Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудные случаи согласования определений




Если вы создаете фразу, Чтобы не ошибиться, надо запомнить:
1) в которой между словами ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и существительным есть определение, то может возникнуть вопрос, как оно будет оканчиваться: ДВА НОВЫХ ДОМА или ДВА НОВЫЕ ДОМА? *при словах мужского и среднего рода определение, стоящее между словами ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и существительным, ставится в Р.п. (кого?чего?) множественного числа: ДВА НОВЫХ ДОМА (дом – муж. рода). * при словах женского рода определение ставится в И.п. (кто?что?) множественного числа: ДВЕ БОЛЬШИЕ КОМНАТЫ (комната – ж.р.).
2) в которой определение стоит перед словами ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ то может возникнуть вопрос, как оно будет оканчиваться: НОВЫХ ДВА ДОМА или НОВЫЕ ДВА ДОМА? определение ставится в форме И.п. (кто?что?) независимо от рода существительного: НОВЫЕ ДВА ДОМА, БОЛЬШИЕ ДВЕ КОМНАТЫ.
3) в которой два или несколько определенийстоитперед существительным, то может возникнуть вопрос, в каком числе писать существительное: АГИТАЦИОННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА или АГИТАЦИОННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТЫ? *существительное пишется в единственном числе, если видна связь между характеризуемыми предметами, видна их терминологическая близость: АГИТАЦИОННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА (ед.ч.); * существительное пишется во множественном числе, если обнаруживается наличие нескольких предметов: КУРСКАЯ И ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТИ (мн.ч.); *существительное пишется в единственном числе,если функцию определения в предложении выполняют числительные: МЕЖДУ ПЯТЫМ И ШЕСТЫМ ЭТАЖОМ ( ед.ч.); * существительное пишется в единственном числе,если между определениями есть союзы: либо, или, то – то, не то – не то, то ли – то ли, а, но, зато, же, все же, однако. КУРСКАЯ ИЛИ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ (ед.ч.).
4) в которой после существительного стоит несколько определений, то может возникнуть вопрос, в каком числе писать существительное? *существительное ставится во множественном числе: ЯЗЫКИ (мн.ч.) АНГЛИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ; * существительное пишется в единственном числе,если между определениями есть союзы: либо, или, то – то, не то – не то, то ли – то ли, а, но, зато, же, все же, однако. ЯЗЫК (ед.ч.) АНГЛИЙСКИЙ ИЛИ ФРАНЦУЗСКИЙ.
5) в которой при одном определении стоит несколько связанных по смыслу существительных, то может возникнуть вопрос, в каком числе писать определение: НАПИСАТЬ СВОЙ АДРЕС, ИМЯ И ФАМИЛИЮ или НАПИСАТЬ СВОИ АДРЕС, ИМЯ И ФАМИЛИЮ? * определение пишется в единственном числе, когда по смыслу сочетания ясно, что оно относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим: НАПИСАТЬ СВОЙ (ед.ч.) АДРЕС, ИМЯ И ФАМИЛИЮ. * определение пишется во множественном числе, когда может возникнуть неясность относительно того, связано ли оно только с ближайшими существительными или со всем рядом: СПОСОБНЫЕ (мн.ч.) УЧЕНИК И УЧЕНИЦА (если вы напишите СПОСОБНЫЙ УЧЕНИК И УЧЕНИЦА, то получится, что ученик способный, а ученица нет). * определение пишется в единственном числе, если есть союзы: либо, или, то – то, не то – не то, то ли – то ли. СПОСОБНЫЙ (ед.ч.) УЧЕНИК ИЛИ УЧЕНИЦА

§22. Лексические нормы современного русского языка

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Фразеологизм – это неделимая по смыслу семантическая единица, обладающая образно-переносным значением. Например: кричать во всю Ивановскую (очень громко оповещать, говорить); как снег на голову (неожиданно); круговая порука (поручительство, взаимные обязательства каждого члена данной группы в отношении других); адамово яблоко (кадык) ;куда Макар телят не гонял (очень далеко); Христа ради (мольба, усиленная просьба); место под солнцем (право на существование); бить баклуши (бездельничать).

Фразеологизмы-синонимы – разные по написанию и произношению, но близкие по лексическому значению фразеологизмы. Например: яблоку негде упасть – пруд пруди; кот наплакал – с гулькин нос.

Авторские фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, которые были использованы автором сначала в поэтическом или прозаическом произведении, но впоследствии вошли в группу общеупотребительной лексики. Например: на деревню дедушке (А.П.Чехов); подковать блоху (Н. Лесков); вишневый сад (А.П. Чехов).

Разговорное слово – языковая единица, связанная с подчеркнуто неофициальным характером отношений между субъектом речи и адресатом. Например: лежебока, пустозвон, прилипчивый, смельчак.

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. Например: соленый – сладкий, высокий – низкий, широкий – узкий, свежий – черствый, старый – новый.

Синонимы – слова одной и той же части речи (а также, в более широком понимании, фразеологизмы, синтаксические конструкции и др.), имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения. Например: линия – черта, кроткий – незлобивый – покорный – смирный, страх – ужас, ломать – крушить – сокрушать, идти – тащить, молодой – юный.

Паронимы – слова одной и той же части речи, похожие по написанию и произношению (частичное звуковое сходство), но разные по лексическому значению (частично или полностью). Например: щеколда – щиколотка, контузить – конфузить, душевный – духовный, пушной – пуховой, командированный – командировочный, будний – будничный, отборный – отборочный.

Омонимы – одинаково звучащие единицы языка, в значении которых (в отличие от значений многозначных единиц) нет общих семантических элементов. Например: ключ (родник) и ключ (скрипичный); акция (ценная бумага)и акция (действие); пруд и прут; (мы) видим (гл.)и (дом) видим (кратк. прич.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.