КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Международное гуманитарное право
Задачи Специальные термины Аккламация, дискреционные полномочия международной организации, интеграция, международная конференция, международная организация, международная неправительственная организация, наднациональность, право вето, специализированные учреждения. Задания 1. Приведите примеры: универсальных международных организаций; региональных международных организаций; международных организаций общей компетенции; международных организаций специальной компетенции; международных организаций: Азии; Африки; Америки; Европы. 2. Приведите пример наднациональной международной организации. В чем проявляется феномен наднациональности? 3. Составьте проект устава международной организации защиты студентов. Устав должен состоять из следующих разделов: Преамбула. Цели организации. Принципы деятельности организации. Основные направления сотрудничества в рамках организации. Условия членства в организации. Перечень, структура и полномочия главных органов организации. 4. Сравните универсальные и региональные международные организации. Укажите их преимущества и недостатки. 5. С учетом изменения политической ситуации на международной арене (распад СССР, объединение Германии, образование Европейского Союза, появление новых государств, обладающих ядерным оружием и др.) сформулируйте ваши предложения относительно пересмотра структуры и содержания Устава ООН. 1. Существует несколько систем финансирования деятельности международных организаций. 2. Величина взноса определяется в зависимости от размера валового национального дохода. 3. Величина взноса определяется в зависимости от заинтересованности конкретного государства в деятельности данной международной организации.
4. Величина взноса определяется исходя из численности населения государства- члена. 5. Международная организация финансируется посредством взимания прямого налога с населения государств-членов. Какую систему финансирования следует применять при финансировании деятельности таких международных организаций как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, ЕС? 2. Существует международное объединение клубов Ротари (Rotary International (RI), Rotary international; Rotary Internacional; Internationale Vereinigung der Rotarier) — буржуазное объединение национальных, большей частью закрытых клубов бизнесменов. Движение по созданию клубов Ротари началось в 1905 г. в США, в Чикаго; в 1912 г. была организована Международная ассоциация клубов Ротари; нынешнее название принято в 1922 г. Всего насчитывается более 12 тыс. клубов Ротари в 128 странах Америки, Азии, Африки, Западной Европы, с общим числом членов около 590 тыс. Официальной целью клубов Ротари является содействие распространению принципа «идеального служения» обществу. Высший орган — Конвент (собирающийся ежегодно) избирает правление и так называемых региональных,губернаторов. Во главе правления стоит президент. В штаб-квартире имеется 200 платных работников. Доходы Организации складываются из членских взносов, доходов от подписных изданий и рекламы в периодических изданиях организации, а также прибыли, получаемой от капиталовложений. Объединение Ротари имеет консультативный статус (категория «В») при ЭКОСОС и (категория «С») при ЮНЕСКО. Программа обеспечения стипендиями Фонда Ротари предоставляет возможность его стипендиатам учиться за пределами своих стран в течение года. Сумма стипендии составляет в среднем 3 тыс. долл. в год. Издается журнал «Ротариан» («The Rotarian») на английском языке и «Обозрение Ротари» («Revista Rotaria») на испанском языке, ежегодно публикуются отчеты об очередных Конвентах и другие издания, в том числе сборник практических советов членам клуба о том, как вести борьбу за сохранение всеобщего мира — «Семь путей к миру» («Seven Paths to Peace»).
Официальные языки: английский, испанский, португальский, французский. Штаб-квартира находится в США, имеются отделения в Лондоне и Цюрихе1. Является ли объединение Ротари субъектом международного права? Может ли оно оказывать влияние па процесс формирования и реализации норм международного права? Какие последствия вытекают из обладания Объединением Ротари консультативным статусом при ЭКОСОСи ЮНЕСКО? 3. Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., подписанный представителями Австрии, Франции, Великобритании, России, Португалии, Пруссии,содержит следующие положения: «Державы... сим актом торжественно признают всегдашний нейтралитет Швейцарии и ручаются в целостности и неприкосновенности владений ее... Державы... признают, что пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независимости ее от всякого чуждого влияния»1. Ссылаясь на данный акт, Швейцария отказалась присоединяться к ООН в качестве члена (это государство имеет статус наблюдателя). Как вы считаете, каковы препятствия, вытекающие из этого акта, для членства Швейцарии в ООН? 4. По свидетельству Я. Броунли, в последние годы рост общего числа членов ООН и скромные размеры некоторых государств, подававших заявление о приеме, заставили органы ООН заняться рассмотрением вопроса о возможности установления какой-либо формы ассоциированного членства в ООН. Такой режим мог бы предусматривать отсутствие права на избрание в члены Совета Безопасности, возможность участия в работе Генеральной Ассамблеи без права голоса, льготные условия в отношении участия в расходах ООН и доступ к ресурсам специализированных учреждений, таких как Всемирная организация здравоохранения. Предстоит решить много проблем, и не в последнюю очередь проблему определения критериев для обычного членства в ООН1. Как можно расценить данные предложения?
5. Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, используемая в этом органе, вызывают критику со стороны многих юристов и национальных правительств. Юридические аргументы заключаются в том, что наличие института постоянного членства не соответствует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая аргументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Индия, Германия), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Можно ли согласиться с данными доводами. Должен ли быть изменен состав Совета Безопасности? Если да, то каким образом? 6. В 1948 г. во время первой фазы арабо-израильского конфликта, ООН отправила в Палестину в качестве посредника шведского графа Бернадотта. Вскоре после прибытия на место он был убит израильскими экстремистами. Встал вопрос: в случае, если сотруднику ООН, действующему при исполнении своих обязанностей на службе ООН, причинен ущерб, обладает ли ООН способностью выдвинуть в отношении ответственного за ущерб государства международно-правовую претензию о взыскании убытков? Как соотносится требование ООН с правами государства, гражданином которого является потерпевшее лицо? Устав ООН не содержит каких-либо положений, напрямую регулирующих возможность заявления такого требования. Попытайтесь ответить на данный вопрос. 7. Ознакомьтесь со следующими положениями Устава ООН: «Статья 2 Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами: 4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций; Статья 39 Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять...
На основе этих положений Устава ООН ответьте па вопрос: представляет ли угрозу миру ситуация, сложившаяся в 1992 г. в Сомали? Вот как описывает эти события О. Пелиссер: «В декабре 1992 г., когда средства массовой информации старались вызвать во всем мире сострадание, привлекая внимание к голоду в Сомали и невозможности предоставления гуманитарной помощи нуждающимся из-за столкновений между вооруженными группировками, Совет Безопасности в резолюции № 794 решил санкционировать массированное военное вмешательство с участием американских войск, чтобы обеспечить доставку гуманитарной помощи населению Сомали. Перед этим Генеральный Секретарь направил Совету Безопасности письмо, в котором охарактеризовал создавшееся положение как угрозу миру»1. Можно ли охарактеризовать как угрозу международному миру и безопасности: государственный переворот и приход к власти милитаристски настроенного правительства; гражданскую войну; поощрение международного терроризма (отказ от выдачи преступников); всеобщую мобилизацию; высокий уровень преступности, в том числе и международной, в каком-либо государстве; невыполнение рекомендаций Совета Безопасности ООН по поводу урегулирования международного спора? 8. Один из аргументов госдепартамента США, приводимых в обоснование проведения силами НАТО бомбардировки Югославии в 1999 г., заключался в следующем. Данные действия получили санкцию со стороны Совета Безопасности ООН. Эта санкция носит молчаливый характер. Совет Безопасности ООН не осудил эти действия, следовательно, он их одобряет и санкционирует. Как можно расценить подобную мотивацию? 9. Можно ли считать СНГ: региональной международной организацией; международной организацией общей компетенции; международной организацией с высокой степенью интеграции государств-членов; эффективной международной организацией; наднациональной международной организацией? Подкрепите ответ ссылками па Устав СНГ. 10. Государство А, член СНГ, заявило о своем намерении выйти из этой организации. Возможно ли это, несмотря на то, что Устав СНГ 1993 г. не содержит никаких специальных положений, касающихся выхода из этой международной организации? 11. В соответствии со ст. 4 Устава Совета Европы 1949 г. «любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашено Комитетом министров стать членом Совета Европы». Статья 3 Устава Совета Европы гласит: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в главе I». В 2005 г. данная организация планирует рассмотреть вопрос о членстве в ней кавказских государств (Грузии, Армении, Азербайджана), в 2010 г. — среднеазиатских государств (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана). Соответствует ли действующему международному праву ситуация, когда членами международной региональной организации являются государства, не относящиеся к данному региону? Еще ранее критике за нарушение принципа регионализма в советской юридической литературе подвергалось НАТО в связи с членством в данной организации государств, не относящихся к Северо-Атлантическому бассейну (Турция, Греция). 12. В начале марта 2001 г. в Швейцарии состоялся общенациональный референдум, на котором 77% населения страны высказалось против немедленного начала переговоров с Европейским Союзом относительно вступления в эту организацию. Какие существуют аргументы за и против вступления Швейцарии в Европейский Союз? Возможно ли в ближайшее время вступление Российской Федерации в эту организацию? Целесообразно ли членство РФ в Европейском Союзе? 1. Понятие и источники международного гуманитарного права. 2. Международно-правовая регламентация вопросов населения. 3. Гражданство. Приобретение, утрата, дипломатическая защита. Двойное гражданство и безгражданство. Беженцы. 4. Правовое положение иностранцев. Режимы иностранцев. Право убежища, его виды. 5. Механизмы защиты прав человека.
Рекомендуемая литература Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук ИМ. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М, 1996. Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982. Галенская Л.Н. Право убежища (международно-правовые вопросы). М., 1968. Гусов КН., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда. М, 1992. ГомъенД., Харрис Д., ЗваакЛ. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М, 1998. Губин В.Ф. Расовая дискриминация: реакционная сущность и международная противоправность. М., 1979. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. М., 2000. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. М.,1997. Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщин. Киев, 1985. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. В 2 т. М., 2000. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.,1985. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое положение). М, 1992 Марышева Н.И., Хлестова И.О. Правовое положение российских граждан за границей (вопросы и отпеты). М., 1994. Мовчан АЛ. Права человека и международные отношения. М., 1982. Мюллерсон РА. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986. Черниченко СВ. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. Фриц Ф. Права человека и европейская политика. М, 1995. Энтин МЛ. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |