Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы отношения учителя к конфликту




1. Стремление уйти от конфликта. Преподаватель ведет себя так, как будто ничего не случилось. Конфликт он замечет, но уходит от решения вопроса, пускает ситуацию на самотек, не нарушая видимого благополучия, не осложняя собственную жизнь. Учитель подобен страусу, спрятавшему голову в песок. В такой ситуации резко возрастают нарушения учащимися дисциплины. Неразрешенный конфликт разрушает коллектив класса.

2. Реалистическое отношение к действительности. Преподаватель понимает конфликтность ситуации, но предпочитает приспособиться к требованиям учеников; идет на поводу у них, стремясь смягчить конфликтные отношения уговорами, увещеваниями. Он ведет себя так, чтобы, с одной стороны, не будоражить преподавательский коллектив и администрацию школы, а с другой - не портить отношений со школьниками. Но это приводит к тому, что учащиеся перестают уважать учителя.

3. Активное отношение к случившемуся. Преподаватель признает наличие конфликта, не скрывает его от коллег и руководства школы, он не игнорирует случившееся и не пытается угодить "и нашим и вашим", а действует в соответствии с собственными моральными принципами. Однако он пренебрегает индивидуальными особенностями конфликтующих школьников, не учитывает ситуацию в классе, не выясняет причин конфликта. Такой преподаватель нередко добивается внешнего благополучия, прекращения ссоры и нарушений дисциплины. Но делает это авторитарно, вызывая часто устойчивую неприязнь к своему предмету в школе.

4. Творческое отношение к конфликту. Преподаватель ведет себя в соответствии с ситуацией. Он сознательно и целеустремленно, с учетом всех сопутствующих обстоятельств находит выход из конфликтной ситуации. Не выяснив мотивы поступков учащихся, не принимает скороспелого решения.

Фазы развития и исходы конфликтных ситуаций  

 

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора: повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, игнорирование реакции партнера. С другой стороны, в неречевых характеристиках поведения: уход от разговора, прекращение совместной деятельности или ее нарушение, замешательство, внезапное увеличение дистанции с партнером по общению, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышают некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза имеет две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, то есть ответное конфликтное поведение.

Конфликтное поведение учащихся выражается в действиях и поступках, направленных на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать достижению учителем своей цели и намерений. Упорство учителя в осуществлении своего намерения вызывает еще большее сопротивление учащихся в виде различных форм протеста и непослушания. Если учитель не меняет свою тактику взаимоотношений с учащимися, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм учащихся все более упорным. Возникает уже не острый, а хронический конфликт, переходящий во вторую стадию деструктивной фазы.

Эта стадия, недопустимая во взаимоотношениях учителя с учащимися, характеризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личные оскорбления. На этой стадии конфликтующие стороны уже не могут самостоятельно вернуться к конструктивному обсуждению проблемы, Процесс становится неуправляемым и необратимым.

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение, признание своей ошибки.

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от самого учителя. Прежде всего, при возникновении конфликтной ситуации он не должен допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: ему следует говорить с учащимся спокойно и, изменяя его отношение к чему-либо, убеждать, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Не целесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения по возможности лучше сменить на другую. Можно выразить требование в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно же, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов проводят индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позицию и разъясняют свою. При этом учителю нужно:

- проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

- строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

- постоянно поддерживать с учащимися обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

- чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;

- попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

- дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

- уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;

- подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

- подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает новая задача - погасить возникающий конфликт, не дать ему перейти в затяжной, хронический и не дать втянуть в него других учащимся или весь класс.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации - это уход от разрешения возникшего противоречия, ссылаясь на недостаток времени, на неумелость, несвоевременность спора и т.д. Этот способ следует использовать учителем, чтобы довести урок до конца. Однако такой исход - это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне "остыть", ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. В результате подчас появляется надежда, что со временем все само собой утрясется (такая тактика, как правило, наблюдается у молодых учителей и у учителей с большим стажем, дожидающимся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Уход от конфликта более всего свойствен "мыслителям", которые не всегда готовы с ходу разрешить сложные ситуации. Им необходимо время для продумывания причин и способов разрешения конфликтной ситуации. Тактика ухода достаточно часто применяется и "собеседниками", так как главным для них является сотрудничество при любых обстоятельствах, а на конфликт они идут только в крайних случаях.

Сглаживание конфликта - это согласие с претензиями, но "только на данный момент". "Обвиняемый" старается таким способом успокоить противоположную сторону, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что ему помешали неожиданно появившиеся обстоятельства. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но используемое редко и по разным поводам позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр "обвиняемого" обнаружится и на него снова посыпаться упреки. Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера по общению. Более всего она присуща "собеседникам".

Компромисс - это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту решения, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимном равновесии прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу.

Конфронтация - это жесткое противостояние сторон, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять причины претензий противоположной стороны. Конфронтация заставляет думать, сомневаться искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов. "Кажется, говоришь очевидные истины, а он не понимает!" – возмущается учитель. Однако он не учитывает того, что очевидной вещь может быть только для него, у учащегося же на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

Принуждение - это тактика прямолинейного навязывания учащемуся того варианта решения, который устраивает учителя. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства учителя, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений между ним и учащимся. Однако в школе принуждение в какой-то мере оправдано: ведь учитель, заставляющий школьника соблюдать дисциплину, выступает не от себя лично, а от имени школы, системы образования, которая уполномочила его следить за дисциплиной учащихся.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение самого учителя, его ошибочное утверждение, вызвавшее несогласие учащихся, то разрешить конфликт можно признанием учителем совей ошибки.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений. В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и такие исходы, как признание ошибки, сглаживание и компромисс, тоже благоприятны. Сглаживание снимает отрицательные переживания у одного или обоих участников конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество, тем самым укрепляя межличностные отношения. Уход от конфликта как пассивный исход может демонстрировать равнодушие одного из партнеров по общению, а если он используется обеими сторонами, то можно говорить о взаимном равнодушии. Естественно, это не способствует успешности той деятельности, где требуется сплоченность, моральная поддержка друг друга.

Конфронтация и принуждение отрицательно влияют на эмоциональное состояние и на устойчивость отношений между учителем и учащимися. Рано или поздно конфронтация приводит к разрыву отношения между конфликтующими сторонами.

Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей. Это, однако, мало что дает, скорее, приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося. Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций, хотя и является основным в практике учителей, не очень эффективно, но пренебрегать этим способом тоже не следует (однако ни в коем случае не надо при этом использовать угрозы, высмеивания).

Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, заставив ученика выполнить свое распоряжение, учитель не устранил причину конфликта, а перевел его в другую - скрытую форму.

 

Правила поведения учителя в конфликтной ситуации  

Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, неконкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензий ученику остается только гадать, в чем проявляется это его плохое отношение. В других случаях к основной претензии приплетаются и дополнительные. Например, в учительской один из учителей разговаривает по телефону. Первый, опытный учитель говорит второму, начинающему: «Не слишком ли громко Вы разговариваете по телефону?», добавляя при этом как бы для себя: «Почему-то все должны работать, а некоторые - заниматься болтовней!» В этом случае, первый учитель расширил предмет конфликтной ситуации, так как фактически оскорбил молодого учителя: конфликт возникает уже не по поводу громкого разговора, а из-за обвинения в безделии.

Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание ученику многих претензий создаст у него впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. В результате у ученика возникает раздражение по поводу того, что «на вас ничем не угодишь» и «если я вам не нравлюсь, я могу и уйти: не больно-то и хотелось заниматься в вашей секции!».

Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, с чем-то несогласный, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия, а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать их, ругать жалобщиков, нужно спокойно и внимательно выслушать и попытаться их понять.

Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безаппеляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений создают у учащихся напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что бестактность, а порой и грубость учителя вызывает ответную реакцию у учащихся, но при этом цель учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

Формулировать позитивный выход из конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее решения, устранение причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть сделано в форме частичной уступки, смягчения требований.

 

Управление учителем конфликтом между учащимися

Часто на уроках физкультуры и спортивных занятиях конфликты возникают между учащимися из-за нехватки спортивного инвентаря, завладения спортивной площадкой, по поводу правильности забитого мяча и т.п. Учитель должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его. Для этого существует несколько способов:

1. Устранить реальный предмет спора (например, мяч для игры).

2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью конфликтующих подчиниться его решению.

3. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

4. Создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы вступить в непосредственное взаимодействие (драку).

5. Выяснить у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте (придать предмету конфликта меньшую значимость, показать негативные стороны конфликта и его последствий для самих конфликтующих, для людей, мнением которых они дорожат: показать, как данный конфликт выглядит со стороны).

6. Изменить отношение одного конфликтующего к другому (уменьшить роль в конфликте противоположной стороны).

7. Убедить в необходимости уступки другому.

8. Попытаться представить причину конфликта в юмористическом или гротесково-сатирическом виде.

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.