Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема бытия и познания




Центральное место в средневековой философии занимает онтологическая проблема – проблема бытия. И хотя конкретная трактовка этой проблемы у Августина, Эригуэны, Аквинского различна, все они, о чем было уже сказано выше, исходили из принципа креационизма – творения мира Богом из ничего. Описывая творение мира Богом, Августин спрашивает и отвечает сам себе: «Не было ли у Тебя под руками какой-нибудь материи, из которой мог ты сотворить небо и землю? Но откуда взялась бы эта материя, не созданная Тобою, а между тем послужившая материалом для Твоего творчества? Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы твое всемогущество.… До творения Твоего ничего не было, кроме Тебя, и… все существующее зависит от Твоего бытия». [1, c. 583 – 585].

Таким образом, хотя средневековая философия и не отрицает бытие мира, его объективное существование, она проводит различие между бытием вещей мира, всего, что в нем существует, в том числе и нашего мышления, и бытием Бога. Подлинным бытием, совершенным, неизменным обладает лишь Бог. В нем, по мысли Фомы Аквинского, неразрывно слиты сущность и существование. Сущность в вещах Аквинский отождествляет с формой природой, «чтойностью», тем общим, что присуще вещам одного рода или вида. «О сущности мы говорим – поскольку благодаря ей и в ней сущее имеет бытие» [2, c.197). Кроме того, Фома выделяет в каждой вещи потенциальность и актуальность. Каждая вещь как творение обладает потенциальностью, возможностью стать особым творением актуализироваться, приобрести бытие. Чистой актуальностью обладает только Бог, а чистой потенциальностью первичная материя, которая, соединяясь с формой, образует многообразие вещей о явлении мира.

С проблемой бытия неразрывно связана и теория познания, эпистемология, которая также в наиболее развитом виде представлена Фомой Аквинским. Фома исходит из того, что познание начинается с чувственной ступени. Предметы воздействуют на наши органы чувств и на этой основе в разуме возникают образы, с которыми работает интеллект, выделяя из единичных восприятий (чувства способны дать представление лишь о единичном) общее и формирует на этой основе понятия, проникая таким образом в сущность вещей, их бытие. Здесь Фома Аквинский идет вслед за Аристотелем, но далее пути их расходятся. С точки зрения Аквинского, хотя чувства и выступают той основой, на которой интеллект формулирует понятия, разум познает в вещах не их материальные черты, а их духовную сущность, их идеальную форму, универсалии, которые объективно существуют в вещах, являясь выражением их божественного происхождения. Разум, таким образом, познает в вещах их божественную идеальную сущность, тем самым, приближаясь к своей конечной цели – познанию Бога, ибо каждая вещь, поскольку является истинной, поскольку приближается к сходству с Богом. По этой причине религиозное откровение выше познавательной способности разума, в нем Бог сам или через своих апостолов открывает нам высшую истину.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.