Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие социологии в России 4 страница




Основные произведения: «Class in modern society». N. Y., 1966; «Elites and society». N. Y., 1964; «Sociology and socialism». Brington, 1984.

Козер Льюс Альфред (р. 1913) — один из основателей функционалистской теории социального конфликта, стремящийся соединить эволюционный функционализм и теорию социального конфликта. Он считает, что социальные конфликты вырастают и развиваются не вне, а внутри общества как социальной системы в результате усиления его дифференциации и роста обособления его структур. Поэтому социальный конфликт выступает у него как атрибут соци альных отношений. При этом Л. Козер делает ак цент на позитивной роли социальных конфликтов, в то время как представители классического функционализма рассматривали их традиционно в негативном плане, как препятствие стабильности и порядку, как фактор разлада, дезинтеграции социальной системы. В работах «Функ ции социального конфликта» (1956), «Продолжение исследования со циального конфликта» (1967) и др. он обращает внимание на важную роль социальных коллизий в интеграции и стабилизации общественной жизни и подчеркивает, что путь движения к устойчивому общественному порядку в современных западных обществах не только не исключает, но и предполагает борьбу различных интересов личностей и социальных групп и социальные столкновения между ними, даже их усиление и углубление, поскольку одновременно возрастает гибкость социальной системы и ее институтов, их способность преодолевать последствия этих конфликтов. За конфликтом признается немаловажная роль и в назревшем обновлении общества. Он не только порождает новые социальные институты и нормы, но и стимулирует экономический и технологический прогресс.

Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Р. Дарендорф утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых 60

главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы множества групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Аналогия биологи ческой и социальной систем, да и идея системы как таковой превращается в концепцию «императивно координированной системы», являясь развитием веберовских понятий «господствующей» или «властной» систем, синонимичных для Р. Дарендорфа. Он определял «императивно координированные ассоциации» как организации, в которых существует «господство» (что присуще для всех организаций вообще), создающее условия для конфликта.

Рассматривая власть и господство, он соглашается с Т. Парсон сом относительно их необходимости для общества, но не разделяет его концепции «функционально необходимых условий». Признавая, что функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.

Обладающий властью или влиянием заинтересован в сохранении существующего положения; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.

Из всего многообразия направлений в социологии можно выделить два типа в зависимости от подхода к анализу общества: пер вый тип акцентирует внимание на том, как структура общества влияет на поведение людей, второй — как создается общество через деятельность людей. Однако многие современные социологи считают, что желательно создать теорию, которая бы объединила эти под ходы.

Энтони Гидденс (р. 1938) — британский социолог, в течение уже нескольких лет пытается преодолеть разделение структуры и действия (теория структурации). Отправной пункт предлагаемой им парадигмы достаточно прост. Э. Гидденс считает, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через социальные действия осуществляется воспроизводство структур. 61

Для описания взаимодействия структур и социальных действий Э. Гидденс использует термин structuration (структурация). Он обращает внимание на «двойственность структуры», имея в виду, что структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает эти же самые структуры. Это положение Э. Гидденс иллюстрирует на примерах языка и речи. Язык — это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать сообразно существующим правилам. Язык постепенно изменяется. Появляются новые слова, забываются старые. Таким образом, люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры. В социальной жизни Э. Гидденс различает два вида структур: правила и ресурсы. Под правилами имеются в виду процедуры, которым индивиды могут следовать в социальной жизни. Иногда интерпретации этих правил обретают письменную форму — например, законы или бюрократические правила. Структурные правила могут воспроизводиться членами общества или меняться путем создания новых образцов правил через интеракцию, через действия. Второй вид структуры — ресурсы — также возникает только в результате человеческой деятельности и может изменяться или поддерживаться людьми. Ресурсы могут быть локализированными или властными. Локализированные ресурсы включают в себя полезные ископаемые, землю, инструменты производства и товары. По Э. Гидденсу, эти ресурсы не существуют вне человеческой активности. Так, земля не является ресурсом до тех пор, пока ее кто-то не обрабатывает. Властные ресурсы (нематериальные ресурсы) проявляются в способности одних индивидов доминировать над другими, заставлять их выполнять свои желания, и в этом смысле люди становятся ресурса ми, которые могут быть использованы другими людьми. «Властные ресурсы могут существовать лишь в том случае, если они воспроизводятся в процессе человеческой интеракции. Власть не является чем-то, что человек имеет, до тех пор, пока он ею действительно не пользуется».

Гидденс Энтони — английский социолог. В работе «Капитализм и современная социальная теория» (1971) он анализировал классовую струк туру развитых индустриальных обществ, опи раясь на классические социологические теории К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Уже в этой ранней работе Гидденс стремился не только дать интерпретацию идей классиков, но и развить эти идеи. В дальнейшем он выдвинул теорию струк турации, которая должна была преодолеть раз рыв между исследованием социальных структур и социального действия в различных теоретических направлениях западной социологии. Данная теория была изложена в книге «Конституирование общества» (1984). Гидденс уделяет большое внимание характеристике социальных институтов эпохи модерна, особо подчеркивая роль национального государства как носителя административной власти, обладающего контролем над средствами вооруженного насилия. Эти 62

проблемы рассматривались им в работе «Национальное государство и насилие» (1985). Книга «Последствия модерна» (1990) и ряд дальнейших публикаций посвящены исследованию различных аспектов общественной жизни в период «позднего модерна». Одним из основных направлений развития социологии Гидденс считает изучение процессов глобализации в со временном мире.

Определив в общих чертах, что есть система, Э. Гидденс переходит к объяснению природы социальных систем, институтов. В его представлении социальная система — это образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве. Такие институты, как государство или бюрократия, рассматриваются социологом как образцы поведения, существующие какой-то промежуток времени.

Ввиду «двойственности структуры» системы и институты тесно связаны с деятельностью людей, которых Э. Гидденс зачастую называет «агентами», подразумевая при этом их изначально активную позицию в обществе. По Э. Гидденсу, структура влияет на человеческое поведение благодаря знанию об обществе, которым располагают агенты. В обществе есть большое количество «общего знания» о том, как вести себя и как поступать с вещами. Это позволяет агентам ориентироваться в повседневной жизни и оперировать с окружающими предметами. В своем поведении агенты используют знание правил общества, которые существуют в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества.

Э. Гидденс полагает, что люди наделены стремлением к определенной степени стабильности в социальной жизни. У них есть потребность в том, что он называет «онтологической безопасностью» или «уверенностью в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть». Он предполагает, что это может быть связано с естественной заботой о физическом сохранении тела.

В обществе поведение людей, по Э. Гидденсу, безусловно, сдерживается наличием властных отношений, ибо все социальные действия так или иначе связаны с этими отношениями. При этом он рассматривает власть как инструмент, с помощью которого люди агенты могут изменить положение вещей или действия других людей (сдерживать их или ограничить их свободу). В то же время власть увеличивает свободу действий тех агентов, которые ею обладают, — то, что ограничивает одного, позволяет другому действовать более разнообразно.

Для того, заявляет Э. Гидденс, чтобы социология развивалась в направлении преодоления разграничения между действием и структурой, потребуются новые исследования относительно воспроизведения структуры под влиянием целенаправленных 63

действий людей-агентов.

В России становление социологии началось во второй половине XIX в., когда ускорилось социально-экономическое развитие страны, наметилось формирование гражданского общества. В первые десятилетия XX в. можно отметить признаки институализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского(1851—1916)«Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической науки, кантовской и дюркгеймовской линий, но присутствует и самостоятельный под ход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии. Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. было основано Русское социологическое общество, у истоков которого стоял П. А. Сорокин (1889—1968), в будущем один из крупнейших социологов XX в. В 1918—1919 гг. при актив ном участии П. А. Сорокина были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах.

Ковалевский Максим Максимович — русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления. В 1878—1887 гг. профессор юридического факультета Московского университета; после отстранения от преподавания в 1887 г. уехал за границу. В 1905—1916 гг. профессор Петербург ского университета. Академик Петербургской АН с 1914 г. В 1906 г. основал конституционно-монархическую партию демократических реформ. Издатель журнала «Вестник Европы» (1909—1916). Труды по истории общины, Французской револю ции, проблемам западноевропейского феодализма и общим вопросам социального развития.

Сорокин Питирим Александрович — американский социолог русского происхождения. После эмиграции в 1922 г. занял видное положение в западной социологии. Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции. Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. 64

В 1920е гг. развитие социологической науки в России шло чрезвычайно противоречиво. Сорокин в числе других видных ученых был вынужден эмигрировать на Запад. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного, но специальные и конкретные социологические исследования — по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры — до начала 30х гг. проводились достаточно широко. В этот период социологическая наука в России и СССР изучала следующие проблемы: методологию и методику конкретных социальных исследований (С. Г.Струмилин, А. В. Чая нови др.); народонаселение и миграцию (Б. Смулевичи др.); труд и быт рабочих и крестьян (А. К. Гастеви др.). В 1930е гг. социология получила в нашей стране идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы науки и образования.

Струмилин Станислав Густавович (Струмил лоПетрашкевич) (1877—1974) — видный совет ский экономист, статистик, историк, социолог, ака демик АН СССР (1931). Разрабатывал проблемы экономической эффективности народного образования. Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены научные методы определения оптимального периода школьного обуче ния и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста национального дохода го сударства. По данным Струмилина, введение все общего начального образования в СССР дало эко номический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организа цию; рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года. Показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда — 7летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему. Для рабочего обучение в школе 2й ступени лишь на 14% окупало государственные затраты, а высшая школа с 3го курса станови лась убыточной. Сформулировал закон «убывающей продуктивности школьного обучения», согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для госу дарства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение. Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего об разования и содержания студентов за государственный счет, а также давали возможность обосновать обязательную трехлетнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих. По подсчетам Струми лина, такой подход гарантировал государству прибыль от работы каждо го специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929 г.).

Чаянов Александр Васильевич (1888—1937) — выпускник Московского сельскохозяйственного института (1910). Экономист. Писал под псевдонимом Х. Ботанин. Профессор (1918) Московской сельскохозяйственной академии, где работал до 1930 г. Деятель кооперативного движения, первый председатель Льноцентра (1915); в 1915— 1920 гг. на руководящих постах в сельскохозяйственной кооперации. В 1921—1923 гг. член коллегии Наркомзема РСФСР. Основатель первого в стране Института сельскохозяйственной экономии, его директор в 1922—1928 гг. Глава организационно-производственной школы — научного направления, исследовавшего проблемы 65

крестьянской экономики. Разрабатывал проблемы кооперативного обобществления крестьянских хозяйств, экономического механизма функционирования кооперативного предприятия, его оптимальных размеров. Опубликовал исследования по истории Москвы: «Москов ские собрания картин сто лет назад», «История Миусской площади», «Топография Москвы XIII и XIV веков». Автор социально-философских «фантастических» и «романтических» повестей. В 1929 г. ученого обвинили в реставрации капитализма и сослали в Алма-Ату, в 1931 г. посадили в суздальскую тюрьму, где он написал исторический роман «Юрий Суздальский» (рукопись пропала). В 1937 г. Чаянова расстреляли. В 1957 г. реабилитировали «за отсутствием события и состава преступления».

Смулевич Болеслав Яковлевич (1894—1981) — известный специалист в области социальной гигиены, санитарной статистики и демографии. Б. Я. Смулевич выдвинул идею о наличии прямой зависимости между уровнем жизни и рождаемо стью. Саркастическая полемика между С. Г. Стру милиным и Б. Я. Смулевичем и способствовала «закрытию» работы первого. Т. Мальтус и К. Маркс считали, что существует обратная зависимость между уровнем жизни и рождаемостью, в западной демографической литературе эта идея не под вергалась сомнению. Однако утверждение К. Марк са о том, что в условиях капитализма и социализма законы развития населения должны быть различны, стало основой для многолетних попыток советских демографов сформули ровать так называемый социалистический закон народонаселения и источником споров о форме связи между уровнем благосостояния и рождаемости при социализме. Родоначальником этой дискуссии стал Б. Я. Смулевич.

Основные труды: «Критика буржуазной социальной гигиены и ме дицинской социологии», 1960; «Народное здоровье и социология», 1965; «Критика буржуазных медикосоциологических концепций», 1973.

Гастев Алексей Капитонович (1882—1941) — организатор революционного рабочего движения, поэт, создатель методик научной организации труда (НОТ). В начале 1920х гг. Гастев оставил художественное творчество и полностью посвятил себя работе по организации труда. В 1920 г. в Москве им основан Центральный институт труда (ЦИТ) ВЦСПС, который он считал своим последним «ху дожественным произведением». В 1924 г. издана главная научная работа Гастева — «Трудовые установки» — о методиках обучения трудовым приемам.

Основные труды: сборник «Поэзия рабочего удара», 1918; «Как надо работать», 1922; «Трудовые установки», 1924.

После длительного перерыва в конце 50х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила возможности возрождения, хотя и ограниченные. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. организован в системе АН СССР Институт конкретных социальных исследований, далее переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии. Даже эти переименования одного и того же научного учреждения показывают, что первоначально социология у нас признавалась только как прикладная наука, а осознание ее теоретической значимости произошло в последние годы. С 1974 г. издается журнал «Социологические исследованиям», в 60х гг. появились социологические службы на промышленных предприятиях. Стали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, семьи, молодежи. Завершение институционализации 66

социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни начиная с 1987 г. Тогда был создан Всесоюзный, а затем — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.

Широкое признание получили работы современных российских социологов: Т. И. Заславской, Г. В. Осипова, В. А. Ядова, В. Н. Иванова, О. И. Шкаратана, И. С. Кона, Р. В. Рывкиной, Ю. А. Левады, И. В. БестужеваЛады, А. Г. Здравомыслова, Н. М. Римашевской, Б. А. Грушина, А. В. Дмитриева, А. И. Кравченко, Е. В. Охотского, Ж. Т. Тощенко, С. А. Кравченко и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.