Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция, ее сущность и роль в рыночной экономике




 

В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности – это сложный процесс, предполагающий сложное взаимодействие юридических и физических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция. В первом вопросе реферата необходимо проанализировать сущность и роль конкуренции в рыночной экономике.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции, борьба производителей продукции за потребителя с целью увеличения прибыли.

Необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в рыночной экономике, можно сказать: нет конкуренции – нет рынка. Конкуренция благоприятствует возникновению тождества личных и общественных интересов, «невидимой рукой» управляет корыстными мотивами предприятий и поставщиков ресурсов таким образом, чтобы стимулировать общество в эффективном использовании редких ресурсов. Именно конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены товара до уровня, соответствующего издержкам, заставляет предприятия удовлетворять желания потребителей, повышать качество продукции, переходить на самые эффективные технологии производства.

Во втором вопросе следует рассмотреть основные виды конкуренции. В зависимости от того, какие предприятия участвуют в конкурентной борьбе, выделяется внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. По методам конкурентной борьбы можно разделить ценовую и неценовую конкуренцию. В практике рыночных отношений разделяют также добросовестную и недобросовестную конкуренцию. В зависимости от условий, в которых действует конкуренция, от количества предприятий, характера производимой продукции, степени открытости экономики и экономической свободы выделяется совершенная и несовершенная конкуренция.

В третьем вопросе предстоит проанализировать основные модели рынка, отличающиеся степенью развития конкурентной борьбы. В действительности в условиях развитой рыночной экономики существует бесконечное количество ситуаций и структур рынка, располагающихся между крайними полюсами. На одном полюсе встречается единственный производитель, господствующий на рынке данного вида товара, на другом – тысячи предприятий и фирм, каждая из которых производит незначительную часть рыночной продукции. Между этими полюсами располагается безграничное количество рыночных структур. Для изучения все действующие структуры сведены в четыре модели рынка:

1) чистая конкуренция, представляющая рынок совершенной конкуренции,

2) чистая монополия,

3) монополистическая конкуренция,

4) олигополия, представляющие вместе рынок несовершенной конкуренции. Все эти модели характеризуются:

- различным количеством предприятий и фирм, формирующих рынок;

- различным типом производимой и реализуемой продукции;

- различными методами формирования цены и степенью контроля над рыночной ценой;

- различной степенью влияния конкуренции на цену, объемы производства и уровень спроса, различными методами конкурентной борьбы;

- разной степенью взаимной зависимости или ее отсутствием;

- различными условиями вступления новых фирм на рынок данной продукции и выхода из него.

Заключительный вопрос реферата должен быть посвящен вопросу защиты конкурентной среды. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкуренции государством. Основная цель при этом состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили позитивные совокупные результаты конкуренции. Особенно важно установить пределы господства монополий.

Изложения теоретического материала обязательно нужно сопровождать материалом о развитии конкуренции в России и методах защиты конкуренции, применяемых в российской экономике.

 

Литература

 

1. Авдашева, С. Экономический анализ в делах о нарушении закона «О защите конкуренции» / С. Авдашева, А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2011. – № 2. – С. 122-139.

2. Вишневер, В.Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка / В.Я. Вишневер // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 33. – С. 49-53.

3. Глущенко, Т.Е. Методология анализа конкуренции и его возможности в стратегическом управлении промышленными предприятиями / Т.Е. Глущенко // Экономические науки. – 2012. – № 86. – С. 70-73.

4. Иванов, И.Д. Импорт и импортзамещение в России / И.Д. Иванов // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – № 1. – С. 15-21.

5. Калентьева, Н.А. Некоторые вопросы регулирования монополий в России / Н.А. Калентьева // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 31. – С. 21-25.

6. Качалин, В.В. Культура конкуренции / В.В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 7. – С. 26-32.

7. Ладыга, А.И. Мониторинговые аспекты идентификации недобросовестной конкуренции / А.И. Ладыга, М.И. Максимова // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 32. – С. 55-58.

8. Макаров, П.В. Конкуренция на рынке транспортных услуг: теоретические аспекты / П.В. Макаров // Экономика и управление. – 2012. – № 2. – С. 140-143.

9. Макаров, П.В. Проблемы оценки и измерения конкуренции в сфере услуг / П.В. Макаров // Экономика и управление. – 2011. – № 12-2. – С. 157-162.

10. Рыбальченко, Р.В. Управление деятельностью промышленных предприятий на рынках с ограниченной конкуренцией / Р.В. Рыбальченко // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 45. – С. 41-44.

11. Тарасова, О.В. Борьба за добавленную стоимость / О.В. Тарасова // ЭКО. – 2013. – № 1. – С. 117-125.

12. Татаркин, А.И. Конкурентная активность территорий в пространственном развитии Российской Федерации / А.И. Татаркин // Экономика и управление. – 2012. – № 11. – С. 20-29.

13. Удовик, Е.А. Модернизация отраслевой конкурентной среды / Е.А. Удовик, Н.А. Овчаренко, С.Б. Четыз // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 43. – С. 134-137.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.