Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема универсалий




Одной из главных проблем средневековой философии является проблема универсалий. Спор о природе универсалий шел на протяжении нескольких веков. Суть его заключается в следующем: имеют ли общие понятия (универсалии) объективно реальное содержание или не имеют.

Спор этот имеет свое начало еще в античной дискуссии платонизма и аристотелизма. В средние века сторонников платонизма стали называть реалистами, а сторонников аристотелизма – номиналистами. Реалисты утверждали, что только универсалии обладают подлинной реальностью. Они существуют независимо от того, есть ли конкретные вещи, являющиеся их воплощением, и знает ли о них человек или не знает. Универсалии существуют до человека и до мира в виде идей, образов Бога, по которым он творит мир. Таков вывод крайнего реализма, который осуществил, к примеру, Ансельм Контерберийский.

Крайний номинализм в лице Иоанна Росцелина прежде всего утверждал, напротив, что подлинной реальностью обладает только единичное, отдельные предметы. Общее не существует даже в уме человека, оно есть лишь звуки человеческого голоса, лишь имя, даваемое человеком вещам.

Однако крайние точки зрения не устраивали церковь, поскольку спор имел не только логическое значение, но имел и мировоззренческое и теологическое основание, затрагивал такие проблемы, как единство и троичность Бога, творение мира, о свободе воли.

Крайности были преодолены умеренным реализмом в лице Фомы Аквинского и умеренным номинализмом в лице Пьера Абеляра. Аквинский считал, что общее существует в трех видах: до вещей, в вещах и после вещей. До вещей оно существует в виде идеальных прообразов вещей в разуме Бога; в вещах, ибо оно существует объективно, поскольку оно имманентно вещам, наконец, общее существует после вещей в виде понятий человеческого разума. Абеляр со своей стороны считает общее не просто звуком, словом, но смыслом высказывания. Общее есть слово, относящееся к целому классу предметов.

Хотя спор о природе универсалий в средневековой философии имел религиозное основание, он выходит за рамки чисто религиозной проблемы и имеет общефилософское значение. Он неразрывно связан с философской проблемой соотношения общего и единичного, дискуссии вокруг которой продолжаются и в наши дни. Кроме того, в позиции номинализма, влияние которого возросло в период поздней схоластики, намечена новая методологическая познавательная установка, акцентирующая познание на исследование отдельных предметов, реальных вещей и явлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.