Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, которые обуславливают качество продукции




 

В условиях рыночных отношений качество обеспечивается и гарантируется предприятием. В 60-70-е годы 20 века считали, что для успеха производства достаточно, чтобы продукции было много, и она была дешевой. В 80-е годы стало очевидно, что возникла конкуренция не цен, а качества: 80% покупателей принимали решение о покупке, обращая внимание, в первую очередь, на качество продукции. Таким образом, конкурентоспособной могла стать лишь продукция, которая имела при других равных условиях меньшую производственную себестоимость и высшее качество [ ].

Сейчас весь мир работает над проблемой обеспечения качества. Методической ее основой является так называемая "петля качества", которая в классическом варианте имеет вид, представленный на рис. 1.5.

 


 

Рис. 1.5. "Петля качества", или этапы, на которых обеспечивается качество [ ]

 

Основными направлениями работы по созданию новой более качественной продукции являются:

- поиск информации, изучение и анализ потребностей потребителей;

- изучение современных достижений науки и техники;

- разработка стратегии и тактики создания новой продукции;

- создание технических требований и задач на ее создание;

- технико-экономическое обоснование потребности создания новой или усовершенствование старой продукции;

- разработка и защита программ и проектов для выполнения исследовательских и конструкторских работ;

- обеспечение финансирования работ;

- разработка необходимой документации для создания, изготовления и всестороннего испытания первых образцов и исследовательских партий;

- разработка документации для серийного изготовления продукции;

- сертификация новой продукции;

- создание и распространение рекламы, поиск и закрепление рынков сбыта для новой продукции и т.п.

На качество продукции влияет значительное количество факторов, которые действуют как самостоятельно, так и в взаимосвязи между собой, как на отдельных этапах жизненного цикла продукции, так и на некоторых из них.

Все факторы могут быть объединены в 4 группы: технические, организационные, экономические и субъективные.

К техническим факторам относятся: конструкция, схема последовательной связи элементов, система резервирования, схемные решения, технология изготовления, средства технического обслуживания и ремонта, технический уровень базы проектирования, изготовления, эксплуатации и прочие.

К организационнымфакторам относятся: разделение труда и специализация, формы и организация производственных процессов, ритмичность производства, формы и методы контроля, порядок предъявления и сдачи продукции, формы и способы транспортирования, сохранения, эксплуатации (потребления), технического обслуживания, ремонта и прочее.

Организационным факторам, к сожалению, еще не отводится столько внимания, сколько техническим, поэтому очень часто хорошо спроектированные и изготовленные изделия в результате плохой организации производства, транспортирования, эксплуатации и ремонта досрочно теряют свое высокое качество.

К экономическим факторам относятся: цена, себестоимость, формы и уровень зарплаты, уровень затрат на техническое обслуживание и ремонт, степень повышения производительности общественной работы и прочее.

Экономические факторы особенно важны при переходе к рыночной экономике. Им одновременно присущи контрольно-аналитические и стимулирующие свойства. К первым относят те, которые позволяют измерять затраты работы, средств, материалов на достижение и обеспечение определенного уровня качества изделий. Действие стимулирующих факторов может приводить как к повышению уровня качества, так и к его снижению [ ]. Наиболее сильными факторами этой группы являются цена и зарплата. Правильно организованное ценообразование стимулирует повышение качества. При этом цена должна покрывать все затраты предприятия на мероприятия по повышению качества и обеспечивать необходимый уровень рентабельности. В то же время изделия с более высокой ценой должны быть более высокого качества.

В обеспечении качества значительную роль играет человек с его профессиональной подготовкой, физиологическими и эмоциональными особенностями, то есть речь идет о субъективных факторах.

От профессиональной подготовки людей, которые заняты проектированием, изготовлением и эксплуатацией изделий, зависит уровень использования технических факторов. При этом в процессе реализации технических факторов роль субъективных элементов относительно невелика, поскольку использование современной техники максимально освобождает технологический процесс от участия человека. В то же время в организационных факторах субъективный элемент играет уже значительную роль, в особенности, если речь заходит о способах и формах эксплуатации и потребления изделий.

О важности субъективных факторов свидетельствуют распространенная среди части производителей мысль об экономической невыгодности повышения качества. Качество рассматривается при этом как социально желательная цель, но его влияние на повышение рентабельности считается минимальным. Объясняется это недостаточной осведомленностью производителей, которые допускают следующие ошибки.

1. «Более высокое качество обходится дороже».

Это наиболее распространенная ошибка относительно обеспечения качества.

Новые подходы к механизмам создания качества и процессам производства показал, что высокое качество не всегда стоит дороже. Здесь важно понять, как создается качество продукции при ее современном массовом производстве. Вначале потребности рынка определяются на бумаге в виде проекта. Потом все это воплощается в реальное изделие с помощью соответствующих производственных процессов. Вложение больших средств в научные исследования и исследовательские разработки может дать в результате заметное повышение качества изделия. Одновременное усовершенствование производственных процессов может привести к значительному снижению себестоимости изделия. Это широко продемонстрировано в Японии и на Западе на всем диапазоне промышленных товаров массового производства: компьютеры, бытовая электротехника и бытовые приборы и др.

2. «Акцент на качество ведет к уменьшению производительности».

Мысль, что повышение качество может быть получено только за счет уменьшения количества - широко распространенная среди руководителей производства ошибка. Эта точка зрения есть следствие того периода, когда управление качеством состояло в физическом контроле конечного изделия. В этой ситуации более жесткие требования контроля приводили к отбраковке большого количества готовой продукции.

В современной структуре управления качеством акцент сместился на предупреждение недостатков на стадиях разработки и изготовления. Поэтому дефектные изделия, прежде всего, не изготавливаются. Усилия, потраченные на то, чтобы улучшить качество и сохранить количество, способствовали тому, что улучшение качества приводит, как правило, к более высокой производительности.

3. «На качество влияет культура работы рабочей силы».

Производители часто обвиняют своих работников за низкое качество своих изделий, отсутствие понимания проблем качества и низкую культуру труда.

Более глубокий анализ этого вопроса показывает, что работники могут нести ответственность за результаты своего труда только в том случае, если руководство обеспечило:

- всестороннее обучение сотрудников приемам работы;

- наличие детальных инструкций относительно приемов работы;

- наличие средств для проверки или оценивания результатов действий работников;

- наличие средств для регулирования оснастки или процесса в случае, если результат оказывается неудовлетворительным.

4. «Качество может быть обеспечено жесткой проверкой».

Контроль был первым официальным механизмом управления качеством в начале прошлого столетия, и большинство производителей до сих пор уверено, что качество продукции может быть улучшено с помощью жесткого контроля.

Следует подчеркнуть, что проверка может привести только к отделению качественных изделий от некачественных. Сама по себе она не может улучшить качество изготовленной продукции. Более того, последние исследования показали, что от 60 до 70% всех дефектов, выявленных на производстве, прямо или косвенно связаны с ошибками, допущенными на этапах проектирование, технологическая подготовка производства и закупка материалов, в то время как почти все проверки и действия по управлению качеством направлены на производственный участок.

Необходимо подчеркнуть, что управление качеством - это не изолированный вид деятельности отдела технического контроля предприятия или организации. Чтобы быть эффективным, этот процесс должен охватывать операции всех отделов, включая те, которые занимаются маркетингом, проектно-конструкторскими разработками, технологией, производством, упаковкой, диспетчеризацией и транспортировкой. Фактически, управление качеством должно охватывать диапазон от поставщиков исходного материала до заказчиков. Важно при этом понять требования потребителей и иметь точную обратную связь, которая дает информацию об их восприятии продукции, которую они получают [ ].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.