Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика Гераклит




Метафизика Парменида

Следующим этапом развития философии является Элейская школа, лидером считается Парменид (мудрец из города Элеи). Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Первое он назвал «Бытием», а второе «Небытием». Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Он впервые вводит понятие «Бытия» как исключительно умопостигаемую реальность и описывает свойства этой реальности:

1. Бытие закончено и совершенно

2. Не имеет частей

3. Не возникает и не уничтожается

4. Неподвижно

Тезисы:

• Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

• Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

• Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

• У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Разработку умопостигаемого мира в целом начала Элейская школа (г. Элея). Основателем ее считается Ксенофан, он впервые затрагивает проблему веры и морали, он утверждает, что бог един, вечен и неизменен (монотеизм), он пытается рационально обосновать монотеизм, утверждает, что бог неподвижен, т.к. «ему незачем двигаться». Он един, т.к. в противном случае он не был бы в состоянии делать все, что хочет. Т.к. он один, «то он повсюду одинаков, повсюду слышит, видит и т.д.». Если бы это было не так, то одна часть была бы более могущественна, чем другая. «Т.к. бог повсюду одинаков, то он имеет форму шара».

Из абсолютной наполненности мира следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию, как учение об истине, недоступной восприятиям.

Оппонентами Пармениду выступают сторонники Гераклита, утверждающие, что ничего не существует кроме движения, «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Парменид: «В одну и ту же реку можно войти сколько угодно раз». Таким образом, Парменид положил начало метафизике (идеализм), Гераклит положил начало диалектике и в какой-то степени, материализму.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем остыла.

Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом). Идея всеобщей изменчивости и движения

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего — Единое».

Классическая античная философия. Теория идей Платона Платон (427 - 347 гг. до н.э.).

Центром систематизации Платона, т.е. объединение мира, воспринимаемого органами чувств и интеллектуального мира является теория идей (эйдосов). В соответствии с ней признается наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи. В основе теории лежат две аксиомы (постулата):

· Существуют гераклитовские периоды (~16 тыс. лет), которые сменяют друг друга независимо ни от чего. Причём период деградации сменяет период развития и совершенствования и наоборот. Деградация и развитие относится ко всему, воспринимаемому органами чувств, вплоть до богов. Современность Платон относит к периоду деградации.

· Душа человеческая бессмертна и она являлась свидетельницей времени, предшествующего деградации. Путем припоминания в душе появляются идеи, с помощью которых человек ориентируется в пространстве и времени. Вещи, воспринимаемые органами чувств, существуют только благодаря сопричастности идеям, т.е. нет идеи - нет вещи.

Душа делится на три начала:

• Разумное начало (познания),

• Яростное начало (преодоление трудностей),

• Страстное начало (чувства)

Все идеи неподвижны, не имеют частей, закончены и совершенны в отличие от вещей, воспринимаемых органами чувств которые Платон впервые называет материей. Так как идеи (эйдосы) существуют независимо от материи, систему называют объективным идеализмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.