Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смена типов научной рациональности




В объяснении сущности научных революций философы науки, по существу, не идут дальше их философской интерпретации. Так, И. Лакатос объясняет их как смену научных программ, разница между которыми состоит в количестве объяснимых фактов или отбрасываемых положений. Интерпретация же научной революции Т. Куном как смены парадигм связана с релятивистскими установками. При смене парадигм осуществляется переход от одного способа миропонимания к другому. Новый способ принципиально иной в качественном отношении. Он не может быть соотнесен с предшествующим. Происходит как бы смещение точки отсчета, сдвиг объекта. «В период революций ученые видят вещи иначе, чем прежде, как будто они внезапно попали на другую планету, - писал Т. Кун. - После революции ученые как бы сообщаются с другим миром. после революции ученые работают в другом мире» (цит. по Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки.С-Пб., 1993. С. 31).

В науке действительно произошли революционные новации: в физике разработаны релятивистская и квантовая теории, в космологии - концепция нестандартной Вселенной, в биологии - генетика, в химии - квантовая химия и т.д. Возникли новые отрасли познания, такие, как: кибернетика, теория систем, синергетика, микробиология, играющие важную роль в развитии современной научной картины мира. В результате сформировалась и новая, неклассическая наука, основания которой стали радикально отличаться от оснований классической науки: допускается возможным считать истинными сразу несколько теорий; изменяется идеал объяснения и описания научных фактов. Если в классической науке объяснению приписывалась способность характеризовать объект таким, каков он есть сам по себе, то в неклассической науке в качестве условия объективности объяснения и описания факта выдвигалось требование учитывать взаимодействие объекта с приборами исследования.

В отличие от классической науки, в которой господствовали представления и понятия об устойчивости мира обратимости, однородности и равновесности процессов, протекающих в нем, в новой неклассической науке меняется сам образ мира. Он понимается как непрерывно возникающий и эволюционизирующий по нелинейным законам процесс. Картина мира предстает в виде неожиданных поворотов, связанных с выбором направлений дальнейшей эволюции. Чтобы понять этот мир глубже, необходимо множество его описаний, не сводимых друг к другу, но тем не менее связанных правилами перехода. Новая концепция науки дает предсказания лишь на короткие временные интервалы, а дальше траектория изменений явлений и процессов в мире как бы ускользает от ученых. Из-за нестабильности мира неклассическая наука не претендует на абсолютную истину, на исчерпывающее знание.

Основоположники классической науки Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. ввели в нее фундаментальные принципы абсолютных истин или абсолютно достоверного знания. Если классическая физика опиралась на принцип причинности (иначе говоря, лапласовский детерминизм), то в квантовой механике выявлена неприемлемость принципа причинности в ее механической форме. Это связано с разработкой принципиально иного фундаментального принципа (основания) совершенно другого класса теории - статистической, основывающейся на вероятностных представлениях. Сам факт, что статистическая теория вбирает в себя неоднозначность и неопределенность, был истолкован некоторыми учеными как крах лапласовского детерминизма, исчезновение теории причинности механистического типа. Причем фундаментальной теорией, завершившей этап классической физики, стала теория электромагнитного поля Максвелла. Именно в ней и появились первые признаки современной, неклассической науки.

Естествознание вступило в период глобальной научной революции в связи с выработкой релятивистской (лат. relativus - относительный) методологии и новой - квантово-механической картины мира. Таким образом, в науке произошла радикальная перестройка всех ее классических принципов познания и описания научных фактов, организации и объяснения полученных знаний. Пересмотр основных принципов и методов познания начался с философского переосмысления их природы. В классике они воспринимались как бесспорное отражение исследуемой реальности. Согласно Декарту, задача науки - вывести объяснение явлений природы из полученных начал, в которых нельзя усомниться. В неклассической науке осознается относительный, преходящий характер знаний. Осознание новых научных оснований предполагает и постановку философского вопроса об отношении ученого к исследуемой реальности, из сферы специальных проблем он переходит в новую сферу - философского осмысления соотношения субъект - объект.

Неклассическая наука ставит субъект познания в содержание знания как его необходимый компонент, поэтому принципиально меняется сам предмет знания. Им становится не реальность мира как таковая, отражаемая живым созерцанием, а построение субъектом познания знания об объекте как идеально-теоретическом конструкте. Поскольку о многих содержательных характеристиках объекта невозможно теперь говорить без учета средств их выявления, порождается специфический объект науки. Выявление относительности в объекте и его отношения к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой новацию, которая говорит о науке, ориентирующейся уже не на изучение вещей и явлений природы как неизменных, а на изучение тех объективных условий, попадая в которые они ведут себя весьма разнообразно. Однако становление новых методов неклассической науки не привело к упразднению традиционных и методологических установок классической науки. Они будут применяться и впредь, но их использование будет более ограниченным.

Радикальная перестройка оснований научного познания означала изменение сути и стратегии научного исследования мира, общества и человека. В период научных революций появляются новые пути и средства получения и объяснения знаний, которые не всегда реализуются в действительности. Так, к началу ХХ столетия возникло немало научных открытий, которые никак не вписывались в традиционные представления о мире. В процессе познания микромира ученые установили, что электрон ведет себя и как частица, и как волна - в зависимости от экспериментальной ситуации. Современные физика, химия и биология, учитывая многообразие молекул, атомов, элементарных частиц и других микрообъектов, указывают на их неисчерпаемую сложность, способность превращения из одних форм в другие. Получается, что материя в новой, неклассической науке уже предстает и дискретной, и одновременно непрерывной.

В этом отношении заметный вклад в создание принципов неклассического естествознания внес А. Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905), а затем и общую (1916) теорию относительности. Его теория значительно отличалась от ньютоновской. В ней и время, и пространство не абсолютны; они взаимоувязаны с материей, движением и между собой. Сам Эйнштейн так выражал суть теории относительности: «Раньше полагали, что если бы из Вселенной исчезла вся материя, то пространство и время сохранились бы, теория же относительности утверждает, что вместе с материей исчезли бы пространство и время». Тем самым теория относительности указывает на новые законы пространства, которое становится теперь четырехмерным. В пространстве появляется новая, четвертая координата - время.

Установление пространственно-временной взаимозависимости от скорости движения материи (замедление времени и искривление пространства) указало на ограниченность роли классической науки в объяснении ею взаимосвязи пространства и времени, а также на правомерность их обособления от движущейся материи. А. Эйнштейн категорично заявлял, что нет и не может быть более банального утверждения, чем то, что окружающий мир представляет собой четырехмерный пространственно-временной континуум. «Прости меня, Ньютон, - писал он, - понятия, созданные тобой и сейчас остаются ведущими в нашем физическом мышлении, хотя мы теперь знаем, что если мы будем стремиться к более глубокому пониманию взаимосвязей, то мы должны будем заменить эти понятия другими, стоящими дальше от сферы непосредственного опыта» (Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 143). По этому пути пошли практически все физики-теоретики.

Открытия П. Дирака показали, что элементарные частицы совсем не элементарные. Эта сложная многоэлементная система тел, которая обнаруживает в себе все структурные взаимосвязи, какие характерны для молекулы. Оценивая развитие науки, В. Гейзенберг отмечал, что окончательному признанию научности теорий относительности и квантовой механики предшествовал период неуверенности и даже замешательства. Во-первых, ни у кого не было желания разрушать старую физику. А во-вторых, стало очевидно, что говорить о внутриатомных процессах в понятиях старой физики уже нельзя. «Физики не чувствовали тогда, что все понятия, с помощью которых они до сих пор ориентировались в пространстве природы, отказывались служить и могли употребляться лишь в очень неточном и расплывчатом смысле» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 265).

Эти и многие другие радикальные сдвиги в понятийном арсенале научного познания микромира сопровождались активизацией критичного философского переосмысления этого феномена и создания качественно новых методологических оснований науки. Они определялись, прежде всего, отказом ученых от прямолинейного онтологизма в познании и формированием нового понимания относительности истины научных теорий и научной картины природы, выработанных на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеальному принципу получения единственно истинной научной теории, адекватно отражающей якобы все исследуемые объекты, в неклассической науке допускается истинность сразу нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же объективной реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного или в принципе научного знания.

Классическую науку отличала идея, согласно которой объективность и предметность истинного знания достигаются только тогда, когда из объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной активности. Если в классической науке универсальным способом является задание объекта в генерализации эмпирического материала (факта), то в неклассической - введение объекта осуществляется математикой. Именно она выступает индикатором идей, приводящих к созданию новых теорий.

Математизация науки ведет к теоретизации знания, что обусловливает потерю наглядности. Выявление относительности объекта в научно-исследовательской деятельности способствовало тому, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые вещи ведут себя неоднозначно. Своеобразным инструментом (методом) в неклассической науке стал идеальный тип качественно новой теоретической системы, который не выводится из эмпирического факта непосредственно, а конструируется мыслью ученого.

Начиная с положения Платона о том, что познание является «таинственным видом единства познающего и познаваемого» (см. Abel R. Man is the Measure. N.-Y., Р.18), философия в неклассической науке выполняет несколько функций. Она, осуществляя методологическую функцию, вырабатывает метод как основание неклассического научного познания. Такие идеи формируются в сфере философского анализа научно-познавательных ситуаций современной науки. Они играют роль эвристики (греч. heuriskein - находить), обеспечивающей позитивное развитие научных исследований. Творение новых оснований науки осуществляется за счет изменения парадигмальных установок и выработки новых методологических принципов, что побуждает ученых по-новому оценивать смысл полученных и еще не объясненных фактов. Эти изменения говорят о начале глобальной революции в науке - постнеклассической. Объектами этого нового исследования становятся системные образования, которые определяются саморегуляцией (такими объектами занималась и неклассическая наука) и саморазвитием.

Данные тенденции в исследовании сложных систем породили принципиально новую науку - синергетику (греч. synergeia - совместный, согласованно действующий). Это междисциплинарное исследование процессов саморазвития и самоорганизации в системах - физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т.д. Синергетика, будучи системным видением мира, поднимает науку на новый качественный уровень - уровень динамического подхода к структурированным целостностям. Синергетические процессы - это уникальные процессы, детерминированные целостностью, а также конфигурацией взаимодействий, местом в структуре. Важным аспектом самоорганизации является то, что части ведут себя согласованным образом. Синергетика отказывается от так называемого объективного описания мира и переходит к описанию проективному. Она как бы предлагает свой проект действий, поскольку в рамках синергетического видения не может быть одной абсолютной истины.

В синергетике считается, что материя и в неорганической природе способна при неких условиях к самоорганизации. Синергетика исследует механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка. Это научное открытие революционно по своей сути. Прежняя наука признавала лишь увеличение энтропии системы, т.е. увеличение беспорядка, дезорганизации, хаоса и т.д. Синергетика же считает, что системное развитие происходит в моменты бифуркации (неустойчивости) и тогда получает огромный веерный набор возможностей выбора направлений для дальнейшего саморазвития. А так как сам выбор необратим, а возможный путь развития системы не может быть просчитан с большой достоверностью, проблема этической ответственности ученого за бездумное вмешательство в процесс саморазвития сложных систем становится вполне очевидной.

Это породило совершенно новый, современный тип науки - постнеклассический, который определяется принципиально иными системами особой сложности, требующими принципиально иных познавательных стратегий. В постнеклассической науке картина мира обосновывается идеей саморазвития природы и человека. Все специальные картины мира, которые формируются различными науками, уже не могут претендовать на адекватность - они являются лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира. Теперь требуется принципиально новый сценарий с включением в него моментов бифуркации и всевозможных путей саморазвития систем. Это привело к существенной перестройке прежних норм и принципов научного исследования. Построение идеальной модели стало уже невозможно без использования качественно иных программ, которые позволяют вводить большое число переменных в реконструкции изучаемого объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.