Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экстернализм




Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

История науки как научная дисциплина стала формироваться во второй половине XIX в. В 1930-х гг. появляются работы, где прослеживаются идеи взаимосвязи науки и социально-исторического развития. В Лондоне был образован так называемый «невидимый колледж», не имевший организационного оформления. Его лидера Джона Десмонда Бернала, физика, профессора Кембриджа, считают основателем социальной истории науки. Благодаря усилиям Дж. Бернала (1901-1971) и др. история науки была превращена в дисциплину. В 1929 г. была основана Международная академия истории науки (МАИН).

В историографии науки возникли два направления: экстерналистское и интерналистское.

Экстерналистское направление ставило своей целью выявление связей социально-экономического развития общества и развития научных знаний. Экстернализм объясняет динамику науки внешними факторами: социальными заказами, социально-экономическими ориентирами, культурно-историческим контекстом.

Экстернализм уходит корнями в философию Нового времени, когда наука и научное познание связывались с ростом материального могущества человека («Знание – сила», - так сформулировал свой взгляд на назначение науки Ф.Бэкон). Впоследствии взгляд на практическое предназначение науки, ее зависимость от наличных социальных факторов развивался в рамках марксистской традиции К.Марксом, В.И. Лениным, А.А. Богдановым, Д.Лукачом и др., а в логическом позитивизме – Т.Куном, П.Фейерабендом и др.

С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения. Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества постоянно возникающих в ходе практической деятельности инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем.

Экстернализм в качестве решающего фактора развития науки рассматривает потребности общества, главным образом связанные с техническим применением науки. Общественная потребность движет науку сильнее, чем десятки университетов, — в этой формуле выражено не только личное мнение Ф. Энгельса, в ней отражен принцип европейской цивилизации в ее отношении и к науке, и к природе. Экстернализм проявляется в абсолютизации экономических потребностей общества. Частным случаем экономического детерминизма является технологический детерминизм, абсолютизирующий роль науки как непосредственной производительной силы общества. Разновидностью экстернализма являются и концепции, абсолютизирующие роль социокультурных факторов развития науки. Основной недостаток экстернализма — абсолютизация внешних факторов и недооценка внутренних стимулов развития науки. Опорой концепции экстернализма являются прикладные науки.

Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы в историографии науки была предпринята в 30-е годы двадцатого века (Гессен, Бертол), и в 70-е годы в рамках философии и социологии науки (Кун, Фейрабенд, Полани, Косарева, Гачев).

Развитие методологии, социологии и истории науки во 2-й половине двадцатого века привело к крушению представления о всеобщности и объективности научного метода (Фейрабенд, Кун, Степин). В работах ученых показана парадигмальность, историчность, социологичность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов.

К слабым сторонам экстернализма можно отнести опасность недооценки его представителями относительной самостоятельности и независимости науки по отношению к социальной инфраструктуре, скатывания на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (Фейрабенд).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.