Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Ны существовать Законы, касающиеся воспитания, и оно должно быть общим




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

ны существовать законы, касающиеся воспитания, и оно должно быть общим. Нельзя оставлять невыясненным, что вообще пред­ставляет собой воспитание и как оно должно осуществляться...» (Аристотель, «Политика», VIII, I, 1-3, 1337а).

В этой мысли Аристотеля воспитание рассматривается как про­цесс преемственности культуры нации. В Древних Афинах обуче­ние еще не было обязательным, хотя в V в. до н. э. в период Пело­понесской войны афиняне гордились тем, что среди них нет ни од­ного неграмотного. Но воспитание рассматривалось как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказал мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании. Платон считал, что дея­тельность воспитателя необходимо подчинить строгому и широко­му контролю:

«Страж законов должен быть у нас зорким: он должен очень заботиться о воспитании детей, исправлять их характер и всегда направлять их ко благу согласно законам» (Платон, «Законы», VII, 808а-809а).

Коллективное обучение в Древнем Риме началось в III в. до н.э. Квинтилиан, теоретик и практик античной педагогики, открыл в Риме первую государственную школу и стал получать ежегодное вознаграждение от государства — из казны императора Веспасиана. В римском обществе обсуждались не только вопросы содержания и организации обучения, но и подобающих методов воспитания. Т.е. воспитание рассматривалось как важнейшая сфера государственной деятельности.

В 1758 году М.В. Ломоносов разработал «Проект регламента Ака­демической гимназии», позднее Высочайше утвержденный. Пара­графы 76-90 сохранились в рукописном оригинале в Санкт-Петер­бургском филиале АН России. Некоторые из них представляют ин­терес и ныне:

«§ 77. Учителям оказывать себя вежливо и уклонно, не упря­миться и ни в чем с ними не спорить, а особливо не досаждать грубыми словами, помня, сколько их за наставление почитать дол­жны.

§ 81. Гордостию и грубостию никого не огорчать, но больше уч­тивостью и снисходительством привлекать к своему люблению.

§ 82. Пустых слов, подлых и соромских в разговоре остерегать­ся, зная, что довольно есть материи говорить о школьном учении и примечаниях о достопамятных вещах-и приключениях.

§ 83. Остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче всего лга­нья, которое служит к закрытию злых дел.174

§ 90. Весьма должно блюстись лакомства и гулянья и больше удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку...».

Эти параграфы были, конечно же, адресованы гимназистам, но с большой пользой могут быть восприняты и современными педаго­гами.

Екатерина II Великая ввела, помимо специального, общее воспи­тание, готовящее человека к гражданскому общежитию. Это воспи­тание должно было, по словам В.О. Ключевского, «сосредоточиться на разработке нравственного чувства и находиться в руках самого государства». Такие мысли императрица высказала потом в своем «Наказе». Вместе с президентом Академии художеств И.И. Бецким она задумала целую систему «воспитательных училищ», которая дол­жна была густой сетью покрыть всю Россию.

И в наши дни все цивилизованные страны имеют Законы об об­разовании. Россия — не исключение из этих правил. Но если в Японии поставлен вопрос о всеобщем высшем образовании, в США обязательным является среднее, то в России теперь является обяза­тельным всего лишь 9-классное. К сожалению, в России наших дней ценность образования значительно снизилась. И неудивительно: мы сталкиваемся с безнравственностью на улице, в общественном транс­порте, предприятиях торговли, органах милиции, в судах, прокура­туре, наконец, в правительстве и даже Думе.

Важнейшие ценности, обычно называемые респондентами в чис­ле первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедли­вость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга и др. Однако здесь же возникает дискуссия: каким должно быть воспитание, ка­кие приоритеты должны быть в современной школе — нравствен­ное воспитание или интеллектуальное развитие ребенка?

В работе «Два воспитания» В.О. Ключевский высказал по этому поводу почти безапелляционное мнение: «Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательные процес­сы легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педа­гогической практике».

По В.О. Ключевскому только образовательная, а не ремесленная школа может служить продолжением начального воспитания, кото­рое обязана давать каждая семья. «Дети, как взрослые, воспитыва­ются интересным трудом. Поэтому воспитание и образование по су­ществу тождественны: подлинное образование воспитывает челове­ка, и другого способа воспитания нет» — пишет А.И. Фет в статье «Может ли образование быть товаром?».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.