшим (например, яка, бантенга, кур и некоторых других). В отношении же таких животных, как крупный рогатый скот, собаки, свиньи, дикие предки которых имели широкое распространение в Азии, Африке и Европе, вопрос решается труднее.

Дикие собаки (вернее волки и шакалы) были распространены по всему свету.

Дикие свиньи, близкие к домашним, обитали в Средней Азии, Сибири и Европе.

Местами обитания дикого крупного рогатого скота служили степные и лесостеп­ные зоны Азии, Европы и Северной Африки.

Дикие овцы и козы насе­ляли горы и плоскогорья Азии и Европы.

Дикие ослы и одногорбые верблюды имели более узкий ареал — Северо-Восточную Африку и Ара­вию, а двугорбый верблюд — Центральную Азию.

Дикие лошади были распространены в степях умеренных зон Азии и Европы.

Дикие буйво­лы обитали в Юго-Восточной Азии, яки — в Тибете и т. д.

Считают, что впервые:

- крупный рогатый скот был одомашнен в Цент­ральной и Южной Азии, длиннорогий крупный рогатый скот – в Европе,

- свиньи — в Южной Азии (в Ин­докитае),

- лошади — в Средней Азии, Европе,

- верблюды — в горной части Азии,

- яки — в Тибете,

- козы и ослы — в Западной Азии,

- олени — в Северной Азии,

- овцы – в Азии,

- куры, павлины, голуби – в Азии,

- кролики – в Европе,

- индейка – Америка,

- южноамериканская лама – Америка,

- ослы – Африка,

- одногорбый верблюд – Африка,

- кошка – Африка,

- цесарка – Африка,

- страусы – Африка.

Или, если рассматривать с точки зрения места одомашнивания:

- в Азии были приручены и одомашнены собаки, крупный рогатый скот, овцы, козы, олени, дву­горбые верблюды, свиньи, лошади, а из птиц — куры, павлины, голуби,, гуси, утки;

- в Европе — собаки,, крупный рогатый скот, овцы, свиньи, лошади, кролики, а из птиц — гуси и утки;

- в Африке — ослы, зебры, одногорбые верблюды, антилопы, кошки, цесарки, журавли и страусы;

- в Америке — гуанако и индейки.

К основным древним очагам происхождения и одомашнивания жи­вотных С. Н. Боголюбский относит:

1. Азию — двуречье (бассейн Тигра и Ефрата),

2. Индию, Китай, Индокитай,

3. Северо-Восточную Африку — ни­зовья реки Нила,

к дополнительным очагам:

1. Малую Азию,

2. Закавказье,

3. Гре­цию,

4. Приднепровье,

5. Среднюю Азию,

6. Иран.

 

К основным областям, где впервые были одомашнены наиболее важные для человека животные (крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, козы), относятся Юго-Западная Азия и Средиземноморский бас­сейн, причем в первой из этих областей одомашнивание происходило раньше, чем во второй. Сравнительно бедной животными, давшими на­чало домашним, оказалась Америка. Ни одного вида домашних мле­копитающих не дала Австралия.

По данным отечественных исследователей, территория наших Сред­неазиатских республик, южнорусские степи и Правобережная Украина, Нижняя и Средняя Волга, Сибирь также были местами, где издавна происходило приручение и одомашнивание животных. Все эти области не оставались изолированными. Частые переселения народов, происхо­дившие в разные периоды, способствовали перемещению освоенных че­ловеком животных в новые области, большему или меньшему, смеше­нию их с аборигенными. Границы первичных областей стирались, и к но­вейшему времени главнейшие домашние животные распространились по всему земному шару.

В местах, более изолированных, сохранились в основном обитавшие здесь виды животных; в местах же, служивших ареной борьбы народов и путями переселения, смешение животных различного происхождения было настолько сильным, что трудно подчас с достаточной точностью установить предков многих современных пород сельскохозяйственных животных.

2.4. Предки и родичи домашних животных.

Предки – виды, от которых произошел тот или иной вид домашних животных.

Родичи – виды, в настоящее время существующие в природе, и относящиеся к тому же роду, что и вид домашнего животного.

 

Домашние животные из класса Млеко­питающих принадлежат к отрядам парнопалых, или парнокопытных (Artiodactyla); непарнопалых, или непарнокопытных (Perissodactyla); хищных (Carniovora) и грызунов (Rodentia), а из класса Птиц — к от­рядам куриных (Gallioformes), водоплавающих (Anseriformes) и ржан­ковых (Charadriformes).

Из класса Рыб (Pisces) одомашненными можно считать серебристо­го карпа, золотого язя и некоторых других, а из класса Насекомых — пчелу, шелкопряда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.