Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура причин отдельного преступления




 

Для того чтобы понять, каким образом человек становится преступником, необходимо проанализировать сложную цепочку причинно-следственных зависимостей, которую в криминологии именуют структурой причин отдель­ного преступления. Иными словами, рассмотрим, какие ступени преодолева­ет человек на пути к преступлению.

Первой ступенью, первым этапом криминализации является формирова­ние у человека отрицательных качеств личности (эти качества иногда назы­вают криминогенными, т.е. рождающими преступление). Под влиянием оп­ределенных неблагоприятных условий жизни у человека складываются негативные впечатления, взгляды, оценки. Подчас они бывают весьма неус­тойчивы, гибки и поддаются изменению с той же легкостью, с какой гончар меняет форму необожженного глиняного сосуда.

Второй этап - приобретение криминогенными качествами устойчивости. Под влиянием новых негативных воздействий или при длительном, много­кратном воздействии тех же отрицательных обстоятельств криминогенные качества приобретают устойчивость. Иногда этому способствует благоприят­ный опыт их использования (личный или опосредованный). Например, чело­век не уверен, что можно совершить преступление и остаться безнаказанным. Он колеблется, переживает состояние борьбы мотивов. Но вот ему становит­ся известно, что его знакомые совершают кражи и остаются безнаказанными. Он решается - и тоже безнаказанность. Через определенное время у него крепнет уверенность: «Да, деяния, запрещенные законом, можно совершить и остаться безнаказанным». Все эти факторы, которые мы назовем условия­ми устойчивости, превращают неустойчивые взгляды, мнения и впечатления в устойчивые антисоциальные убеждения, привычки, стереотипы поведения, установки. Причем, если мотивационная сила (способность влиять на пове­дение) у неустойчивых качеств так мала, что без постороннего толчка они не способны обусловить преступление, то устойчивые криминогенные качества, напротив, имеют очень большую мотивационную силу и способны обусло­вить выбор преступного поведения вопреки антикриминогенным объектив­ным обстоятельствам.

Далее - факторы, формирующие мотив преступного поведения и обуслов­ливающие принятие решения о совершении преступления. Человек так устро­ен, что всегда стремится выбрать наиболее экономичные способы поведения. В свою очередь, нормальное общество стремится сделать противоправное по­ведение неэкономичным или, по крайней мере, менее экономичным, чем пра­вомерное.

Это достигается двумя путями. Во-первых, созданием возможностей для нормального (и даже привлекательного) образа жизни в рамках правомерно­го поведения. Во-вторых, установлением моральных и правовых запретов, а соответственно и угрозой наказания. Кроме того, государство принимает всевозможные меры, делающие посягательство на охраняемые законом объекты весьма трудоемким, а порой и опасным для жизни, здоровья (охрана, решет­ки, сигнализация, патрулирование и т.д.).

Соответственно два следующих этапа - это соприкосновение с обстоя­тельствами, затрудняющими правомерное поведение, и обстоятельствами, облегчающими противоправное.

Попав в ситуацию, когда достичь своих целей затруднительно, человек принимает решение о совершении преступления. У него формируется мотив преступного поведения. Этот процесс у преступников различных типов про­ходит по-разному. Степень легкости, с которой человек решается совершить преступление, зависит от наличия у него криминогенных качеств, а также от того, насколько устойчивы эти криминогенные качества. В значительной ме­ре длительность процесса принятия решения зависит от обстоятельств, в ко­торых оказался человек (в отдельных случаях они не позволяют размышлять). Кроме того, этот процесс зависит во многом от интеллектуальных способно­стей лица, от умения предвидеть отдаленные последствия поступков, «видеть на несколько ходов вперед». Большинство преступников такими умениями не обладают, да и привычка надеяться «на авось» не стимулирует у них жела­ния заглядывать в отдаленное будущее. По данным наших исследований, процесс принятия решения обычно занимает минуты, реже часы, крайне ред­ко дни или недели. Так что процесс взвешивания за и против, сопоставления положительного, что можно приобрести в результате преступления, и отри­цательных последствий обычно происходит весьма скоротечно, нередко на неосознанном уровне (или смутно осознаваемом). Реальный преступник ока­зался несколько иным, чем его представляли в XIX веке теоретики классиче­ской школы уголовного права И. Бентам и А. Фейербах.

Приняв решение совершить преступление, человек может и не реализо­вать его при отсутствии необходимых условий. Например, работники мили­ции, задержав хулигана, могут предотвратить насильственное преступление, а запоры и сигнализация помешают совершить хищение.

Начавшееся преступление может быть пресечено. То, что человек имеет возможность довести преступление до конца, - результат неэффективного функционирования системы пресечения преступлений. На схеме 1 отражены все рассмотренные нами этапы движения человека к преступлению. Данная схема показывает структуру причин отдельного преступления.

Все, что влияет на принятие решения о совершении преступления, явля­ется причинами преступного поведения. То, что способствует реализации ре­шения, достижению преступного результата, - условия преступления.

Анализ структуры причин отдельного преступления позволяет сделать следующие выводы:

1. Различные явления социальной жизни лишь постольку могут быть при­чинами преступности, поскольку выступают:

- причинами формирования криминогенных качеств личности;

- факторами их устойчивости;


Схема 1

Законченное преступление


- обстоятельствами, затрудняющими правомерное поведение;

- условиями, делающими возможным преступное поведение (в том чис­ле облегчающими достижение преступного результата);

- обстоятельствами, препятствующими эффективному функционирова­нию системы пресечения преступлений.

2. Чем ближе к истокам преступного поведения, тем значительнее роль объективных факторов (условий жизни, обстоятельств нравственного фор­мирования личности).

На последних этапах формирования преступного поведения возможен один из трех вариантов соотношения личности и объективных условий:

- личность оказывается чрезмерно зависимой от неблагоприятных внеш­них обстоятельств;

- роль личности и внешних обстоятельств равнозначна;

- личность независима от внешних обстоятельств, она играет главную, а подчас и единственную роль в генезисе преступления (сама создает условия преступной деятельности).

3. Каждый из элементов структуры причин отдельного преступления яв­ляется объектом предупредительного воздействия. Если из этой структуры удалить хоть один элемент, то преступления не будет. Отсюда вытекают зада­чи предупреждения преступлений:

- изменять объективные условия жизни людей, чтобы предупредить об­разование криминогенных качеств и обретение ими устойчивости, препятст­вовать формированию мотива преступного поведения и реализации его в преступлении;

- исправлять негативные качества личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.