Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Августин Аврелий (Блаженный)




Августин Аврелий (Блаженный) (354–430) был авторитетнейшим «отцом церкви». Он родился в семье местного чиновника. Его мать была христианкой, а отец лишь к концу своей жизни стал христианином. Сам Ав-

густин далеко не сразу пришел к христианству. В духовных поисках он сначала изучал античную философию (особенно, труды Цицерона и Плотина). Далее он 9 лет следовал манихейскому учению[25]. Но лишь в христианстве Августин обрел истину и блаженство. Августин долгое время был епископом г. Гиппон (Сев. Африка), после смерти канонизирован католической церковью как святой.

Заслуги перед католицизмом. Работы Августина привлекли к христианству много сторонников, способствовали победе христианства над язычеством, католицизма над еретическими учениями. Опровергая язычников, Августин недоуменно вопрошал: зачем нужно много слабосильных богов (например, для дверей, для окон, для верхних и нижних вод и т.д.), когда достаточно одного всемогущего. Августин внес значительный вклад в догматику католицизма, например, догматом о личностной форме единого Бога. Философ способствовал распространению католицизма оправданием эффективности насилия в распространении истинной веры и тезисом о первородном грехе, утверждающим греховную, злую природу всякого человека и его неспособность обрести спасение самостоятельно без церкви. Учение о справедливости Бога и иерархическая этика Августина способствовали стабилизации не всегда справедливых социальных отношений в Средневековье.

Основные заслуги перед философией. Августин-философ исследует обширный спектр проблем христианского учения и предлагает множество их решений, немало способствовавших развитию христианства в то время. Августин первым разработал христианское учение о душе и ее бессмертии (Христос учил о воскрешении тела, апостол Павел неоднократно говорил о душе). Августин впервые в истории философии ярко обозначил проблему воли и ее свободы. В греческой философии воля рассматривалась лишь как подчиненная интеллекту часть души, а не как сила, самостоятельно определяющая жизнь. Также Августину принадлежит первое философское учение об истории человечества. Наиболее значительные труды: «Исповедь» (397–400 гг.), догматический трактат «О Троице» (400–415 гг.), «О двух градах» (413–426 гг.), «О ересях» (428–429 гг.).

Онтология – Бог как высшая сущность

Онтология Августина – теизм – учение о том, что Бог сотворил мир и постоянно продолжает творить его из ничего. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир прекратил бы свое существование. Августин наполнил философским содержанием христианское понятие «Бог». Бог есть наивысшее благо и причина всякого блага, Бог ни от чего не зависит и все зависит от Его воли: «В силу необходимых, неизбежных и справедливых законов все подчинено Богу и Господу своему» [2, 447]. Бог создает определенный порядок и форму вещей в соответствии со своими идеями, которые являются образцами для любой сотворенной вещи. Бог сотворил и свойства мира: время и пространство, движения которых не было до создания мира. В мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает. «Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы. Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей» [1, 10].

О душе. Душа, по Августину, создана Богом по образу и подобию Божиему. «Душа, по моему мнению, есть некоторая субстанция, причастная разуму, приспособленная к управлению телом» [2, 237]. Душа человека не имеет веса и объема. Она проявляется как воля, разум, мышление, чувства и память. Разум устремлен к познанию истины, которая суть, согласно Августину, «неподверженная изменениям природа, превышающая душу человеческую». Душа бессмертна: «Если бы душа была смертной, то с ней умерла бы и Истина».

О свободе как свойстве воли. Концепция первородного греха, предопределения, благодати, веры и роли церкви в спасении

Августин утверждает, что свобода – это свойство воли, а не разума, потому что как иначе объяснить, что люди понимают Благо, но все же творят Зло. Бог дал человеку свободную волю, потому что без нее благодеяние и грех человека не были бы таковыми, и тогда не за что было бы тогда его наказывать или награждать. Именно воля определяет человеческую активность и жизнь, а не мышление, которое в основном пассивно отражает предметы окружающего мира. Несмотря на признание свободы воли, Августин несколько противоречиво утверждает: человек свободен, но не вполне. Августин считал, что полной свободой воли обладали только Адам и Ева, но они впали в грех.

Первородный грех Адама и Евы заключается в том, что они вкусили запретное яблоко с древа познания добра и зла, нарушив тем самым запрет Бога. После грехопадения Адама и Евы свободная воля постоянно влечет человека к земным благам и толкает его на путь греха, человеческая природа стала глубоко испорченной, и всякий человек уже не может не грешить и достоин проклятия. Милосердный Бог предоставил шанс испорченному человечеству в лице Иисуса Христа. Сын Божий искупил грехи и распространил божественную благодать на избранников Бога.

Богом предопределено, что подавляющее большинство не может не грешить и будет проклято навеки, и лишь избранное меньшинство будет обладать благодатью и вечно блаженствовать. Жизнь человека, «каким бы изобилием праведности она ни отличалась, не проводится без оставления грехов, потому что сыны Божьи, пока живут смертно, борются со смертью» [2, 847]. Августин ссылается на Библию: «… «если говорим, что не имеем греха», как сказал великий апостол, «то обманываем самих себя и истины нет в нас» (I Иоан. 1,8). Августин в своей «Исповеди» пишет о мучительных перипетиях на духовном пути, он обнаруживает противостояние своей воли воле Божьей. «И стал я тогда бороться с самим собой, раздирая самого себя...» Противостояние своей воли и воли Бога Августину удалось превозмочь только через мучительные усилия над самим собой, в результате полного отречения от собственной воли.

Будучи грешными, люди слишком самонадеянны, когда воображают, что могут без помощи Бога жить в мире и овладевать им. В деле спасения нельзя говорить о какой-либо свободе воли человека. Свободная воля может быть подлинно свободной, если человек отказался от греха, но без божьей благодати и без предопределения к ней свободная воля не пожелает блага, а если и пожелает, то не сможет его исполнить. Человек, в коем наиболее полно воплощена благодать Христа, – это самый свободный человек. Человек должен наполнить всю свою жизнь безграничной любовью к Богу, которая должна вытеснить любовь человека к человеку. Только благодаря всемогущему действию божественной благодати и предопределению свыше можно обрести спасение. В глубине души, учит Августин, мы можем найти нечто, что не зависит от окружающего мира, а именно – Бога. Но если мы обладаем порочной волей, «потеряли свой исток», живем без божественной благодати, любим самого себя или земные блага больше, чем Благо, то мы – добыча греха.

Если мы верим в своего Спасителя, тогда божественная благодать может освободить нас от греха, и наша воля устремится к общему Благу. Тому, кто желает спастись, нужно стать «таким, каким он сотворен от Бога, подобным Богу», т.е. презреть все телесное и отречься от этого мира. Вера должна предшествовать разуму. Также как и ребенок должен верить воспитателю, так и всякий человек должен уверовать в авторитет Священных Писаний до того, как научится их понимать.

В отличие от предшествующих «отцов церкви», видевших источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшим источником веры церковькакединственную, непогрешимую, последнююинстанцию всякой истины.

Он призывал: «… мы должны крепко держаться христианской религии и общения с той Церковью, которая есть церковь католическая…» [2, 446]. Для спасения нужна благодать, которой обладает духовенство. В борьбе против греха человек должен, по Августину, искать милости Бога, опираясь на смирение и покорность, как перед Богом, так и перед Церковью. Для получения милосердия Божьего искренне раскаивающемуся, скорбящему о содеянном грешнику следует обратиться в Церковь. Вне Церкви грехи не отпускаются, ибо «она получила в залог Духа Святого» [2, 847].

Августин учит, что существуют милостыни, «совершая которые мы способствуем тому, что отпускаются наши грехи»: милосердие, прощение согрешающим, даяние алчущим, помощь нуждающимся, исправление через наказания, указание дороги ищущим. «Вне Церкви – бесполезны добрые дела... Вне Церкви ничему не помогут ни девственность, ни мученичество, ни отпущение грехов, ни молитвы». Позднее папство на первое место среди «добрых дел» выдвинуло дарения в пользу церкви.

Гносеология. О способах познания истины

Августин ограничивал область притязаний человеческого познания. Бог – причина всего, и только он должен быть наиважнейшим предметом познания, а преходящие вещи бессмысленны для абсолютного познания. «Несчастен тот человек, который зная все, не знает Тебя; блажен тот, кто знает тебя, даже если не знает ничего другого» [1, 56]. «Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего».

Августин указывает, что познать истину, т.е. познать в себе образ Бога, можно двумя путями: 1) следуя разуму; 2) следуя авторитету.

Первый путь не для всех. Он проходит через этапы: от чувств к рассуждению, от осознания изменчивости телесного к самопознанию, «желающему отвлечься от суеты колеблющегося и утвердиться на незыблемом»; и «наконец, когда в полной мере осознается, что неизменяемое лучше изменчивого, хотя оно и постигается через изменяемое, душа в робком и мгновенном озарении приходит к Тому, Кто есть Сущий» [2, 634]. Познать истину может лишь та душа, «что чиста и свята, т.е. имеет око чистое, святое и покойное, коим только и можно увидеть идеи». «Не ищи ничего вне себя… вернись к самому себе». Таким образом, разум, согласно Августину, есть мистическое прикосновение к высшей истине.

Второй путь подходит большинству людей – «тупоумным или занятым житейскими делами» – верить тем, кто уже, благодаря Божьему откровению, познал высшие истины.

Учитывая различия людей, Августин провозглашал: верю, чтобы понимать; и: понимаю, чтобы верить. Путь веры быстрее пути знаний: «Невежды скорее ученых войдут в царство божие». Верить следует не только в авторитет Священного Писания, но и в авторитет церкви.

Этика

Величайшей тайной Бога является вопрос о богоизбранности и богоотверженности человека. Поэтому каждый должен жить так, будто он богоизбранный, всей своей жизнью и свободой доказывать, что он этого достоин.

ЭтикаАвгустина сочетает в себе четыре вида морали.

1. Новозаветная мораль, включающая в себя заповеди любви к Богу и к ближнему.

2. Элементы общечеловеческой нравственности. «Никому не вредить… приносить пользу, кому нужно». Но прежде всего следует заботиться о своих домашних: «Они ближе и доступнее других… в силу порядка природы, в силу порядка самого человеческого общения» [3, 1033].

3. Элементы иерархической морали неравенства. Августин признает справедливым существующее неравенство людей. Неравенство, полагал он, – необходимое явление в жизни общества. Оно будет всегда в обществе и здесь бессмысленно что-либо менять, так как богатство одних и бедность других обусловлены божественным промыслом. «Управляют те, которые заботятся, как-то: муж – женою, родители – детьми, господа – рабами. Повинуются же те, о которых заботятся, как-то: жены – мужьям, дети – родителям, рабы – господам… и управляющие служат тем, кем, по-видимому, управляют. Ибо управляют они не из желания господствовать, а по обязанности заботиться, и не из гордого своего начальственного положения, а из сострадающей предусмотрительности» [3, 1034]. Августин призывал рабов к подчинению: «Во всяком случае лучше быть рабом у человека, чем у похоти; ибо сама похоть господствования, чтобы не говорить о других, со страшной жестокостью опустошает души смертных своим господствованием. В порядке же мира, по которому одни люди подчинены другим, как уничижение приносит пользу служащим, так гордость вредит господствующим» [1035].

4. Мораль допустимости насилия во имя Бога. Сам Августин, вначале считавший недопустимым меры принуждения по отношению к еретикам, впоследствии стал считать, что во имя церковного единства насильственные меры допустимы. Католическая мораль включила в себя призыв заботиться о том, «чтобы и ближний любил Бога» [3, 1033]. В своем учении Августин не проповедует евангельское непротивление злу насилием. Хотя «Бич Божий учит терпению добрых» [3, 14], но добрые могут и должны участвовать в том, чтобы жизнь показалась горькою для грешников. Сначала Августин считал, что «никто не должен быть принуждаем к единству во Христе, что мы должны действовать только словами, бороться только аргументами и превосходить силой разума», но затем под влиянием того, что люди «приходят к католическому единству из страха перед имперскими эдиктами», Августин пришел к признанию эффективности насилия в распространении «истинной религии». Здесь Августин опирается в основном на Ветхий завет. Хотя и в Новом завете Августин нашел место, где Иисус бросил «неистовствовавшего во тьме неверия» Павла на землю, ослепил его, чтобы «насильно привести к жажде света», и затем исцелил. «Если бы это наказание не было наложено, он не был бы впоследствии исцелен им». «Конечно, если кто-либо воздерживается от обличения и обуздания поступающих дурно или потому, что ищет более удобного для этого времени, или потому, что боится за них же самих, чтобы они не стали от этого еще хуже или чтобы не воспрепятствовали научить доброй и справедливой жизни других, более слабых, не оказали на них дурного влияния и не отвратили от веры, то в этом обнаруживается не жадность, а мудрое правило любви. Грешно, когда ведущие жизнь добрую и отворачивающиеся от дел людей плохих снисходительно относятся к чужим грехам, от которых должны были бы отучать или которые должны были бы обличать, – относятся снисходительно потому, что боятся оскорблений со стороны дурных людей, боятся вреда в тех вещах, которыми они сами, как добрые и невинные, пользуются дозволительным образом, но с большей жадностью, чем следовало бы это тем, которые странствуют в этом мире, уповая при этом на горнее отечество» [3, 17].

О справедливости

Справедливость, согласно Августину, – это воздаяние каждому по заслугам [2, 229]. Справедливость – прерогатива в основном Бога. Перед Богом все равны и ответственны за свои дела. «Люди, большею частью открыто, тайным же образом – всегда, несут за свои дела божественные наказания, в этой ли жизни, или после смерти» [3, 1061].

«При настоящих обстоятельствах, – пишет Августин, – божественная справедливость не проявляется с очевидностью… Ибо мы не знаем, по какому Божию суду тот добрый человек беден, а этот злой – богат; тот, кто за свои развратные нравы, по нашему мнению, должен был бы терзаться скорбями, радуется, а этот, чья похвальная жизнь должна была бы приносить радости, терпит огорчения; невинный выходит из суда не только не отмщенным, но и осужденным, не имея сил бороться с неправдой судьи или опровергнуть ложные свидетельства, а злодей, его противник, наоборот, не только безнаказанным, но и торжествующим над ним; нечестивый пользуется отменным здоровьем, благочестивый изнывает в расслаблении… ранняя смерть уносит полезных для человечества детей, а кому, казалось бы, не следовало и родиться, тот живет сверх меры долго; обремененный преступлениями окружен общественным уважением, а человека безупречного скрывает мрак неизвестности, и так далее» [3, 1062].

По мнению Августина, Бог не демонстрирует свою справедливость со всей очевидностью, для того, чтобы испытать людей, отделить добрых от злых. «Как в одном и том же огне золото блестит, а солома – дымит; и в одной и той же молотилке стебли изламываются, а зерна – очищаются: так одна и та же обрушивающаяся бедствиями сила добрых испытывает, очищает, отцеживает, а злых обнаруживает, опустошает и искореняет. Поэтому, терпя одно и то же бедствие, злые клянут и хулят Бога, а добрые молятся Ему и хвалят Его. Важно не то, каково испытание, а только то, каков испытуемый, ибо одинаковым движением взболтанные – навоз невыносимо смердит, а благовоние – благоухает» [3, 15-16]. «Добрый ни временными благами не превозносится, ни временным злом не сокрушается» [3, 15], а злой «от счастья портится» [Там же]. Августин направляет грешников к покаянию: «Терпение Божие призывает к покаянию злых» [3, 14].

Философия истории. Провиденциализм. О двух градах

Свою книгу «О двух градах» Августин написал после падения Рима в 410 г. В то время язычники обвиняли христиан в подрыве империи. Августин опроверг эти обвинения, выдвинув иной взгляд на события. Римляне, утверждает Августин, потерпели поражение из-за любви к себе[26].

Августин различал два вида любви и два вида градов. Любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град, град себялюбцев. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу», – пишет Августин [3, 659]. Любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный, град божий.

Представителем царства божьего на Земле, обществом Христа Августин называл Церковь, вне которой нельзя обрести спасение. Земной град и его государство также установлены богом, но церковь занимает высшее положение, и государство обязано служить ей. Церковь, восприняв учение Августина, провозгласила себя земной частью божьего града.

В книге «О двух градах» Августин создал первое учение по философии истории. Согласно философии истории Августина, общественная жизнь движется от низших ступеней к высшим, по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Цель истории человечества – совершенствование добра, увеличение числа граждан Града Божьего, определение недостойных его. Цель истории осуществится в момент гибели человечества и его мира – в момент появления Божьего Града, в день Страшного суда.

Провиденциализм влечет вопрос: почему в созданном Богом мире есть зло?

Теодицея (от греч. theós – бог и dikẽ – право, справедливость) оправдание Бога. В решении проблемы сосуществования Бога-творца и зла в мире Августин исходил из текста Библии, в которой говорилось, что Верховный творец добр по своей природе и все, что творит, он творит по образу и подобию своему. Зло – это просто отсутствие, недостаток добра, а не нечто самостоятельное. Оно возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах. Здесь сказывается влияние неоплатонизма на воззрения Августина. Зло, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и виновна в этом его свободная воля.

О государстве и праве

В учении Августина звучит естественно-правовая мысль. Августин рассматривал государство и право как часть порядка, установленного Богом с целью обуздания человеческих пороков, порожденных грехопадением. Августин вслед за апостолом Павлом признает, что всякая власть от Бога (К рим, 13), и Богом установлено, что подчинение политической власти является послушанием Божьей воле. Эта концепция государства и права господствовала затем на протяжении многих веков.

В то же время Августин не идеализировал ни человеческие законы, ни государства: они могут быть неправыми. «Нельзя считать и называть правом несправедливые постановления людей» [3, 1043]. Государство без справедливости философ сравнивает с большой разбойничьей шайкой: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре… они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону» [3, 166].

Августин призывает правителей к установлению согласия в человеческом мире, возникающему лишь тогда, когда «управляющие служат тем, кем, по-видимому, управляют. Ибо управляют они не из желания господствовать, а по обязанности заботиться, и не из гордого своего начальственного положения, а из сострадающей предусмотрительности» [3, 1034].

Критика учения

Утверждение греховности всякого человека и разрешение применения насилия в распространении христианства служили основанием для распространения в Средневековье инквизиций, жестких мер в воспитании, строгой регламентации разрешенного и запрещенного поведения.

Монах Пелагий в начале V в. отрицал учение Августина о первородном грехе, о переходе греха от Адама на потомков, о божественном предопределении большинства людей ко злу. По Пелагию, люди рождаются в том же невинном состоянии, что и Адам, и лишь постепенно портят свою природу, если привыкают ко злу и греху. Всякий человек обладает свободной волей, дающей ему возможность идти по пути добра или греха. Пелагианство подрывало веру в необходимость церкви. Тезисы Пелагия под влиянием Августина были признаны ересью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.