Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Педагогика сотрудничества




Педагогика сотрудничества

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъ­емлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жиз­ни многочисленные инновационные процессы в образовании. Назва­ние этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обоб­щенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советского периода (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко) и за­рубежных педагогов (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнитель­ского инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотруд­ничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» тех­нологию, являющуюся воплощением нового педагогического мыш­ления, источником прогрессивных идей.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификацион­ные характеристики:

• по уровню применения — общепедагогическая технология;

• по философской основе — гуманистическая;

• по основному фактору развития — комплексная: био-, социо-и психогенная;

• по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтап­ная интериоризация;

• по ориентации на личностные структуры — всесторонняя гар­моничная;

• по характеру содержания: обучающая + воспитательная, свет­ская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

• по типу управления: система малых групп;

• по организационным формам: академическая + клубная, ин­дивидуальная + групповая, дифференцирования;

• по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъект­ная;

• по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творчес­кая, диалогическая, игровая;

• по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

• переход от педагогики требований к педагогике отношений;

• гуманно-личностный подход к ребенку;

• единство обучения и воспитания.304

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» со­трудничество трактуется как идея совместной развивающей деятель­ности взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проник­новением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудни­чество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отноше­ния «учитель — ученик». Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим._

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавлива­ются между учителями, администрацией, ученическими и учитель­скими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, обществен­ными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной об­разовательной системы ставится развитие всей целостной совокуп­ности качеств личности.

Цель школы — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного раз­вития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следую­щие цели:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего ре­зультатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осоз­нанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в реше­нии вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодов­леющая цель школы.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрыва­ется в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее сво­бодного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способ-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.