Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Понятие как форма мышления




Вопросы для повторения

1. Что такое закон мышления?

2. Перечислите основные законы мышления.

3. Укажите, какие законы мышления характеризуют непротиворечивость и последовательность мыслительного процесса.

4. Какой из основных законов мышления в первую очередь проявляется в понятиях?

5. Сформулируйте закон достаточного основания.

6. Как проявляется логическая ошибка "подмена понятия"?

7. Как проявляется логическая ошибка "подмена тезиса"?


 

Понятие – это базовая форма мышления, с помощью которой человек обозначает объекты действительности. Правильно обозначить объект, значит раскрыть его суть, выделить его существенные признаки. Признак – это то, в чём объекты действительности сходны или отличаются друг от друга [12, с. 31; 15, с. 75]. Под признаками, с одной стороны, понимаются свойства объекта, а с другой – отношения между объектами. Потенциально каждый объект может характеризоваться бесконечно большим числом признаков, но для того, чтобы раскрыть смысл объекта из всего множества признаков выделяется небольшая их часть – существенные признаки. Существенными называются признаки, каждый из которых необходим, а вместе они достаточны для того, чтобы правильно раскрыть суть объекта Именно существенные признаки являются структурными элементами понятия. [1, с. 32; 4, с. 118; 22, с. 13]. Признаки, не раскрывающие смысл объекта, считаются несущественными и в состав понятий не входят. Например, для того, чтобы обозначить объект действительности понятием " человек " необходимо взять за основу две существенные характеристики: быть живым существом и обладать разумом. Иные признаки: ходить на двух ногах, быть представителем мужского пола, быть представителем русской нации и др. для понятия " человек " являются несущественными и в его состав не входят.

Совокупность существенных признаков в структуре понятия является основой одной из логических характеристик понятиясодержания понятия. [1, с. 35; 9, с. 44; 12, с. 35; 15, с. 75]. Содержание понятия – это то, что мыслится в понятии [22, с. 15]. Именно в содержании понятия раскрывается смысл объекта действительности и показывается, в чём объекты сходны или отличаются друг от друга. В свою очередь, содержание понятия предопределяет его вторую логическую характеристику – объём понятия - множество объектов, этим понятием обозначающихся. [9, с. 46; 12, с. 35; 15, с. 75]. Объём понятия, есть то, что мыслится посредством понятия, то есть сумма тех классов, групп, родов, видов и т.п., к которым данное понятие может быть приложено [22, с. 15]. Содержание и объём понятия находятся в обратно пропорциональной зависимости друг от друга – чем больше содержание понятия, тем меньше его объём, и, наоборот [4, с. 136-138; 9, с. 47; 12, с. 36; 15, с. 78]. Например, зная содержание понятия "человек" (два существенных признака – быть живым и быть разумным) можно примерно указать его объём – 7 млрд. Допустим, мы говорим о россиянине, что происходит с содержанием и объёмом понятия? Содержание нового понятия "россиянин" увеличилось на один признак – национальность, а объём уменьшился с 7 млрд. до 143 млн.[2]

По объёму все понятия делятся на три группы: общие – в объёме которых упоминается более чем об одном объекте, единичные – в объёме которых упоминается только об одном объекте, нулевые – в объёме которых упоминаются объекты, в действительности не существующие [1, с. 37; 6, с. 102-103; 9, с. 46-47; 12, с. 35-36;]. Например, понятие "человек" по объёму будет общим, понятие "озеро Байкал" – единичным, а понятие "вечный двигатель" – нулевым.

По содержанию все понятия делятся на четыре группы:

во-первых, понятия конкретные, обозначающие объекты действительности и абстрактные, обозначающие признаки объектов. Например, понятие " белая метель " будет конкретным, а понятие " белизна " будет абстрактным;

во-вторых, понятия соотносительные, обозначающие объекты, которые не возникают и не существуют друг без друга и безотносительные, обозначающие объекты, способные возникать и существовать друг без друга. Например, понятия " человек " и " общество " являются соотносительными, а понятия " парта " и " авторучка " – безотносительными;

в-третьих, понятия положительные, в которых утверждаются характеристики объектов и отрицательные, в которых отрицаются характеристики объектов. Например, понятие " человек " будет положительным, а понятие " не-человек " – отрицательным;

в-четвёртых, понятия собирательные, обозначающие группу объектов как единое целое и несобирательные, обозначающие каждый объект в отдельности. Например, понятие " общество " будет собирательным, а понятие " человек " – несобирательным. [1, с. 36-37; 12, с. 38-39].

Далёкие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих существенных признаков, называются несравнимыми, например, понятия " поэма " и " колодец "; " невоспитанность " и " радуга " и т.д. Понятия, которые имеют хотя бы один одинаковый существенный признак, называются сравнимыми, например, понятия " человек " и " жаба ", " танк " и " автомобиль " [9, с. 59-60].

Сравнимые по содержанию понятия вступают определённые отношения по объёму и подразделяются на совместимые и несовместимые. Понятия, объём которых совпадает полностью или частично, называются совместимыми. [1, с. 38]. Например, понятия " юрист " и " адвокат " – совместимы. Для совместимых понятий характерны отношения тождества (равнозначимости), перекрещивания (пересечения), подчинения (субординации). Понятия, объёмы которых полностью исключают друг друга, называются несовместимыми. Например, понятия "преступление" и "наказание" – несовместимы. Для несовместимых понятий характерны отношения соподчинения (координации), противоречия (контрадикторности), противоположности (контрарности). [1, с. 38-42; 9, с. 61; 12, с. 41-43; 15, с. 83-86; 22, с. 20-24].

Отношения между понятиями по объёму схематически выражаются с помощью кругов Эйлера, где каждый круг выражает объём определённого понятия. В частности, отношение тождества:

А – река Волга;

А,В
А, В
В – самая большая река

Европейской части России

 

Отношение пересечения:

А – юрист;

B
A
В - писатель

 

 

Отношение подчинения:

А – юрист;

B
В – адвокат

 
 
A

 


Отношение соподчинения:

А – дерево;

В
В – ель;

С
С – сосна;

D – берёза

 

       
 
А
 
D
 

 

 


Отношения противоречия:

А – успевающий;

A
В – неуспевающий

 

В

 

 


Отношение противоположности:

А – белый;

В – чёрный

       
 
A
 
В

 

 


Задания и упражнения

 

Задание 1. Укажите, выражают ли следующие слова и словосочетания одни и те же понятия

а) Азбука, букварь; б) Озеро Байкал, самое глубокое озеро в мире; в) Сходство, близость, родство, единство; г) Записка, шпаргалка; д) День рождения, годовщина, юбилей; е) Адвокат, защитник; ж) Спутник, товарищ, компаньон; з) Закон, правило; и) Прямоугольник, ромб, квадрат, правильный четырёхугольник; к) Лётчик, пилот, авиатор.

 

Задание 2. Подберите к представленным понятиям слова или словосочетания, имеющие сходное смысловое значение

а) Человек; б) Государственный служащий; в) Граница; г) Победитель; д) Гигант; е) Глазной врач; ж) Талант; з) Памятник; и) Друг; к) Довод.

Задание 3. Подберите к представленным понятиям слова или словосочетания, имеющие противоположное смысловое значение

а) Авангард; б) Храбрость; в) Встреча; г) Бедность; д) Свобода; е) Порядок; ж) Младший по званию; з) Доказательство; и) Подчинённый; к) Симпатия.

 

Задание 4. Укажите, какие из нижеперечисленных понятий по своему объёму являются общими, единичными или нулевыми

а) Страна Восходящего Солнца; б) Юпитер; в) озеро Байкал; г) ООН; д) Круглый квадрат; е) Живой труп; ж) Философ Платон; з) Лесостепь; и) Кащей бессмертный; к) Атомоход; л) Человек, побывавший на Луне; м) Человек, побывавший на Марсе; н) Университет; о) МГУ; п) Алла Борисовна Пугачёва; р) президент; с) президент РФ; т) Действующий президент.

 

Задание 5. Указать, какие из нижеперечисленных понятий по своему содержанию являются:

- Собирательными и несобирательными: а) Число; б) Бригада грузчиков; в) Библиотека; г) Тень; д) Мужество; е) Кооператив; ж) Взвод; з) Деревня; и) Поэзия; к) Свидетель; л) Невежество; м) Журнал; н) Халатность; о) Путешествие; п) Флот.

- Конкретными и абстрактными: а) Политическая система; б) Отвага; в) Противоправность; г) Бескорыстие; д) Железобетонная конструкция; е) Грамотность; ж) Трезвость; з) Стоимость; и) Адвокат; к) Инициатива; л) Ускорение; м) Президент компании; н) Преступность; о) Воинское звание; п) Аукцион.

- Соотносительными и безотносительными: а) Старший офицер; б) Соучастник; в) Честность; г) Внук; д) Хитрость; е) Контрреволюция; ж) Близкий человек; з) Химический элемент; и) Нечётное число; к) Верхний предел; л) Ксерокопия; м) Причина; н) Право; о) Взяткодатель; п) Проблема.

- Положительными и отрицательными: а) Невесомость; б) Ненастье; в) Беспечность; г) Наблюдательность; д) Безответственность; е) Нечётное число; ж) Нехороший человек; з) Антифашист; и) Взяточник; к) Грабёж; л) Оригинал свидетельства; м) Противоправное деяние; н) Двухколёсный велосипед; о) Гипотеза; п) Неудачное приземление.

 

Задание 6. Охарактеризуйте понятия по объёму и содержанию

а) Общество; б) Государство; в) Возраст; г) Дерево; д) Русалка; е) Независимость; ж) автор романа "Три мушкетёра"; з) Покоритель космоса; и) скоростной поезд "Сапсан"; к) Незаконное решение; л) Сепаратизм; м) Музыкальная группа; н) Управленческое решение.

Задание 7. Укажите, какие из нижеперечисленных понятий обладают наибольшим объёмом и наибольшим содержанием.

1. Студент, учащийся, стипендиат;

2. Учебник, книга, учебник по Логике;

3. Христианство, православие, религия;

4. Знак, математический знак, умножение.

5. Берёза, дерево, липа, лиственное дерево;

6. Рабочий, слесарь, каменщик, трудящийся;

7. Документ, паспорт, удостоверение личности;

8. Статья УК РФ, статья 105 УК РФ, статья закона;

9. Золото, аргон, инертный газ, химический элемент;

10. Суд, Министерство, орган государственной власти;

11. Город, столица, населённый пункт, районный центр;

12. Огнестрельное оружие, карабин, карабин Драгунова;

13. Четырёхугольник, квадрат, правильный четырёхугольник;

14. Студент педагогического университета, студент среднего специального учебного заведения, учащийся.

 

Задание 8. Приведите примеры понятий тождественных, подчинённых, подчиняющихся или пересекающихся с данными понятиями

а) планета Солнечной системы; б) правильный четырёхугольник; в) город России; г) телевизор; д) автомобиль; е) металл; ж) животное; з) социолог; и) вода; к) мухомор.

 

Задание 9. Приведите примеры понятий соподчинённых, противоречащих и противоположных данным понятиям

а) белое облако; б) дружественный поступок; в) актёр кино; г) космонавт; д) физическое явление; е) рыбное филе; ж) спичечный коробок; з) глубокая лагуна; и) равнобедренный треугольник; к) офицер.

 

Задание 10. Определите отношения между понятиями и представьте их в круговых схемах.

1. Друг, недруг;

2. Вуз, университет;

3. Право, обязанность;

4. Врач, хирург, терапевт;

5. Жилой дом, кирпичный дом;

6. Пальма, сосна, дерево, высокое дерево;

7. Металл, золото, драгоценность, монета;

8. Студент, староста студенческой группы;

9. Рыба, щука, хищная рыба, морская рыба;

10. Орган государственного управления, суд;

11. Квадрат, ромб, четырёхугольник, трапеция;

12. Река, горная река, река на Кавказе, река Ока;

13. Автомобиль, вертолёт, танк, подводная лодка;

14. Верующий, православный, католик, европеец;

15. Автомобиль, вертолёт, танк, подводная лодка;

16. Молодой человек, работник, учащийся, студент;

17. Президент, президент России, глава государства;

18. Строение, дом, кирпичный дом, трёхэтажный дом;

19. Млекопитающее, дерево, живое существо, кашалот;

20. Европейское государство, федеративное государство;

21. Еженедельник, периодическое издание, газета, журнал;

22. Стол, обеденный стол, антикварный стол, дубовый стол;

23. Наука, математика, психология, социальная психология;

24. Яхта, частная собственность, парусная яхта, морское судно;

25. Изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура;

26. Адвокат, юрист, прокурор, человек с высшим образованием;

27. Добросовестный человек, недобросовестный человек, студент;

28. Картина, произведение искусства, раритет, картина П. Пикассо;

29. Солнечная система, звёздная система, Галактика, Млечный путь;

30. Гуманность, человечность, деяние, явление общественной жизни;

31. Автор романа "Война и мир", писатель, русский писатель, классик;

32. Учёный, юрист, общественный деятель, кандидат юридических наук;

33. Населённый пункт, город, районный центр, посёлок городского типа;

34. Университет, высшее учебное заведение, учебное заведение, академия;

35. Метрополитен, автобус, городской транспорт, муниципальный транспорт;

36. Валюта, иностранная валюта, американский доллар, российский рубль;

37. Организация, учебное заведение, университет, строительный факультет;

38. Государство, европейское государство, федеративное государство, Россия;

39. Литературное произведение, драма, стихотворение, поэтическое произведение, роман;

40. Субъект Российской Федерации, Краснодарский край, Орловская область, республика Карелия;

41. Переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, знающий французский язык; человек, имеющий высшее образование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.