КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекционная педагогика. И ограниченных возможностей жизнедеятельности
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. В то же время термин «коррекционная педагогика», будучи некорректным в сфере специального образования, является актуальным для новой отрасли общей педагогики. Здесь понятие «коррекция» относится не к ребенку, а к той социальной и образовательной среде обычной школы, которая является дискомфортной для ряда детей. Содержательно в коррекционной педагогике речь идет о «коррекции среды» для снятия синдрома школьной дезадаптации у учащихся. У коррекционной педагогики в образовательном пространстве современной России есть непосредственная сфера востребования. Это система коррекционно-развивающего образования (КРО), которая получает все более широкое распространение в средних общеобразовательных школах. Система КРО предполагает соединение в педагогическом процессе учебных стратегий со стратегиями диагностическими, охранными, социальными, коррекционно-развивающими. Она требует от педагога особых знаний. Социальный заказ на подготовку таких педагогов сегодня звучит достаточно громко и настойчиво. Основная задача коррекционной педагогики — обеспечение педагогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения адаптационных нарушений у детей, о способах их предупреждения и устранения, о возможных методах оздоровления условий семейного и общественного воспитания. Она конкретизируется рядом частных задач: • изучение общих закономерностей развития детей группы риска в различных педагогических условиях;
• изучение закономерностей коррекционно-развивающего образования; • разработка принципов, методов, технологий, организационных условий, научных основ содержания коррекционно-развивающего образования; • разработка и реализация целевых коррекционно-развивающих, компенсационных и реабилитационных программ для системы КРО в общеобразовательной школе; • изучение и осуществление процессов социальной адаптации детей группы риска на различных ступенях школьного обучения. Базисным основанием коррекционной педагогики является концепция профилактики школьной дезадаптации. Принципиально важно, что в качестве источника возникновения адаптационных нарушений у ребенка рассматриваются не его индивидуальные особен- нести (они могут выступать лишь как предпосылки), а особенности и качества окружающей его микросоциальной и, прежде всего, школьной среды. Именно в этом акценте заключается главный смысл концепции профилактики школьной дезадаптации, на реализацию которой призвана работать коррекционная педагогика. Школьная дезадаптация характеризуется нарушением гармоничных отношений, равновесия между личностью и школьной средой. В основе ее возникновения могут быть различные обстоятельства: • характер требований, предъявляемых ребенку школьной жизнью, оказывается выше его возможностей этим требованиям соответствовать; • окружающая среда не способна обеспечить удовлетворение актуальных потребностей, социальных притязаний ребенка, и в силу этого его интересы перемещаются из сферы школьной жизни, учебной деятельности в иные, в том числе социально опасные сферы самореализации; • имеет место конфликт в сфере личностно-значимых для ребенка отношений или внутренний конфликт, и сила вызванных им переживаний блокирует мотивы учебной деятельности, оказывает разрушительное воздействие на здоровье. Школьная дезадаптация возникает как следствие перечисленных факторов и характеризуется тем, что ребенок, не имеющий противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам, в процессе этого обучения обнаруживает адаптационные нарушения, проявляющиеся на разных уровнях его индивидуальной организации.
В зависимости от того, на каком именно уровне индивидуальной организации адаптационные нарушения проявляются наиболее выпукло, школьная дезадаптация может быть: - академической (дидактические требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют уровню зрелости психофизиологических, общедеятельностных и интеллектуальных функций, обеспечивающих процесс учения); - социальной (ребенок «защищается» от сверхвысокой для него нагрузки, предъявляемой школьными требованиями на личностном, поведенческом уровне. Такая защита может принять форму утраты учебной мотивации; поиска и утверждения себя в различной замещающей учение деятельности; активного или пассивного протеста против непрестижного положения в учебной среде, неизбежно связанного со статусом отстающего ученика); - соматической (дети, внешне или внутренне высоко мотивированные к учению, не могут позволить себе «защититься» от526
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |