Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционная педагогика. Типология и общие закономерности отклоняющегося развития




Типология и общие закономерности отклоняющегося развития

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

реальности. Подобные возражения свидетельствуют о том, что оп­ределить, что такое норма, исключительно сложно, однако бесспор­ным критерием нормы является целесообразное функционирование организма.

Показатели отклонения от нормы:

• социальная дезадаптация — невозможность взаимодейство­вать с другими людьми или сужение круга таких лиц;

• затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;

• замедление или деградация развития психики;

• неадекватное поведение.

Одной из первых научных типологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским: «Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отноше­ния к центральной нервной системе и психическому аппарату ре­бенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железа­ми) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефек­та: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепо­та, глухота, слепоглухота), повреждение или недостаток частей от­ветного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или по­вреждение центральной нервной системы (слабоумие)».

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубеж­ных ученых (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Л. Кан-нер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или приос­тановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрас­тной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятны­ми факторами внешней среды;

поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное пси­хическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков раз­вития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Несомненный интерес представляет и классификация видов пси­хического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:

- общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ­ной степени тяжести);

- задержанное развитие (задержка психического развития). Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

- поврежденное развитие (органическая деменция);

- дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний). Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Дети с таким типом отклоняющегося развития в связи с отсутстви­ем явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей:

- искаженное развитие (ранний детский аутизм);

- дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы все больше появляется детей с так называемы­ми сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочета­ние двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглу-хие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и др.), что дает основание выделять специфическую группу дизонто­гений под названием «дети со сложными недостатками развития».

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии в значительной степени способствует выявлению общих и специфи­ческих закономерностей и механизмов, лежащих в основе многооб­разия их проявлений. Одним из первых общие закономерности от­клоняющегося развития применительно к различным видам психи­ческого дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование нали-532




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.