Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование взаимосвязи: расходы – объем продаж – точка безубыточности




Nкр = qкр∙р , откуда: qкр = ,

где факт- фактические данные периода, план – прогнозные значения будущего периода.

1. Расчет влияния на qкр изменения постоянных расходов (Sпост):

Δqкр () =

2. Расчет влияния на qкр изменения переменных расходов ():

Δqкр () = · ()

3. Расчет влияния на qкр изменения цены (p):

Δqкр (p) = · ()

Определение объема продаж продукции для получения заданной суммы прибыли

 

Условные обозначения:

РN – заданная сумма прибыли;

Nрасчетн – расчетный объем продаж в стоимостном выражении;

qрасчетн - расчетный объем продаж в количественном выражении.

Nрасчетн = Sпост + + РN; qрасчетн = = .

 


Расчет точки безубыточности и индивидуальной рентабельности реализуемой продукции ОАО «Тайм»

Показатель Усл. обозн. Виды продукции Итого
Марка А Марка В Марка С 2010 г. 2011 г.
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
1. Количество реализованной продукции, шт. qi                
2. Цена, тыс. руб. pi 1,15 1,2 0,90 0,95 1,00 1,25 0,96297 1,05332
3. Выручка от продаж, млн. руб. Ni                
4. Переменные расходы на единицу продукции, тыс. руб. 0,9435 0,8007 0,5340 0,5520 0,7881 0,8050 0,66395 0,64422
5. Общая величина переменных расходов (п.1×п.4), млн. руб.                
6. Постоянные расходы, млн. руб. - - - - - -    
7. Маржинальная прибыль (п.3-п.5), млн. руб.                
8. Маржинальная прибыль на 1 ед. продукции (п.7:п.1), тыс. руб. 0,2065 0,3993 0,3660 0,3980 0,2119 0,4450 0,2990 0,4091
9. Доля маржинальной прибыли в выручке от продаж (п.7:п.3) 0,17964 0,332745 0,40667 0,41895 0,21189 0,3560 0,31052 0,38839
10. Критический объем продаж продукции (количество), шт.                
11. Переменные расходы в точке безубыточности (п.10×п.4), млн. руб.                
12. Критический объем продаж (сумма) (п.10×п.2), млн. руб.                
13. Запас финансовой прочности (п.1 – п.10), шт. ЗФПq                
14. Запас финансовой прочности (п. 3- п.12), млн. руб. ЗФПN                
15. Прибыль от продаж (п.8×п.13), млн. руб. PN                
16. Рентабельность продаж (п.15:п.3), % ROS 5,64 12,49 12,76 15,72 6,64 13,36 9,74 14,57

РАСЧЕТЫ: Nкр = кр + или: ; ;

Для решения уравнения относительно за неизвестное принимается , тогда для 2010 г. расчеты будут следующими:

; . Откуда:

 


Расчет влияния факторов на динамику прибыли от продаж ОАО «Тайм»

№ пп Виды продукции Количество реализованной продукции, тыс.шт. Цена единицы продукции, тыс. руб. 2010 г., млн. руб. Реализация, исчисленная по количеству реализованной продукции 2011 г. в ценах 2010 г., млн. руб. 2011 г., млн. руб.
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
А Б              
  Марка «А»     1,15 1,2      
  Марка «В»     0,90 0,95      
  Марка «С»     1,00 1,25      
  Итого выручка от продаж - - - -      
  Количество реализованной продукции, шт. Себестоимость (постоянные и переменные расходы) на 1 ед. продукции, тыс. руб. 2010 г., млн. руб. Себестоимость, исчисленная по количеству реализованной продукции 2011 г. в закупочных ценах и тарифах 2010 г., млн. руб. 2011 г., млн. руб.
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
  Марка «А»     0,8600 0,9004      
  Марка «В»     0,6800 0,6500      
  Марка «С»     0,7445 0,6573      
  Итого себестоимость проданной продукции - - - -      
  2010 г., млн. руб. Расходы, исчисленные по количеству реализованной продукции 2011 г. в ценах и тарифах 2010 г., млн. руб. 2011 г., млн. руб.
  Коммерческие расходы              
  Управленческие расходы     - -      
  Прибыль (убыток) от продаж           3014*  

 


РАСЧЕТЫ:

Общий прирост прибыли от продаж: ∆РN = РN2011 - РN2010 = 4854 – 2890 = + 1964 млн. руб.

Расчет влияния на прибыль шести факторов:

1. Прирост прибыли в связи с ростом количества проданной продукции (q).

Темп роста количества проданной продукции: N2011(в ценах 2010 г.) : N2010 = 30254: 29670 = 1,0197 (или 101,97%). Темп прироста составил 0,0197 (или 1,97%). Откуда:

= Темп прироста q · Р Nпред = 0,0197 ∙2890 = +57 млн. руб.

2. Увеличение прибыли в связи с сокращением себестоимости продукции:

= -(Sпр2011 - Sпр пересчитанная ) = -(21670 – 22740) = +1070 млн. руб.

3. Уменьшение прибыли в связи с ростом коммерческих расходов:

= -(Sк2011 - Sк пересчитанные) = -(2550 – 1480) = -1070 млн. руб.

4. Уменьшение прибыли в связи с ростом управленческих расходов:

= -(Sу2011 - Sу пересчитанные ) = -(4230 – 3020) = -1210 млн. руб.

5. Прирост прибыли в связи с ростом цен на продукцию:

= N2011 – Nпересчианная = 33304 – 30254 = +3050 млн. руб.

6. Увеличение прибыли из-за структурных сдвигов в реализации продукции:

= РNпересчитанная - Р N2010 темп роста q = 3014–(2890 х 1,0197) = 67 млн.руб.

Совокупное влияния шести факторов на изменение прибыли от продаж:

∆РN = (+57) + (+1070) + (-1070) + (-1210) + (+3050) + (+67) = +1964 млн. руб.

Направления использования чистой прибыли:

Чистая

прибыль отчетного периода

                   
 
   
       
 
 
 

 


Дивиденды по привилегированным акциям Дивиденды по простым акциям Поощрительные выплаты работникам Резервы Увеличение уставного капитала Капитализация (реинвестирование) нераспределенной прибыли
Использование прибыли, уменьшающее чистые активы Использование прибыли, не уменьшающее чистые активы

Эффективность дивидендной политики достигается оптимальностью соотношения между использованием прибыли (потреблением) собственниками и ее будущим ростом, максимизирующим рыночную стоимость компании и обеспечивающим стратегическое развитие (капитализацией)

Задания к теме 4.

1. По данным финансовой отчетности ОАО «Тайм» рассчитать точку безубыточности и рентабельность по видам реализованной продукции. Оценить динамику полученных показателей по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.

2. Исходя из фактических показателей ОАО «Тайм» за 2011 г. рассчитать влияние внешних негативных факторов и спрогнозировать показатели безубыточности продаж, запаса финансовой прочности, прибыли от продаж, если предполагается относительный рост постоянных расходов на 10%, переменных расходов на 8%. Предполагаемый рост объема реализации продукции по результатам маркетинговых исследований составит 12%. Какой уровень цены на реализуемую продукцию позволит компенсировать негативное влияние факторов и не допустить снижение достигнутой в отчетном году суммы прибыли от продаж?

3. Ответить на вопросы тестов по теме 4 (см. Кейс «Тестирование в виртуальном классе»).


Тема 5. Анализ доходности и рентабельности

Комплексная оценка деятельности организации

 

Показатели доходности и рентабельности отражают эффективность деятельности предприятия.

Доходность - характеризует отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам.

Рентабельность - характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам.

Наиболее обобщенным является термин «рентабельность инвестиций» (ROI, return on investment), который для разных субъектов отражает инвестиционную выгодность капитала, функционирующего в той или иной форме, объеме, условиях эксплуатации, а также протяженности во времени.

Рентабельность продаж по операционной прибыли (Return on Sales, ROS) отражает долю операционной прибыли (финансового результата обычной деятельности - Operating (net) income)[1] в совокупной величине выручки от продаж (в нетто-оценке, без косвенных налогов — НДС, акцизов):

Рентабельность совокупных активов (экономическая рентабельность) (Return on Assets, ROA) показывает, какая величина прибыли до налогообложения и финансовых расходов (Earnings Before Interest and Taxes, EBIT) приходится на каждую денежную единицу, вложенную в совокупные активы (Total Assets) компании:

Рентабельность собственного капитала (Return on Shareholders’ Equity, ROE) показывает, какая величина чистой прибыли (Net Profit, NP) приходится каждую стоимостную единицу капитала, принадлежащего собственникам компании (Equity, Е):

Рентабельность оборотных активов (Return on current assets, ROCA) - показывает, какая величина операционной прибыли (Operating income) приходится на каждую денежную единицу, вложенную в оборотные активы (Сurrent Assets) компании:

 


Каждый показатель рентабельности представляет собой двухфакторную модель, которая путем моделирования преобразуется в многофакторные аддитивные, кратные или мультипликативные. Например:

Расчет влияния факторов на рентабельность активов ОАО «Тайм»

Показатель Усл. обозн. 2010 г. 2011 г. ±D
1. Прибыль чистая, млн. руб. NP      
2. Среднегодовая балансовая величина активов, млн. руб. 4776,5   1569,5
3. Среднегодовая балансовая величина оборотных активов, млн. руб.      
4. Среднегодовая балансовая величина собственного капитала, млн. руб.      
5. Среднегодовая балансовая величина заемного капитала, млн. руб. 3228,5   -268,5
6. Выручка от продаж, млн. руб. N      
7. Рентабельность активов, % ROA 34,17 43,08 8,92
8. Коэффициент финансового рычага КФР 1) 2,0856 0,8742 -1,2114
9. Коэффициент финансовой независимости (автономии) КФН 2) 0,3241 0,5336 0,2095
10. Коэффициент покрытия обязательств оборотными активами Кпокр 3) 0,7118 1,0081 0,2963
11. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 4) 12,9112 11,1609 -1,7503
12. Рентабельность продаж, % ROS 5) 5,5005 8,2092 2,7087
13. Влияние на изменение рентабельности активов факторов, % – всего: ΔROAобщ - - 8,92
в том числе: - коэффициента финансового рычага ΔROAх1 - - -19,85
- коэффициента финансовой независимости (автономии) ΔROAх2 - - 9,26
- коэффициента покрытия обязательств оборотными активами ΔROAх3 - - 9,82
- коэффициента оборачиваемости оборотных активов ΔROAх4 - - -4,53
- рентабельности продаж ΔROAх5 - - 14,22

ΔROAх1 = (-1,2114) · 0,3241 ∙ 0,7118 · 12,9112 · 5,5005 = -19,85%

ΔROAх2 = 0,8742 ∙ (0,2095) ∙ 0,7118 · 12,9112 · 5,5005 = 9,26%

ΔROAх3 = 0,8742 ∙ 0,5336 ∙ (0,2963) ∙ 12,9112 · 5,5005 = 9,82%

ΔROAх4 = 0,8742· 0,5336 ∙1,0081 ∙ (-1,7503) · 5,5005 = -4,53%

ΔROAх5 = 0,8742 · 0,5336 ∙1,0081· 11,1609 · (2,7087) = 14,22%

Проверка: ΔROAх1+ΔROAх2+ΔROAх3+ΔROAх4+ΔROAх5 =

= ( -19,85) + 9,26 + 9,82+ (-4,53) + 14,22=8,92 %= ΔROAобщ
Расчет влияния факторов на рентабельность продаж ОАО «Тайм»

=

= [1 – (x1 + x2 + x3 + x4)] ´ 100

где N – выручка от продаж; М – материальные расходы; U – расходы на оплату труда, включая социальные отчисления; А – расходы на амортизацию; Sпроч прочие виды расходов по обычным видам деятельности; .- материалоемкость производства и продажи продукции; - зарплатоемкость производства и продажи продукции; - амортизациеемкость производства и продажи продукции; - прочая расходоемкость производства и продажи продукции.

 

Показатель Усл. обозн. 2010 г. 2011 г. ±D
1. Прибыль от продаж, млн. руб. NI      
2. Выручка от продаж, млн. руб. N      
3. Рентабельность продаж, % ROS 9,74 14,57 4,83
4. Материальные расходы, млн. руб. М      
5. Расходы на оплату труда, включая социальные отчисления, млн. руб. U      
6. Амортизация, млн. руб. А      
7. Прочие расходы по обычным видам деятельности, млн. руб. Sпроч      
8. Коэффициент материалоемкости, % КМ 59,05 56,15 -2,90
9. Коэффициент зарплатоемкости, % КU 21,57 20,22 -1,35
10. Коэффициент амортизациеемкости, % KАм 0,56 0,54 -0,02
11. Коэффициент прочей расходоемкости, % КSпроч 9,08 8,52 -0,56
12. Влияние на изменение рентабельности продаж факторов, % – всего в том числе: ΔROSобщ - - 4,83
- материалоемкости ΔROSx1 - - 2,90
- зарплатоемкости ΔROSx2 - - 1,35
- амортизациеемкости ΔROSx3 - - 0,02
- прочей расходоемкости ΔROSx4 - - 0,56

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.