Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды




Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными Законом.

Защищенность личности, материальных и культурных ценностей нашего общества от пожаров согласно российскому законодательству рассматривается как элемент национальной безопасности и одна из важнейших функций государства.

Организация и управление пожарной безопасностью.

Общие правовые, экономические и социальные основы обес­печения пожарной безопасности в РФ определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", регулирующий отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными граж­данами, лицами без гражданства.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Основным видом пожарной охраны в стране является Государственная противопожарная служба (ГПС), наделенная полномочиями федерального над­зора и являющаяся центральным звеном системы обеспечения пожарной безопасности в РФ.

Общее руководство по обеспечению пожарной безопасности в стране осуществляет Правительство РФ, в субъектах Феде­рации, районе, поселке, сельском населенном пункте — соот­ветствующие администрации. В отраслях народного хозяйст­ва — руководители министерств, ведомств, объединений, орга­низаций или фирм.

В Федеральном законе применяются следующие понятия:

пожарная безопасность — состояние защищенности лич­ности, имущества, общества и государства от пожаров;

• пожар — неконтролируемое горение, причиняющее мате­риальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам

общества и государства;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установ­ленные в целях обеспечения пожарной безопасности законода­тельством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невы­полнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной

безопасности;

противопожарный режим — требования пожарной безо­пасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зда­ний, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана — совокупность созданных в установ­ленном порядке органов управления, подразделений и органи­заций, предназначенных для организации профилактики пожа­ров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

федеральный государственный пожарный надзор — дея­тельность уполномоченных федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установ­ленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения меропри­ятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материа­лов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органи­зациями и гражданами своей деятельности;

ведомственный пожарный надзор — деятельность ведом­ственной пожарной охраны по проверке соблюдения организа­циями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопас­ности и принятие мер по результатам проверки;

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требова­ния пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожар­ной безопасности, а также действовавшие со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожар­ной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предот­вращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

• государственная противопожарная служба;

• муниципальная пожарная охрана;

• ведомственная пожарная охрана;

• частная пожарная охрана;

• добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются:

• организация и осуществление профилактики пожаров;

• спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

• организация и осуществление тушения пожаров и про­ведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых бес­порядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба является со­ставной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

• федеральная противопожарная служба;

• противопожарная служба субъектов Российской Феде­рации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

• структурные подразделения центрального аппарата фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осущест­вляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

• структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — регио­нальных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской оборо­ны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

• органы исполнительной власти и подведомственные им го­сударственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора;

• пожарно-технические, научно-исследовательские и об­разовательные учреждения;

• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения по­жаров в закрытых административно-территориальных обра­зованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения по­жаров в населенных пунктах (территориальные подразделения);

• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Феде­рации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный пожарный надзор в Российской Федера­ции осуществляется должностными лицами органов государ­ственного пожарного надзора, находящихся в ведении феде­рального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

• федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­ный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

• структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

• структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

• структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

• главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

• главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной служ­бы по пожарному надзору.

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответ­ствующих им прав и обязанностей по осуществлению феде­рального государственного пожарного надзора определяется Правительством РФ.

Организационная структура, полномочия и функции орга­нов государственного пожарного надзора, а также порядок осу­ществления федерального государственного пожарного надзора устанавливаются Правительством РФ.

Международное сотрудничество в области охраны окру­жающей среды возникло в начале 70-х гг. прошлого столетия, когда в отношениях общества и природы возникли серьезные проблемы, несущие глобальную угрозу жизни и существованию земной цивилизации, в биосфере планеты произошли необрати­мые изменения и задача сохранения природной среды — есте­ственной среды жизнедеятельности человека — стала носить всеобщий, интернациональный характер.

В этих условиях стало очевидным, что решить проблемы обеспечения качества и экологической безопасности окружаю­щей среды только на национальном уровне не представляется возможным. Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, неразрывно связан с природным комплексом соседних государств или даже является их составной частью. Единство и взаимосвязь био­сферных процессов, не признающих государственных границ, приводит к тому, что ни одна самая образцовая страна, в смысле бережного отношения к природе, с самым разумным природоох­ранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качественного состава воды, воздуха, почвы, гибели животного и растительного мира, если эта политика не будет осуществляться всеми странами мира одновременно и целенаправленно.

Разведка, рациональная добыча и использование невозобновляемых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновляемых по мере их истощения и загрязнения все больше превращается из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую про­блему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений, принятия и исполнения конкретных международных соглашений по ее ак­тивному решению.

В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользо­вания и охраны окружающей среды. Сложившиеся и реализуемые в мировом сообществе модели экономического развития являются энергоемкими, природоразрушающими и усугубляющими не­благоприятную экологическую обстановку и кризисные эколо­гические явления, возникающие в различных регионах Земли. Объединение усилий и сотрудничество государств в области при­родоохранной деятельности осуществляется и развивается как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Активное участие в сохранении глобальных общественных благ планеты, решении мировых экологических проблем принимает такая международ­ная организация, как ООН и ее структуры.

Впервые ООН поставила и рассмотрела проблему охраны окружающей среды в глобальном аспекте на своей конференции в Стокгольме в 1972 г. В соответствии с ее решениями был создан самостоятельный орган, на который возлагались организация и обеспечение международного сотрудничества в данной области жизнедеятельности в мировом масштабе. Этот орган получил на­звание "Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП". Она занимается мониторингом окружающей среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения острых экологических проблем совре­менности, таких, как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв, нарушение озонового слоя Земли, потепление климата и др.

В связи с тем, что охрана окружающей среды является про­блемой многогранной и комплексной, отдельными ее аспектами занимается также ряд следующих специализированных органи­заций под эгидой ООН, имеющих статус автономных, в том числе:

- ЮНЕСКО — выполняет работу по программе "Человек и биосфера", проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и окру­жающей средой;

- ФАО — имеет своей целью улучшение производства и переработки продукции сельскохозяйственного производства, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агро-сферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновляемых источников энергии;

- ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) — осу­ществляет работу по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха;

- ЮНИДО — содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;

- МАГАТЭ — разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоак­тивных материалов и утилизацию отходов.

Решение региональных проблем является целью деятель­ности комиссий ООН, изучающих социально-экономическое по­ложение в различных странах и частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительств стран, участвующих в реали­зации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), Латинской Америки (ЭКЛАК), Европы (ЕЭК), в рамках которых существуют Коми­теты по экологической политике.

Все более важную роль в решении глобальных экологи­ческих проблем играет такая международная организация, как Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг. XX в. указанный фонд предназначен для оказания помощи в основном развивающимся странам при решении экологиче­ских проблем планетарного характера. В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений финансирования выделены четыре, как-то: глобальное потепление климата, за­грязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

Имеются проекты ГЭФ и по Российской Федерации. 29 ноября 2009 г. был запущен пятилетний проект «Россия. Программа раз­вития возобновляемых источников энергии» (ПРВИЭ), софинансируемый ГЭФ и МФК (Международной финансовой корпораци­ей). Это первый проект ГЭФ-МФК по развитию возобновляемых источников энергии в Российской Федерации. Цель проекта — создание условий для формирования в Рос­сии стабильного рынка возобновляемых источников энергии при тесном сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирным банком.

Получили широкое распространение такие формы межгосу­дарственного и международного сотрудничества, как конвенции, двух- или многосторонние договоры, соглашения, резолюции, программы, что возлагает на страны соответствующие обяза­тельства по различным аспектам природоохранной деятель­ности.

Наиболее значимыми из них являются Конвенции о транс­граничном загрязнении воздуха на большие расстояния, об охране озонового слоя, по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, по защите Черного моря от загрязнения, о биологическом разнообразии, о международ­ной торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по защите морской среды региона Балтийского моря, об охране всемирного культурного и природного наследия, по борьбе с опустыниванием, об изменении климата, о принятии международных мер в отношении отдельных стойких органиче­ских загрязнений, по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и другие.

Плодотворной формой международного сотрудничества являются двухсторонние связи, которые существуют в рамках принятых межправительственных соглашений в области охраны окружающей среды. У России такие соглашения заключены с Великобританией, Германией, США, Францией, Финляндией, Данией и рядом других стран. Как правило, двухсторонние до­говоренности предусматривают реализацию конкретных целей или проектов, привязанных к конкретным регионам, с выделени­ем соответствующего финансирования с обеих сторон или оказа­нием помощи. Проекты, реализуемые совместно, многообразны. В качестве примеров в данном плане можно привести рекон­струкцию Мурманского завода по переработке жидких низкоак­тивных отходов (США, Норвегия), реализацию проектов "Инте­грированный контроль загрязнений" и "Стратегия управления отходами" (Британский экологический фонд "Know-how"), "Организация ландшафтного планирования в Байкальском регионе", "Научные основы комплексного глобального экосистемного мониторинга окружающей среды" (Германия), созда­ние новых природных заповедников и биологических станций, совершенствование управления охраной окружающей среды, управление отходами, улучшение качества водных ресурсов в ряде регионов страны (Нидерланды), проекты по водоподготовке и водопотреблению, переработке бытовых отходов.

Важным аспектом международного сотрудничества являет­ся предоставление финансовых средств со стороны ряда между­народных организаций национальным правительствам для эффективной реализации различных эколого-экономических программ. Эта финансовая поддержка оказывается, как правило, в виде грантов, займов или кредитов.

Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выде­лить Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд, Международный фонд сель­скохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и другие организации. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза.

Вопросами сохранения биологического разнообразия актив­но занимается Всемирный фонд дикой природы.

В последние годы Россия принимает непосредственное участие практически во всех формах международного со­трудничества в области природоохраны, основные принципы которого отражены в Федеральном законе "Об охране окру­жающей среды". С учетом их положений Россия исходит в своей политике в данном направлении из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития междуна­родного природоохранного сотрудничества в интересах на­стоящего и будущих поколений и должна руководствоваться при этом следующим:

• каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благо­приятных экологических условиях;

• каждое государство имеет право на использование при­родной среды и природных ресурсов для целей развития и обе­спечения нужд своих граждан;

• экологическое благополучие одного государства не может обе­спечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

• хозяйственная деятельность, осуществляемая на терри­тории государства, не должна наносить ущерб природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

• недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

• должен быть установлен контроль на глобальном, регио­нальном и национальном уровнях за состоянием изменения окру­жающей среды и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный международный обмен научно-технической инфор­мацией по проблемам окружающей среды и природосберегаю­щих технологий;

• государства должны оказывать друг другу помощь в чрез­вычайных экологических ситуациях.

Указанные принципы полностью согласуются с принципи­альными положениями поведения государств по отношению к природной среде, изложенными во Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.

Для России и других стран, входящих в СНГ, особое значе­ние имеет создание в 1992 г. Межгосударственного экологиче­ского совета, координирующего природоохранную деятельность и содействующего в разрешении экологических споров между Россией, Беларусью, Молдовой и рядом других государств Со­дружества.

Среди международных неправительственных организаций важнейшей является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный в 1948 г., основными направлениями усилий которого являются издание Красных книг о редких и исчезающих видах организмов, организации за­поведников и национальных природных парков, экологическое просвещение и другие виды деятельности.

Огромный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес "Римский клуб" — международная научная неправительственная организация, созданная в 1968 г. Мировую славу этой организации принесли работы по матема­тическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и определению путей, которые помогли бы избежать грозящей в недалеком будущем экологи­ческой катастрофы.

Одной из самых известных международных общественных организаций, связанных с сохранением качества биосферы, является "Гринпис" — "Зеленый мир", главным направлением деятельности которой является противодействие радиоактив­ному загрязнению окружающей среды.

Всего в настоящее время в мире действует несколько сотен международных природоохранных организаций, что создает определенные предпосылки, возможности и перспективы в по­исках и осуществле-нии мероприятий по экологизации мирового развития, его гармониза-ции с законами и жизнью природы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.