Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16. Международное экономическое право




Задачи

Специальные термины

Нормативные акты

Международная конвенция по защите растений 1951 г. // СДД СССР. М, 1960. Вып. XVIII. С. 374-384.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. // СДД СССР. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 462-466.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и дру­гих материалов 1972 г. // СДД СССР. М., 1978. Вып. XXXII. С. 540-549.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. // СДД СССР. М., 1978. Вып. XXXII. С. 549-562.

Соглашение о сохран Вып. XXXII. ении белых медведей 1973 г. (г. Осло) // СДД СССР. М., 1978. С. 563-565.

Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть, 1973 г. // СМД СССР.. М., 1985. Вып. XXXIX С. 122-125.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. // СДД СССР.. М., 1980. Вып. XXXIV С. 437-440.

Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. // ВВС СССР. 1983. № 23. Ст. 341.

Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. // СМД СССР. М., 1984. Вып. XXXVIII. С. 383-395.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. //ДМП. Т. 3. М, 1997. С. 692-700.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, от 22 марта 1989 г. // БМД. 1996. № 7. С. 3—33.

Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. // МПП. Сб. документов. М., 1996. Т. 2. С. 185-193.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. // Там же. С. 199-207.

Протокол по охране окружающей среды к договору об Антарктике 1991 г. // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 3956.

Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, от 8 февраля 1992 г. // БМД. 1993. № 1.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. // СЗ РФ. 1996. № 46. Ст. 5204; БМД. 1996. № 12.

Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1993 г. // БМД, 1993. № 7.

Стокгольмская декларация 1972 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 682-687.

Всемирная хартия природы (принята в 1982 г. на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // МПП. Сб. документов. М., 1996. Т. 2. С. 132-135.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 687-692.

Гидросфера, кислотные дожди, литосфера, озоновый слой, окружающая среда, парниковый эффект, радиоактивные отходы, трансграничное загрязне­ние, фауна, флора.

Задания

1. Сформулируйте предложения по первоочередным мерам в обла­сти международно-правовой охраны окружающей среды.

2. Подготовьте проект международного договора об охране опреде­ленного природного объекта.

1. Ознакомьтесь с содержанием ст. I Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, при­водящих к загрязнению нефтью, 1969 г.

Статья I. «Стороны настоящей Конвенции могут принимать в открытом море такие меры, которые могут оказаться необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реаль­но угрожающей их побережью или связанным с ним интересам опасно­сти загрязнения или угрозы загрязнения моря нефтью вследствие мор­ской аварии или действий, связанных с такой аварией, которые, как ра­зумно можно предполагать, повлекут за собой вредные последствия в больших размерах».

Как вы понимаете такие термины, используемые в настоящей ста­тье, как «серьезная и угрожающая побережью или связанным с ним ин­тересам опасность загрязнения», «необходимые меры», «морская ава­рия», «вредные последствия в больших размерах»?

2. Ознакомьтесь с содержанием некоторых положений Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.:

«Статья I

1. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использова­нию средств воздействия на природную среду, которые имеют широ­кие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому друго­му государству-участнику.

2. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязу­ется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществле­нию деятельности, противоречащей положениям пункта 1 настоя­щей статьи.

Статья II

Используемый в статье I термин «средства воздействия на природ­ную среду» относится к любым средствам для изменения — путем преднамеренного управления природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросфе­ру и атмосферу, или космического пространства.

Статья III

1. Положения настоящей Конвенции не препятствуют использова­нию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не за­трагивают общепризнанных принципов и применимых правил между­народного права, касающихся такого использования.

2. Государства — участники настоящей Конвенции обязуются спо­собствовать возможно самому полному обмену научной и технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Госу­дарства-участники, которые в состоянии делать это, но отдельности или совместно с другими государствами или международными органи­зациями будут вносить вклад в международное экономическое и науч­ное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного испо­льзования окружающей среды с должным учетом нужд развивающих­ся районов мира».

Некоторое время назад американские ученые разрабатывали планы изменения направления морского течения Гольфстрим. Предполага­лось построить на дне океана огромный тоннель из пластика, ведущий к Америке. Если бы проект был реализован, то средняя температура в Европе уменьшилась бы на 5°.

Подпадает ли данный проект под дейст­вие настоящей конвенции? Как он соотносится с морским правом?

Подпадает ли под действие Конвенции сейсмическое оружие? Хи­мическое оружие? Биологическое оружие? Ядерное оружие? Дефоли­анты — вещество, вызывающее опадание лиственного покрова, кото­рый восстанавливается через несколько сезонов?

3. В преамбуле Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. содержится ссылка на международный обычай, в соответствии с которым «государства имеют суверенное пра­во разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не на­носила ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции».

Рассмотрите следующие примеры и сделайте выводы о возможности или невозможности привлечения к ответственности соответствующих государств.

а) Мировое сообщество объявило экономический бойкот государ­ству А. Государство А, лишенное возможности потреблять нефтесодержащие источники энергии, использует каменный уголь. В результате работы ТЭЦ наносится большой ущерб атмосфере соседнего государ­ства.

Несет ли государство А международную ответственность?

б) Несут ли США ответственность за деятельность американских фирм, осуществляющих добычу селитры в Чили (эта деятельность привела к нанесению большого ущерба популяциям птиц)?

в) Государство А купило ядерный реактор в государстве В. Через три месяца эксплуатации реактора произошла авария, в результате ко­торой был причинен ущерб окружающей среде государства С.

Несет ли государство В ответственность, если вред был причинен в результате недостатков реактора?

Какие методики расчета компенсации могут быть использованы?

4. Озеро Лану является важным естественным резервуаром в Вос­точных Пиренеях (озеро находится во Франции, рядом с границей с Испанией). После Второй мировой войны Франция решила обустро­ить озеро с целью производства гидроэлектроэнергии. Учитывая ис­панские интересы, первоначальный проект был изменен с целью пол­ного возмещения Испании тех вод, которых вследствие работ, осуще­ствляемых во Франции, она была бы лишена. Однако Испания сочла, что Франция не может приступать к работам по использованию озер­ных вод без ее предварительного согласия.

Обладает ли Франция полным суверенитетом над озером Лану? Является ли это озеро территорией с особым статусом? Существуют ли какие-либо права в отношении данного озера у Испании?

5. «Американские ученые выделили 17 позиций по биосфере, Рос­сия везде в числе лидеров. Мы ежегодно производим избыточно поряд­ка 5 млрд тонн кислорода (наши леса дают его больше, чем потребляет­ся). А в США потребляют 1 млрд тони чужого кислорода... Таким обра­зом, природный комплекс России производит для мировой экономики продукции на несколько миллиардов долларов. Мы вкладываем в них своим природным комплексом, а они не платят», — заявила председа­тель Фонда спасения национального ландшафта Н. Пожидаева1.

Дайте международно-правовую оценку этому заявлению. Может ли Россия предъявить соответствующие претензии развитым государ­ствам?

6. Данное дело представляет собой первый случай международного спора, возникшего в результате трансграничного загрязнения. В нача­ле XX века выбросы литейных заводов по производству свинца, распо­ложенных на территории Канады, недалеко от границы с США, нанес­ли большой вред урожаю американских фермеров. В отсутствие писа­ных норм международного права, регулирующих данную ситуацию, арбитры вынесли решение по аналогии, использовав принципы нацио­нального права, касающиеся загрязнения вод, применяемые в рамках федеративного государства в отношениях между двумя субъектами федерации. Арбитры констатировали необходимость привлечения Ка­нады к международной ответственности. Вынесенным решением пре­дусматривалась обязанность Канады выплатить 78 тыс. долл. США в пользу Соединенных Штатов.

На основе каких норм международного права мог бы быть разрешен такой спор сегодня?

7. На территории государства А произошло извержение вулкана. Селевыми потоками причинен вред окружающей среде государства В. Государство В заранее знало об извержении, однако не приняло ника­ких мер по оповещению соседнего государства и по предотвращению ущерба.

Несет ли государство А ответственность перед государством В?

8. В июне 2001 г. Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, разрешающий ввоз в РФ отработанного ядерного топ­лива (ОЯТ). По прогнозам Минатома России, в течение 10 лет можно ожидать получения 20 млрд долл. по сделкам, связанным со ввозом ядерных отходов.

Советскими специалистами построены атомные станции на Украи­не, в Литве, Финляндии, Болгарии, Чехии, Венгрии и в других странах.

В соответствии с требованиями МАГАТЭ, страна, которая строит атомную станцию в каком-либо государстве, обязана вывезти ОЯТ об­ратно.

Обязана ли РФ импортировать отработанное ядерное топливо, об­разующееся в результате работы атомных станций, построенных с уча­стием СССР? Имеет ли РФ право ввозить ОЯТ? Каково ваше отноше­ние к проблеме ввоза ОЯТ? Какие основные правила должны соблюда­ться при ввозе и хранении ядерных отходов?

 

1. Понятие и источники международного экономического права

2. Международные экономические организации

3. Международно-правовая зашита капиталовложений

4. Международные налоговые соглашения

5. Международные таможенные соглашения

6. Международные транспортные соглашения

 

Рекомендуемая литература

Алыпшулер А.Б. Международное валютное право. М., 1984. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.

Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986. Бувайлик Т.Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. Киев, 1977.

Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.

Войтович С.А. Принципы международно-правового регулирования межгосударствен­ных экономических отношений. Киев, 1988.

Коробова М.А. Международное право и экономические договоры. М., 1987.

Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношений. М., 1984.

Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник норма­тивных актов и документов. М., 1995.

Международное торговое право. Некоторые вопросы теории и практики. Сб. статей. М., 1979.

Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударственных отноше­ниях. М., 1995.

Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственность. М., 1993.

Шатров В.П. Международное экономическое право. М., 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.