Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафизика Аристотеля




Социально - политическая концепция Платона

Происхождение государства, по Платону, вполне правдоподобно даже с современной точки зрения: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда лежит в основе платоновской утопии (греч. – место, которого нигде нет).

Все не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и доме). Затем, с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения деградации государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. Платон выделяет четыре несовершенные формы государства: Тимократия — власть честолюбцев. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть. Формируется д емократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из-за нестабильности древнего общества и из-за неспособности демократии справится с ней. Для удержания власти тирану и его окружению нужна война, которая, в конечном счете, приводит государство к тимократии.

Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. Однако, их менее разумные сыновья, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, совершают переворот и устанавливают власть военных.

Аристотель (384-322) создал собственную школу Ликей (в роще Аполлона ликейского). Был воспитателем и другом Александра Македонского. В течении двадцати лет ученик, а затем учитель платоновской Академии. Автор работ «Метафизика», «Физика», «О душе», «Политика», и др. Утверждал, что ошибка Платона безусловная вера в гераклитовские периоды. Считал теорию вредной, т.к. она увеличивает количество миров, препятствуя его познанию.

Прежде всего, выступает против идеализма, т.е. самостоятельного существования идей. Создает теорию понятий, которая конструируется, опираясь на ощущение, восприятие, представление. Понятие - мысль о предмете, выделяет в нем существенные признаки, т.е. такие, которые отличают данный предмет от всех других. Такие идеи непосредственно связаны с вещами, воспринимаемыми органами чувств. Конструирует собственную теорию познания. На 1-м этапе познания – чувственное познание, на более высоких этапах – рациональное познание (силлогистика). Аристотель создаёт новую систему «бытия», которую сейчас бы называли «материалистической».

По мнению Аристотеля, бытием (реальностью) являются только те вещи, которые сопричастны 10 категориям:

1. Сущности (субстанции) - выражение в понятии (слове) бытия индивидуума.

2. Количество

3. Качество

4. Отношение

5. Место

6. Время

7. Положение

8. Состояние

9. Действие

10. Страдание.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа «метафизикой») содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

Материя — «то, из чего это создано». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма — «то, что это из себя представляет». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.