Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. 1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.– М.: Наука, 1989




1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.– М.: Наука, 1989.

2. Бруно Дж. Философские диалоги: О Причине, Начале и Едином; О бесконечности, вселенной и мирах. – М.: Алетейа, 2000.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 273-306.

4. Кузанский Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1. – С.47-184.

5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.

6. Макиавелли Н. Государь. – Мн.: Современный литератор, 1999. – С. 8-123.

7. Макиавелли Н. Размышления над первой декадой Тита Ливия / Н. Макиавелли // Государь. – Мн.: Современный литератор, 1999. – С. 124-684.

8. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3 т. – М.: Голос, 1992.

9. Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978.

10. Петрарка Ф. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. – М.: Правда, 1989.

11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: уч. пособие в 4 т. – СПб.: Петрополис, 1994. – Т. 2.

12. Уайт Е. Великая борьба. – Заокский: Источник жизни, 2006.

13. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.


Глава 5. Философия свободы Нового времени

Новое время – это XVII век, эпоха зарождения науки и бурного развития мануфактурного производства, начала крушения феодальной и абсолютно-монархической идеологии, формирования капитализма и техногенной цивилизации.

Новое время характеризуется зарождением первой классической науки – механики (Кеплер, Галилей, Ньютон). Религия еще остается самой мощной идеологической силой. Философы и ученые эпохи рассматривают мир с точки зрения деизма – учения, согласно которому Бог сотворил мир и больше в нем не участвует. Деизм представляет собой рассудочную религию, отказавшуюся от таких «тайн», как Троица, и дающая свободу рациональному познанию.

Значительное влияние на становление западной социальной философии оказала история Англии XVI-XVII вв.

Правление Елизаветы I (1559–1603), названное «золотым веком Англии» в связи с бурным развитием капитализма, расцветом культуры, внутренней и внешней политики, по-видимому, повлияло на позитивное отношение многих социальных мыслителей к просвещенной монархии. Елизавета I, будучи протестанткой, вполне лояльно относилась к подданным католикам. После смерти Елизаветы I власть перешла к королю Шотландии Якову I, правившему в обеих странах[35] с 1603 по 1625 г. С 1604 г. разрастается массовое недовольство монархическим правлением. Сын Якова I, Карл I, взошел на трон в 1625 г. Провозгласив, что право управлять страной ему, так же как и его отцу, дано Богом, Карл I в 1629 г. распустил парламент. В 1640 г. он вновь созвал парламент для подавления мятежа шотландцев. В 1642 г., после попытки Карла I арестовать оппозиционеров из парламента между роялистами (сторонниками короля) и сторонниками парламента разразилась гражданская война (1642–1660). После свержения и казни Карла I в 1649 г. в Англии была учреждена республика (1649–1653), сменившаяся вскоре диктатурой Кромвеля (1653–1658). Монархия была реставрирована в 1660 г., когда по желанию англичан на трон взошел сын Карла I – Карл II. После смерти Карла II в 1685 г. на трон взошел Яков II, сторонник католицизма. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот (Славная революция), в результате которого абсолютная монархия была заменена дуалистической конституционной монархией, разделившей государственную власть между монархом и парламентом.

В 1689 г. парламент Англии узаконил Билль о правах – первый документ, ограничивший власть короля, и один из первых документов, узаконивших права человека. Король лишался следующих прав: приостанавливать действие законов либо их исполнение; устанавливать и взимать налоги на нужды короны; формировать и содержать постоянную армию в мирное время. Гражданам были гарантированы следующие права: свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны; свобода подачи петиций королю; свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда; свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов; свобода слова и дебатов; никакие слушания в парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами парламента; свобода выборов в парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля. Устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

На фоне развития экономики западных стран, техники, технологии, науки возникли ценности техногенной цивилизации, ведущей из которых стала идея подчинения природы человеку. Была осмыслена потребность в практически ориентированной науке и философии, в новой научной методологии. В философии на первый план стали выходить проблемы познания [пп. 5.1, 5.2, 5.4, 5.5].

Успехи естественных наук [п. 5.6] подталкивают многих мыслителей к построению научных учений о разумной организации общества [пп. 5.1, 5.3, 5.4, 5.5]. Либеральные политические события Англии Нового времени определили появление первого учения о социальной свободе – либерализма Джона Локка [п. 5.4].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.