Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные задачи. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время




Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

Работа 1. Рассмотреть строение аскариды человеческой. Влажный препарат дает представление о размерах и внешнем строении. Тело удлиненное, цилиндрическое, беловато-розоватое. Самка (20-40 см) крупнее самца (15-20 см). Головной и хвостовой концы заострены.

Работа 2. Рассмотреть под микроскопом постоянные микропрепараты и зарисовать их в альбом.

Препарат 1. Поперечный срез самки аскариды (Ascaris lumbricoides) (пост.пр., м. ув.).

Тело в поперечном сечении круглое. Хорошо виден кожно-мускульный мешок. Наружный слой - кутикула. Под ним слой с выступающими 4 валиками, вдающимися в полость тела. Под гиподермой 1 слой продольных мышц, разделенных валиками гиподермы на 4 продольных ленты. Все внутренние органы лежат в полости тела, не имеющей выстилки. Это первичная полость. От мышечных клеток в полость отходят плазматические отростки. Из внутренних органов хорошо различима пищеварительная система. На поперечном срезе видна стенка и полость кишечника. В боковых валиках гиподермы видны сечения каналов выделительной системы. Половая система имеет трубчатое строение. У самки хорошо выражена парная матка, которая заполнена яйцами. Яйцеводы парные, образуют множество петель, поэтому на срезе их много в поперечном и продольном сечении. В них тоже видны яйца. Яичники самые маленькие в диаметре, не имеют просвета.

Зарисовать. Отметить: 1) кутикула; 2) гиподерма; 3) боковые валики; 4) отверстие выделительного канала; 5) мышечный слой; 6) кишечник; 7) матка; 8) яйцеводы; 9) яичники; 10) спинной нервный ствол; 11) брюшной нервный ствол.

Препарат 2. Острица (Enterobius vermicularis) (пост.пр., м. ув.).

Размеры самки 10-12 мм, самца 2-5 мм, тело белого цвета. У самца задний конец закручен на брюшную сторону, у самки заострен. Под микроскопом у острицы в теле видно шаровидное вздутие — бульбус. У самок из половой системы хорошо видна матка с яйцами.

Зарисовать. Отметить: 1) пищеварительную трубку; 2) бульбус; 3) пол гельминта.

Препарат 3. Смесь яиц гельминтов (пост.пр., м/б. ув.).

На препарате смесь яиц гельминтов: яйца остриц ассимметричной формы, одна сторона овала уплощена, другая выпуклая, хорошо выражена бесцветная оболочка. Зарисовать.

Препарат 4. Яйца власоглава (пост. пр., м/б. ув.).

Яйца коричневые, по полюсам имеют пробочки. Зарисовать.

Препарат 5. Инкапсулированная личинка трихинеллы (Trichnella spiralis) в мышцах. (пост.пр., м/б. ув.).

Рассмотреть под микроскопом кусочек мышцы животного, пораженного трихинеллезом. Мышечные волокна (розово-красного цвета) с характерной поперечной исчерченностью. Среди мышечных волокон располагаются капсулы с личинками трихинеллы. В полости капсулы можно видеть спирально свернутую личинку. Зарисовать. Отметить: 1) мышечные волокна; 2) капсулу; 3) личинку трихинеллы.

Работа 3. Составить и зарисовать схему миграции личинки аскариды в теле человека. Отметить места возможных поражений систем и органов.

Работа 4. Составить и зарисовать схему структуры природного очага трихинеллеза в Приморском крае.

Работа 5. Заполнить таблицу по нематодозам (аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез, анкилостоз, некатороз, стронгилоидоз, трихинеллез, филяриозы, дракункулез).

Возбудители Тип, класс, вид (Латинское название) Заболевание Био-, гео- или контегеозный Способ заражения Инвазионная стадия Место локализации у челоовека Личинка развивается с миграцией или без Лабораторная диагностика Меры профилактики

(тесты, задачи и т.д.).

Задача 1. Жена охотника приготовила тушенку из мяса убитого медведя. Через 1,5 месяца у трех членов семьи появились отеки век и лица. Подозрение на какое заболевание возникло у фельдшера ближайшей деревни и какой должен быть рекомендован лабораторный анализ?

Задача 2. В субтропической зоне Кавказа рабочие чайных плантаций летом по земле ходят без обуви. В клинику обратилось несколько человек с жалобами на боли в области 12-ти-перстной кишки, расстройстве пищеварения, общее недомогание. При исследовании кала у некоторых больных обнаружены живые личинки. Каким гельминтом, по вашему мнению, заражены рабочие?

Задача 3. После употребления немытой клубники, купленной на рынке у ребенка через месяц развились явления интоксикации, сопровождающиеся нервными расстройствами и малокровием. Какой нематодоз можно предположить и как подтвердить диагноз?

Задача 4. В летнее время у подростка, живущего в деревне и часто потребляющего в пищу немытые овощи и фрукты, появился кашель с коричнево-ржавой мокротой, характерной для пневмонии. Какой нематодоз более вероятно предположить у больного и почему?

Задача 5. При обследовании детей в детском саду в соскобах с перианальных складок обнаружены яйца нематоды. Яйца, какого паразита были найдены, каким образом произошло заражение детей и какие меры извлечения и профилактики следует предпринять?

Задача 6. У охотника в Белоруссии после употребления мяса дикого кабана через месяц появились симптомы аллергического состояния (отеки лица, эозинофилия), сопровождающиеся высокой температурой и сильными мышечными болями различной локализации. Какой нематодоз можно предположить и как обосновать диагноз?

Задача 7. В лабораторию доставлен кал для исследования «на гельминтозы». При распросе больного оказалось, что у него возможно наличие остриц. Правильно ли составлено направление в лабораторию и как поступить лаборанту?

Задача 8. В препарате обнаружены яйца коричневого цвета, формой напоминающие лимон или бочонок. На полюсах - бесцветные прозрачные пробочки. Оболочка толстая, гладкая, внутреннее содержимое яйца мелкозернистое. Размер около 50 мкм. Определите видовую принадлежность яиц.

Задача 9. Мать, обнаружив у ребенка белых «червячков», вызывающих у него зуд и беспокойство, доставила его в лабораторию. Гельминты длиной до 1 см, нитевидные, белые, концы тела заострены, у некоторых - слегка закручены. Определите вид гельминта.

Задача 10. Чем объяснить, что высеваемость кишечной палочки в смывах рук детей, зараженных острицами, выше, чем, у незараженных?

Задача 11. Почему больные страдают энтеробиозом иногда в течение многих месяцев при сроке жизни остриц не более 1 -2 мес?

Задача 12. В мазке кала обнаружены крупные овальные яйца гельминтов: оболочка толстая, темно-коричневая, имеет неровный бугристый внешний контур. Внутри видна темная округлая масса, полюса яйца свободные и прозрачные. Определите видовую принадлежность яиц.

Задача 13. У больного, страдающего в течении недели пневмонией, при микроскопии мокроты случайно обнаружены личинки. В крови эозинофилия. О каком диагнозе можно думать?

Задача 14. Каким из указанных ниже гельминтом можно заразиться через загрязненные овощи: аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез, трихинеллез, стронгилоидоз?

Задача 15. При каком из перечисленных гельминтозов основным методом исследования является перианалъный соскоб: аскаридоз, энтеробиоз, стронгилоидоз, трихоцефалез, филяриоз?

Задача 16. В районную больницу поступил больной на 10-ый день болезни. Из анализа известно, что за 3 недели до заболевания больной употреблял в пищу свинину, не подвергающуюся ветеринарному контролю. О каком гельминтозе следует думать и какие надо провести лабораторные исследования?

Задача 17. В хирургическое отделение поступил школьник с подозрением на хронический аппендицит. Нужно ли его обследовать на гельминтозы и может ли какой-либо из гельминтозов вызвать сходную клиническую картину?

Задача 18. В семье выявлен больной аскаридозом. Фельдшер предложил госпитализировать его в участковую больницу, чтобы от данного больного не заразились остальные члены семьи. В чем ошибка фельдшера?

Задача 19. Каким из указанных ниже гельминтозов можно заразиться непосредственно от больного: аскаридоз, стронгилоидоз, энтеробиоз, трихинеллез, трихоцефалез?

Задача 20. При прохождении медицинских осмотров работники детских и пищевых учреждений обязаны обследоваться на гельминтозы. Следует ли их, помимо микроскопии кала, также обследовать и методом перианального соскоба?

Задача 21. Симптомом, какого гельминтоза может служить анемия: энтеробиоз, аскаридоз, анкилостомидозы, стронгилоидоз, трихоцефалез?

Задача 22. У пациента, приехавшего из Африки, обнаружение заболевание, вызывающее подозрение на возможность филяриоза. Имеет ли диагностическое значение, в какое время суток у него будет взята кровь для исследования?

Задача 23. Какие животные являются носителями трихинеллы в природе: дикие кабаны, грызуны, коровы, медведи, птицы?

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1 Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

б) дополнительная

1. Каредина В.С. и др. Экологические основы паразитизма в типе Членистоногие. Учебное пособие. Владивосток, 2003г.

2. Заяц Р.Г. и др. Основы общей и медицинской паразитологии. – М., 2002 г.

3. Ильинский Н.Н. и др. Медицинская паразитология. – Томск, 2001 г.

10. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: жизненный цикл аскариды, жизненный цикл трихинеллы, жизненный цикл анкилостом, жизненный цикл ришты, жизненный цикл острицы и власоглава.

б) Световые микроскопы.

в) Постоянные микропрепараты (поперечный срез самки аскариды, личинки трихинеллы в мышцах).

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.