Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность темы. Уровни организации живого




Уровни организации живого. Формы живого. Строение вирусов, клеток прокариот и эукариот. Техника приготовления временных микропрепаратов. Микроскопирование. Правила оформления рисунков

Практическое занятие № 1

Уфа 2013

К аудиторным формам работы

Основы общей и медицинской генетики

Биология клетки.

Учебный раздел 2.

Методические указания для студентов

(очная форма обучения)

 

УДК 575 (075)

ББК 52. 54 я 73

Ц 74

Биология клетки. Основы общей и медицинской генетики: методические указания для студентов / Т.В. Викторова, Ф.Ф. Мусыргалина, Г.И. Лукманова, С.М. Измайлова, Д.Н. Куватова, К.В. Данилко, Г.М. Исхакова, А.Т. Волкова, О.С. Целоусова. - Уфа, 2013. -110 с.

Рецензенты:

З.Г. Габидуллин, д.м.н., профессор, зав. кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии БГМУ

 

Э.К. Хуснутдинова, д.б.н., профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики человека ИБГ УНЦ РАН

 

Методические указания подготовлены на основании типовой (примерной) учебной программы (М., 2011 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 – Педиатрия (2010 г.) и учебным планом.

Методические указания для студентов содержат подробный методический разбор практических занятий двух учебных модулей дисциплины «Биология», изучаемых в течение I семестра: «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики». Предназначены для аудиторной работы студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»

УДК 575 (075)

ББК 52. 54 я 73.

 

 

 

УДК 575 (075

ББК 52. 54 я 73

© Т.В. Викторова

Ф.Ф. Мусыргалина,

Измайлова С.М., 2013

Учебный раздел 1. Биология клетки

 

 

Живая природа является неоднородной, целостной системой, в совокупности свойств, присущих всем живым существам. Живому свойственно иерархическая организация с рядом уровней. Уровни организации живой материи отражают общую структуру эволюционного процесса, закономерным результатом которого является человек. В основе жизнедеятельности и развития живых форм лежит клетка, как элементарная структурно-функциональная и генетическая единица, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению.

 

2. Учебные цели:

· формирование общебиологических понятий о единстве всего живого на Земле и специфических особенностях представителей различных царств, проявляющихся на клеточном уровне;

· ознакомиться с неклеточными и клеточными формами жизни, делением клеточных форм на прокариотов и эукариотов, рассмотреть уровни организации живого;

· отметить сходство и различие животной и растительной клетки;

· изучить устройство светового микроскопа и правила работы с ним;

· освоить технику приготовления временных микропрепаратов и микроскопирования.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

ü формы живого, деление клеточных форм на прокариотов и эукариотов; уровни организации живой материи;

ü сходство и отличие растительных и животных клеток;

ü отличие неклеточных форм жизни от неклеточных структур в организме животных и человека.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

ü работать со световым микроскопом, закрепить навыки по изготовлению временных микропрепаратов, отличать животные клетки от растительных.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Предмет биология как наука о жизни. Значение биологии для медицины.

2) Определение сущности жизни. Формы существования живого.

3) Свойства живой материи.

4) Характеристика уровней организации живого.

5) Строение вирусов.

6) Клеточные формы жизни. Строение прокариот. Основные отличия прокариот от эукариот.

7) Строение растительной клетки. Отличие растительной клетки от животной.

8) Устройство светового микроскопа.

4. Вид занятия: практическое.

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 минут).

6. Оснащение:

6. 1. Дидактический материал: наборы контролирующих тестов; таблицы № 1 «Формы живого», № 2 «Уровни организации живой материи», № 3 «Схема строения бактериофага», № 4 «Кровь здорового человека»;

6. 2. Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, лук, полоски фильтровальной бумаги, раствор йода, вата, марля, ножницы, пинцеты, медицинские иглы, постоянные микропрепараты (кровь лягушки, эпителий кожи лягушки, кровь человека).

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Устройство светового микроскопа МБР- 1 (рис. 1, 2)

Основные части микроскопа: механическая, оптическая, осветительная.

 

I. К механической части относятся: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро – и микрометрические винты.

Штатив (1) состоит из массивного подковообразного основания, придающего микроскопу необходимую устойчивость. От середины основания вверх отходит тубусодержатель (2), изогнутый почти под прямым углом, к нему прикреплен тубус (3), расположенный наклонно.

 

Рис. 1. Микроскоп МБР-1.

1 – основание (штатив); 2 – тубусодержатель; 3 – тубус; 4 – предметный столик; 5 – отверстие предметного столика; 6 – винты, перемещающие столик; 7 – окуляр; 8 – револьвер; 9 –объективы; 10 – макрометрический винт; 11 – микрометрический винт; 12 – конденсор; 13 – винт конденсора; 14 – диафрагма; 15 –зеркало.

На штативе укреплен предметный столик (4) с круглым отверстием в середине (5). На столик помещают рассматриваемый объект (отсюда название «предметный»). На столике имеются два зажима, или клеммы, неподвижно фиксирующие препарат. По бокам столика расположены два винта, перемещающие столик (6). Это препаратоводители, при вращении которых столик передвигается вместе с объектом в горизонтальной плоскости. Через отверстие в середине столика проходит пучок света, позволяющий рассматривать объект в проходящем свете.

Тубус (3) имеет цилиндрическое строение, он соединяет окуляр (7) и объектив (9). Вращение объективов обеспечивается револьвером (8).

На боковых сторонах тубусодержателя, ниже предметного столика, находятся два винта, служащие для передвижения тубуса. Макрометрический винт (10), имеет большой диск и при вращении поднимает или опускает тубус для ориентировочной наводки на фокус. Микрометрический винт (11), имеющий наружный диск меньшего диаметра, при вращении перемещает тубус очень незначительно и служит для точной наводки на фокус. Вращать микрометрический винт можно только на пол-оборота в обе стороны. Благодаря разным размерам найти нужный винт можно на ощупь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.