Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение общественных товаров




 

Проблемой является распределение товаров, произведенных государством. Из предыдущих тем известно, что потребитель максимизирует полезность, когда предельные издержки (MC) потребления равны предельному выигрышу от потребления (MB). А так, как величина выигрыша каждого индивидуума различна, то и количество общественного товара, который получает каждый потребитель, различно. Субъективизм во вкусах потребителей создает предпосылки для возникновения дифференциации в удовлетворении полезности потребления общественных товаров. Потребность в разном количестве общественных благ для разных потребителей, как правило, не удовлетворяется, так как такие свойства общественных товаров, как неконкурентность и неисключаемость, относительны и условны. Например, в ситуации, когда у всех или большинства членов общества возникнет желание одновременно удовлетворить свою потребность в общественном товаре, этот товар становится недоступным и исключаемым в своем потреблении. Так, желание воспользоваться мостом всех жителей города в течение короткого промежутка времени приведет к затору (автомобильной пробке), и тогда он становится недоступным для всех. Такая ситуация в той или иной степени характерна для всех общественных товаров.

В большинстве случаев государство предполагает одинаково-равномерное, так называемое «справедливое распределение». В то же время такое распределение нельзя назвать справедливым. Как правило, налоговое бремя производства общественных товаров в основном несут более обеспеченные слои населения, в то же время основными потребителями фактически являются слои населения с низким уровнем дохода. При этом решение относительно количества общественных товаров принимается на основе желания «медианного избирателя» (механизм описан в главе «Теория общественного выбора»), что еще больше усложняет моральную сторону выбора производства общественных товаров.

Другой вариант распределения – предоставление товара в необходимом потребителю количестве, но в порядке очереди. Такая система несет в себе недостаток – потери времени на стояние в очередях. А, как известно, время – это потерянная заработная плата или прибыль предпринимателя. Такой вариант получения общественных товаров также не является идеальным для ряда потребителей.

Таким образом, производство общественных товаров не является легко решаемой проблемой в экономике и требует достаточно глубокого обоснования экономической эффективности государственной и частной формы обеспечения страны благами.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Общественные товары – это товары с уникальными свойствами (неисключаемость и неконкурентность), которые не производятся частным образом либо несут при этом высокие издержки для общества. Сокращение таких издержек – являющихся по своей природе трансакционными – представляется задачей государства при решении проблем увеличения благосостояния общества в целом. Решение данной задачи сопряжено с соотнесением выгод и потерь общества от производства ряда товаров не частным способом, а за счет совместных усилий общества.

2. Определение оптимального количества общественных товаров связано с сопоставлением совокупного спроса и предложения на общественные товары, которые, в свою очередь, зависят от полезности общественных товаров и системы налогообложения.

3. Необходимость и экономическая эффективность производства того или иного общественного товара обычно определяется с помощью метода «издержек–выгод». Проблемы, связанные с неэкономической стороной оценки (с субъективизмом оценки общественных товаров) принято решать с помощью одного из методов оценки: «метода оценки контингента», «ценово-векторного метода» и «метода стоимости путешествия».

4. Проблема распределения общественных товаров состоит в неравенстве соотношения выгод и издержек потребителей при предпочтении общественного способа производства частному. Способы предоставления общественных товаров (одинаково-равномерное, в порядке очереди и др.) характеризуются массой недостатков и требуют индивидуального решения для каждого конкретного общественного товара.

 

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 

Общественные товары (public goods) – товары, обладающие свойствами неисключаемости и неконкурентности.

Неисключаемый товар (nonexclusive good) – товар, предотвратить потребление которого невозможно и за пользование которым трудно взимать плату.

Неконкурентный товар (noncompetitive good) – товар, предельные издержки представления которого дополнительному потребителю равны нулю.

Анализ издержек и выгод общественных благ (public goods cost-benefit analysis) – анализ, позволяющий определить, достаточно ли выгоды получит общество от правительственных программ обеспечения страны общественными благами, чтобы покрыть издержки, связанные с осуществлением этих программ.

Проблема безбилетника, «зайца» (free-rider problem) – возможность получения выигрыша от пользования общественными благами без их оплаты вследствие свойства неисключаемости; возможность получения благ за счет сокрытия информации о реальных выгодах от их потребления.

Индивидуальный спрос на общественные товары (individual demand on public goods) – спрос на общественные товары со стороны отдельного потребителя в соответствии с желанием жертвовать часть дохода в качестве налогов, используемых для производства этих товаров.

Совокупный спрос на общественные товары (aggregate demand for public goods) – сумма индивидуальных спросов на общественные товары.

 

 

Глава 20. АСИММЕТРИЧНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Микроэкономическая теория утверждает, что если в экономике установилось общее равновесие, то оно Парето-эффективно, т.е. никакие изменения в производстве и распределении не могут повысить благосостояние хотя бы одного субъекта без снижения благосостояния других. Однако, нарушение предпосылки о существовании информационной симметрии (что очень реально) может существенно повлиять на характер экономического равновесия. Затрудняя рациональное поведение экономических субъектов и порождая дополнительные транзакционные издержки, асимметрия информации приводит к снижению общественного благосостояния и неэффективному функционированию рынков.

В процессе изучения данной темы преследуются следующие цели:

· рассмотреть понятие асимметричной информации, ее источники;

· показать, каким образом устанавливается равновесие на рынках с асимметричной информацией;

· рассмотреть, каким образом выбор экономических субъектов в условиях информационной асимметрии влияет на благосостояние экономических субъектов и общественное благосостояние;

· определить пути преодоления эффектов асимметрии информации.

 

 

20.1. Асимметричная информация: понятие, источники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.