Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование природоохранной деятельности




.3.3.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Важным элементом системы экономического механизма управления природопользованием являются платежи за за­грязнение природной среды. Россия является одной из пер­вых стран в мире, применившей эти платежи на практике. Процесс отработки теоретических и прикладных вопро­сов взимания платежей занял сравнительно мало времени. В 1990 г. был проведен эксперимент, охвативший 29 админи­стративных территорий страны, и уже начиная с 1991 г. пла­тежи за загрязнение были введены в качестве обязательного инструмента хозяйственного механизма.

Платежи за загрязнение призваны компенсировать эконо­мический ущерб (экстерналии), наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответ­ствии с этим платежи выполняют две функции: во-первых, сти­мулируют предприятия сокращать выбросы вредных веществ

и, во-вторых, являются источником последующего аккумули­рования денежных средств, предназначенных для ликвидации негативных экологических последствий производства. С одной стороны, это механизм, носящий «мягкий, догоняющий» ха­рактер. Будучи встроенным в систему хозяйствования, не ори­ентированную на экологичность, он прежде всего призван ослабить негативные последствия экономической деятельно­сти. Именно поэтому функция накопления денежных ресурсов была главной и проще реализовывалась. Однако в перспективе стимулирующую роль платежей в переходе к природосберега­ющим производствам предполагалось усилить.

В настоящее время применяются три вида платежей: за за­грязнение атмосферы, за сброс в водные объекты (или на рельеф) загрязняющих веществ, за размещение отходов.

С самого начала была принята идея двухставочных плате­жей. Первая ставка (базовая) отражает платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах утвержденных нормативов (ПДВ). Вторая устанавливается для сверхлимит­ных загрязнений в размерах, равных пятикратному значению базовой ставки.

Экономический смысл базовой ставки состоит в необхо­димости аккумулирования средств для воспроизводства окру­жающей среды при ее нормальном (неизбежном при данных технологиях) загрязнении. Содержание ставки за сверхнор­мативные выбросы в другом. Она предназначена для расчета суммы ущерба, нанесенного природе вследствие несоблюде­ния стандартов в данной области. Этот ущерб практически всегда зависит от конкретного предприятия.

Ставки платежей рассчитываются на условную тонну вы­бросов (сбросов) или складирования отходов.

Принятый подход для расчетов нормативов платы (базо­вых ставок) называется затратным, так как исходит из необ­ходимости установить такие платежи за загрязнение, которые бы смогли покрыть финансирование природоохранных меро­приятий, нужных для ликвидации ущерба или его предотвра­щения. Для дифференциации платежей в зависимости от вида загрязняющих веществ ставки платежей для всего многообра­зия ингредиентов рассчитываются, исходя из показателей их относительной опасности. Это величина, обратная ПДК:

 

Ai = 1 / ПДК,

где Ai — коэффициент относительной опасности i-го ингре­диента.

В качестве основы было выбрано значение ПДК для СO2, равное 1 мг/м3.

Таким образом, в настоящее время имеются нормативы платы (в руб/т) по 214 наиболее распространенным веще­ствам, загрязняющим атмосферу, и 197 ингредиентам, сбра­сываемым в водные объекты. Шкала базовых нормативов достаточно дифференцирована — от 0,3 коп/т выбросов эти­лового спирта до 16,5 руб/т за загрязнение атмосферы бензапиреном. По воде эти ставки имеют еще больший разброс.

Что касается отходов, то применительно к платежам они делятся на два вида — нетоксичные и токсичные. В объеме размещения первых учитываются отходы добывающей про­мышленности и отходы переработки. Токсичные отходы под­разделяются на четыре класса опасности — от чрезвычайно опасных (1-й класс, 14 руб/т в пределах установленных лими­тов) до малоопасных (4-й класс, 2 руб/т).

Учтены в методике и региональные особенности. Исхо­дя из них, рассчитываемая сумма платежей корректируется с учетом коэффициента экологической ситуации.

В итоге разработан достаточно простой (это важно для предприятий) метод определения платежей за загрязне­ние. Суммарный платеж за выбросы (сбросы) от стационар­ных источников подсчитывается по формуле

 

где — коэффициент экологической ситуации (табличные дан­ные); — ставка платежа за выбросы i-го вещества в пределах установленного норматива (руб/т, табличные данные); нормативные (в пределах ПДВ, ПДС) выбросы /-го вещества (т, утверждены предприятиям); фактические выбросы i-го веще­ства (т, рассчитываются предприятиями); п — количество выбра­сываемых ингредиентов.

Полученные данные по воздуху и воде суммируются.

Финансирование природоохранных мероприятий в Рос­сии претерпело за последние годы существенные изменения.

Длительное время система инвестиций в этой области ба­зировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственные деньги, в основном на модернизацию произ­водства и капитальный ремонт природоохранных сооруже­ний. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуата­цией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов.

Все новое строительство финансировалось за счет центра­лизованных источников. Доля капитальных вложений, выде­ляемых на природоохранные мероприятия в ВВП, не превы­шала 0,5 % (к примеру, в Нидерландах — 2,5, Германии — 1,7; Японии — 1,5, США — 1,3 %), а в общей сумме инвестиций, осуществляемых в стране, — 1,3 %. Основная их масса шла на строительство водоохранных сооружений и очистку воз­духа (от 80 до 90 % в разные годы), остальная часть предна­значалась для охраны земельных ресурсов, ведение лесного хозяйства, содержание заповедников и других охраняемых территорий.

Недостатки такой системы финансирования многооб­разны.

Во-первых, объем инвестиций, выделяемых из бюджета, всегда ограничен. А так как природоохрана никогда не нахо­дилась в числе приоритетов, ее финансирование осуществля­лось по остаточному принципу. Объем этих вложений зависит от ситуации в экономике и никак не увязан с потребностями в охране природы.

Во-вторых, природоохранные капитальные вложения обе­зличены, не корреспондируют ни с источниками загрязнения, ни с его масштабами. Принцип «загрязнитель платит» отсут­ствует, а следовательно, средства аккумулируются за счет всех налоговых поступлений предприятий (в том числе и не за­грязняющих окружающую среду), а также населения.

Кроме того, распределение государственных денег не сво­бодно от субъективизма. Практика свидетельствует, что полу­чали их не всегда те, кто нуждался в первую очередь, а те, кто сумел их «пробить».

И наконец, поскольку централизованные инвестиции яв­ляются несвоими заработанными деньгами, для предприятий всегда существовал соблазн их нецелевого, нерационального использования. С другой стороны, не было и стимулов к их полному освоению.

В настоящее время финансирование природоохранной деятельности осуществляется несколько по-иному. Обоб­щающим показателем в данной области является интеграль­ный показатель затрат на охрану окружающей среды, который отражает общую сумму расходов государства, предприятий, организаций. Данные затраты, имеющие целевое или опосре­дованно природоохранное значение, включают капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затра­ты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняе­мых территорий и ведение лесного хозяйства. Что касается источников, из которых формируются указанные выше затра­ты, то, во-первых, это федеральный бюджет, а также бюдже­ты субъектов РФ, во-вторых, это собственные средства пред­приятий, в-третьих, существовавшие до недавнего времени экологические фонды и, в-четвертых, добровольные взносы населения.

Большую часть суммарных затрат на охрану окружающей среды составляют текущие расходы в сумме с капитальным ремонтом фондов. На их долю приходится около 80 % со­вокупных затрат. А так как эти две позиции финансируются из собственных средств предприятий, то можно сделать вы­вод о том, что в настоящее время именно предприятия несут основную финансовую нагрузку в природоохранной деятель­ности.

В перспективе возможно расширение финансирования природоохранных проектов за счет кредитов российских бан­ков, иностранных инвестиций и грантов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.