КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Зарубежные школы бизнеса и менеджментаНауки в области управления человеческими ресурсами стали зарождаться в последней трети XIX в. Основными предпосылками к этому явились: • промышленная революция и развитие капитализма; • повышение интенсивности и эксплуатации труда; • отдаление работников и работодателей, сопровождающееся социальными конфликтами и развитием рабочего движения во главе с профсоюзами и рабочими партиями; • назревшая необходимость в появлении на предприятии специальных работников и специализированных подразделений, целью которых было бы налаживание отношений между администрацией и работниками, а также непосредственно работа с кадрами. Рис. 1.Эволюция менеджмента В исто рии управления персоналом можно выделить следующие этапы,характеризующиеся отличительными особенностями: 1 этап - Основы делового администрирования 1900 - 20-е гг.: § часть функций по управлению персоналом (в первую очередь, наем и учет использования рабочего времени) стала передаваться в отдельные подразделения — отделы кадров; § основным объектом управления служб персонала были безопасность и условия труда, эффективность производства; § основное внимание уделялось организации труда, обучению, повышению производительности труда, стали разрабатыватьсяпрограммы мотивации; 2 этап - менеджмент человеческих ресурсов 1920-40-е гг.: § практика создания отделов кадров получает широкое распространение в США и Западной Европе; основными задачами работников таких отделов было налаживание отношений между работниками и работодателями, поощрение рабочих за добросовестный труд, представление их требований руководству и предотвращение создания профсоюзов или пepeговоры с ними; § основными объектами управления становятся индивидуальные особенности работников и социальное партнерство с профсоюзами; § основные направления в работе кадровых служб — психологические тесты и опросы работников, учет их предложений, при организации проектировании работ, налаживание сотрудничества и взаимодействия на производстве; 3 этап - менеджмент бизнесом 1940-60-е гг.: • происходит активизация профсоюзного движения; разработанные в больших количествах внутрифирменные нормативные и регламентирующие документы становятся причиной роста текучести кадров, наметились тенденции к демократизации процесса управления; • основным объектом управления стали человеческие отношения, предоставляются экономические гарантии и социальная поддержка; • в работу кадровых служб входит организация пенсионного обеспечения, разработка коллективных форм организации труда, отработка процедур совместного участия в управлении; • развивается самодисциплина и разделение ответственности; 4 этап – социальный менеджмент - 1960-90-е гг.: • кадровые службы начинают заниматься перспективным, долгосрочным планированием трудовых ресурсов; их участие в стратегическом управлении предприятием становится ключевым; • основные объекты управления — движение персонала, устранение монотонности труда, повышение его разнообразия; • кадровые службы сконцентрированы на развитии коллективных форм организации труда, чередовании работ, перераспределении рабочей силы, переподготовке персонала, содействии в поисках работы; 5 этап - Современный эффективный менеджмент - с 1990-х гг. по настоящее время: • внедряются новые методы работы с людьми, способствующие реализации их творческого потенциала; в крупных организациях численность служб управления персоналом достигает 50 человек и выше, основа их работы - стратегическое планирование и расширении гарантий занятости; объектом управления становятся удовлетворение потребности предприятия в сотрудниках, обладающих высокой квалификацией, отвечающих требованиям современной науки и производства, устранение дефицита в таких кадрах; подразделения управления персоналом занимаются переподготовкой, созданием гибких форм вознаграждения работников, сокращением рабочего времени и участием сотрудников в доходах и прибыли. Управленческие идеи в России Представителями отечественной науки управления были: Богданов (концепция организационного управления), Гастев (концепция трудовых установок), Ерманский (принцип физиологического оптимума), Керженцев (теория организационной деятельности), Витке (социально-трудовая) концепция и др.
Соблюдение философии организации гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала. Основу американской философии управления персоналом составляют: • традиции конкуренции и поощрения индивидуализма работников; • четкая постановка целей и задач, высокая оплата труда персонала, • четкая ориентированность на прибыль компании, от величины которой зависит личный доход работника, поощрение потребительских ценностей. Американская философия отражает высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии. Английская философия управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Для нее характерны: § уважение личности работника; § искренняя доброжелательность; § мотивация работников и поощрение достижений; § обеспечение высокого качества работ и услуг; § возможность систематического повышения квалификации; § гарантии достойного заработка. Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизме, всеобщем согласии, вежливости и патернализме. Ей присущи: § ориентация на теорию человеческих отношений; § преданность идеалам фирмы; § пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях; § постоянная ротация персонала; § создание условий для эффективного коллективного труда. Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и размера организации: крупные акционерные организации, созданные на базе государственных, сохраняют прежние традиции и характеризуются четкой дисциплиной, коллективизмом и хозяйственностью, предусматривают повышение уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий в новых условиях хозяйствования; организации малого предпринимательства работают при отсутствии четко сформированной философии управления персоналом, в условиях достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к работникам со стороны собственника и минимальной демократизации управления. Современный период характерен интеграцией достижений теории и практики управления и использует многие теоретические подходы: § экономический (эффективность производства, контроль издержек); психологический (мотивация, стили лидерства, обучение); § социологический (организационная культура, методы распределения власти, административная рациональность); § инжиниринг - набор приемов и методов для проектирования бизнеса (логистика, оперативное исследование); § реинжиниринг (радикальное и фундаментальное перепроектирование организации, замена старых методов управления новыми, резкое улучшение показателей деятельности). Одной из наиболее последовательных современных концепций управления деятельностью человека, ориентирующей на активизацию человеческого фактора, является концепция Д. Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: "теорию икс (х)"; и "теорию игрек (у)". "Теория икс " (первоначально предложенная Ф. Тейлором) п редполагает, что: § человек ленив и старается избегать работы; § людей нужно принуждать к труду; § работники хотят, чтобы ими руководили; § не хотят брать на себя ответственность, не терпят перемен; § им нельзя доверять. "Теория икс" ставит во главу угла тактику контроля, процедуры и методы, дающие возможность предписывать людям, что им надлежит делать; определять, выполняют ли они это; и соответствующим образом применять поощрения и наказания. Поскольку в основе теории лежит предположение, что людей нужно заставлять делать то, что необходимо для успеха организации, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля". По мнению Макгрегора, люди от природы совсем не таковы и им присущи качества, противоположные тем, на которые указывает Ф. Тейлор. "Теория игрек ", напротив, повышенное внимание уделяет: § природе взаимоотношений; § созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности целям организации; § возможностей для максимального проявления у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении этих целей. "Теория игрек" в последние годы получила развитие в виде "теории зет", выдвинутой профессором Калифорнийского университета У. Оучи на основе изучения и обобщения японского опыта управления персоналом. На основании теории У. Оучи выделяют два основных типа управления персоналом: § американский (тип А); § японский (тип Z). Тип А — американская типичная организация, которая является бюрократической по структуре. Такая организация основана на индивидуализме и конкуренции, что часто сопровождается отчуждением работников от процесса труда и целей фирмы и недостаточной производительностью. Тип Z — японская организация и ее американская разновидность. Такие организации более органичны, адаптивны, характеризуются более высоким уровнем сотрудничества и производительности.
Раздел 2. Управление производством
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |