Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рене Декарт. никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью Французский философ Рене Декарт (латинизированное имя




… никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью…

Французский философ Рене Декарт (латинизированное имя Картезий) (1596–1650) – основатель рационализма и дуализма, выдающийся ученый (математик, физик и психофизиолог). Декарт родился в дворянской семье, учился
 

в иезуитском[36] колледже. Будучи еще в школьном возрасте, Декарт пришел к выводу, что практически все существующие в его время знания недостоверны, бесполезны или безосновательны. Развитие нового знания Декарт связывал с механикой Галилея, но та, по мнению Декарта, не строилась на незыблемых основаниях. Картезий решил ликвидировать этот пробел в научном знании и построить стройную философско-научную систему знаний.

О философии. Декарт не отделял философию от науки. Главной целью своей деятельности Декарт считал создание рационально построенной и практически-ориентированной науки, состоящей из незыблемых знаний, позволяющей людям стать обеспеченными, здоровыми и добродетельными господами природы. Декарт представлял философию в форме дерева, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки (сводящиеся к трем: медицина, механика и этика). «И как плоды не собирают ни с корней, ни со ствола, а лишь с ветвей, так и главная полезность от философии зависит от тех ее частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь». В отличие от схоластики, никогда не оспаривающей свои базисные принципы, философия, по мнению Декарта, должна начинаться с универсального сомнения.

Гносеология

В научном познании, согласно Декарту, следует опираться на рационалистический метод. Примечательно, что первый пункт этого метода состоит в определении истины как очевидности для индивидуального сознания. Эта концепция истины направлена против схоластической практики принятия за истины свидетельств авторитетов и церкви.

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» [7, 260].

Рационалистический метод, согласно Декарту, позволит «добиваться познания всего», и «не нужно полагать умам какие-либо границы» [5, 78]. Таким образом, учению Декарта присущ гносеологический оптимизм.

Декарт – основатель рационализма.

Рационализм – это гносеологическое направление, в котором высшей инстанцией в познании признается разум. В отличие от эмпиризма рационализм не выводит все знание из опыта, он признает существование врожденных истинных идей. Истинные идеи, согласно Декарту, – это идеи ясные и самоочевидные. Человеческий дух обладает абсолютно истинными врожденными идеями, к которым Декарт относил «главнейшую и первейшую» идею Бога, математические идеи (например, «две величины, равные третьей, равны между собой»), идею причинности «Из ничего не может произойти нечто», логические законы тождества и противоречия и огромное множество иных врожденных понятий и аксиом. Некоторые из врожденных идей очевидны непосредственно, другие выявляются в повседневной жизни и научных исследованиях. Опытные данные не должны противоречить данным разума. Разум значимее опыта, например принцип инерции Галилея основан на разуме, а не на фактах.

Рационализм Декарта за его стремление к построению незыблемых знаний сегодня называют классическим догматическим рационализмом в отличие от современного критического рационализма Поппера, устанавливающего границы разуму и отвергающего притязания построения неопровержимых теорий.

Онтология

В построении своей философии Декарт, следуя своему методу, начинает с методичного и последовательного сомнения во всем. Чувства нас обманывают; например, палка, опущенная в воду, кажется сломанной, а четырехугольная башня издали может показаться круглой. Можно допустить, что «все видимое мною ложно» [6, 21]. Можно усомниться в действительности, в существовании материи – не сон ли это. Можно усомниться в Боге. Можно усомниться во всем, кроме самого факта сомнения. Сомневающийся всегда мыслит, а если мыслит, то, следовательно, существует. Отсюда знаменитое умозаключение:

Я мыслю (сомневаюсь), следовательно, я существую.

В этой истине, по убеждению Декарта, никто из нормальных людей сомневаться не может, и она является основанием всякой достоверности, высшей, исходной опорой для построения метафизики и всей философии.

Дальнейший ход метафизических рассуждений Декарта: от сомнений во всем к признанию существования мыслящей души, отсюда к доказательству существования Бога и далее к доказательству существования материи.

Дуализм. Субстанцией философ называл то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом. Строго говоря, субстанция в учении Декарта одна – Бог, и поэтому его метафизическую онтологию следует классифицировать как монизм или объективный идеализм. Но сам Декарт в основе бытия усматривает две созданные Богом субстанции – протяженное бытие (материю) и мыслящее бытие (созданную по образу и подобию Божьему душу), поскольку они для своего существования нуждаются только в «обычном содействии Бога» и не нуждаются в содействии других сотворенных объектов. Онтологическое учение о двух субстанциях называется дуализм ом.

О мыслящем бытие. Существование сознания, как показано выше, есть первое, в чем убеждается сомневающийся разум. По Декарту, сознание, или душа (что у Декарта одно и то же) есть мыслящая субстанция, абсолютно нетелесное, нематериальное, неделимое начало. Душа, хотя и сопряжена с телом, но вполне может существовать и без него. Душа мыслит постоянно. Я есть, утверждает Декарт, мыслящая вещь. «А что это такое – вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами» [6, 24].

О Боге. «Доказательство» существования Бога. Декарт понимает Бога как «некую бесконечную субстанцию, независимую, в высшей степени разумную, всемогущую», сотворившую все существующее [6, 38]. Декартово «доказательство» существования Бога называют «антропологическим». Человек часто осознает, что ошибается и сомневается; он понимает собственное несовершенство и ограниченность. Этого не могло бы быть, если бы у человека не было врожденного понятия об абсолютном совершенстве, идеи актуально-бесконечного, безошибочно мыслящего. Бог – обладатель всех совершенств, значит, Он не может обманывать и не существовать (несуществование несовместимо с совершенством). «Я» есмь всего лишь несовершенная и конечная идея совершенного и бесконечного Бога подобно тому как отрезок есть конечная идея прямой. «Бог, создавая меня, вложил в меня эту идею [идею Бога] – дабы она была во мне как бы печатью его искусства; нет прежде никакой необходимости, чтобы знак этот был чем-то отличным от самого творения».

О материи. Механицизм. Идея честного Бога предстает у Декарта незыблемой основой познания и бытия. «Бог не обманщик», значит, возникающие в человеке идеи телесных вещей действительно происходят от телесных вещей. Прежде всего человек убеждается в существовании собственного тела. «Из всего, чему учит меня природа, нет ничего более явного, нежели наличие у меня тела, которому приходится худо, когда я испытываю боль, которое нуждается в пище и питье, когда я страдаю от голода и жажды, и т. д.» [6, 64]. «Помимо того природа учит меня, что вокруг моего тела существуют различные иные тела, из коих к некоторым я должен испытывать тяготение, других же избегать» [6, 65]. Вторая сотворенная Богом субстанция – материя – обладает протяженностью, не способна мыслить и самопроизвольно двигаться, она заполняет все пространство, делится на части и подчиняется лишь механистическому принципу инерции (никакое тело не может изменить величину, форму, место, траекторию и скорость движения без воздействия других тел). Декарт рассматривает все живые тела (животные, человеческое тело) как механизмы. В материальном механистическом мире нет свободы, все строго детерминировано. Но все иначе, утверждает Декарт, в области мышления.

Свобода мышления и воли

Мышление – подобная богу субстанция, значит, оно ни от чего не должно зависеть, ни от тела, ни от мнений других людей. Мышление свободно. «Мы по своему собственному выбору можем со многим соглашаться либо не соглашаться» [4, 329]. В мышлении реализуется способность сомневаться, отказываться от авторитетных и распространенных мнений. Декарт призывает мыслящего человека больше доверять себе, чем толпе. «Большинство голосов не является доказательством, имеющим какое-нибудь значение для истин, открываемых с некоторым трудом, так как гораздо вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ» [7, 259].

Тело человека не свободно, но воля его свободна, ее нельзя принудить. Свобода воли является высшим совершенством человека [4, 328], относится к врожденным понятиям и носит абсолютный характер, т.е. она не зависит ни от чего, кроме самой себя. Воля, по Декарту, обширнее интеллекта и не всегда может ясно познавать. Декарт различает низшую и высшую степени свободы. Низшая степень свободы – проявление равнодушия воли, возникающего из-за отсутствия ясного понимания «что такое истина и добро». Иррациональная воля ответственна за человеческие заблуждения и грехи. Решению воли, считает Декарт, всегда должен предшествовать разум, помогающий с очевидностью усмотреть определенную меру истины и добра. Рациональная воля (удержанная в границах ясных и отчетливых понятий) уже не может становиться источником заблуждений, и здесь воля проявляет свою высшую степень свободы.

Отсутствие социально-философского учения. Декарт был аполитичным философом. Видя высочайшим смыслом жизни познание, философ выражал свою неприязнь к людям, посвящающим свою жизнь ниспровержению существующего государственного устройства, ибо разрушение государственного устройства угрожает людям огромными бедствиями.

Критика учения

Слабым местом в онтологии Декарта признается его обоснование существования Бога: из ясного понятия о Совершенном существе не следует Его существование.

Вопреки учению Декарта о человеке как существе вполне рациональном Шопенгауэр и Ницше отмечают иррациональную природу людей. А психоаналитики Фрейд и Юнг открывают, что поведением человека во многом руководит сфера бессознательного.

Следуя Декарту, мы до сих пор не уделяем достаточного внимания телу. В то время как на Востоке тело и сознание рассматриваются как взаимозависимые, и для развития сознания применяются практики не только по отношению к чувствам, уму, внешним феноменам, но и к телу.

Значение учения. Основная заслуга Декарта перед философией состоит в формулировании рационализма и дуализма, а также в утверждении свободы мысли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.