Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование и прибыль в условиях конкуренции




 

Конкуренция - соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизованный (т. е. лишенный особых качественных характеристик) турпродукт, и ни одна фирма

не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем объеме продукции на туррынке должна совпадать менее чем

на 1 %.

Требования к совершенной конкуренции:

• конкуренты не могут влиять на рыночную цену;

• каждая фирма не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли;

• информация о ценах, технологии производства турпро-дукта и вероятной прибыли доступна любой фирме;

• для турагентов вход на рынок и выход из него свободен.

Несовершенная конкуренция - это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при котором

нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму после совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.


Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, в котором достаточно много продавцов (турагентов) дифференцируемого (уникального) продукта, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги. В турбизнесе дифференцируемыми можно считать туры в Москву и Санкт-Петербург, по

Золотому кольцу России, тематические туры по России, связанные с жизнью и деятельностью ее

выдающихся представителей.

При монополистической конкуренции доля отдельных фирм на туристском рынке составляет от 1 до

10 %. Эта конкуренция похожа на монополию тем, что фирма обладает способностью контролировать цену своих товаров; но она похожа и на чистую конкуренцию, поскольку один товар продается многими фирмами, на туристском рынке существуют свободные вход и выход.

Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия

означает наличие на рынке очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта продукции, конкурирующих и взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа «Бегемот».

Товар, реализуемый такими олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандартизованным (туры в Турцию и Грецию). Основными вопросами для согласования в современных олигополиях являются цены, объемы продаж, направление выездных туров и т. д. Для частичной монополизации внутренних туров объединяются предприятия различных отраслей: транспорта, гостиничного комплекса, АПК и др.

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является монополия. Это тип отраслевого рынка, на

котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться может подотрасль в виде отдельной фирмы по направлениям туризма, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д.

В целом у монополии предложение товаров меньше, чем при совершенной конкуренции, а цена выше, т. е. меньшее число потребителей данного товара. Высшей формой несовершенной конкуренции является и монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель. В турбизнесе таковым может быть предприниматель, который один имеет квоту на въездные туры.

Четырем рыночным структурам соответствуют четыре основных вида рыночной цены. В условиях

совершенной конкуренции цена устанавливается на рынке. Эту цену общепринято называть равновесной ценой. Потребители увеличивают спрос по мере снижения цены; производители, напротив, увеличивают предложение по мере роста цены. Малейшему увеличению спроса сопутствует соответствующее предложение, а цена остается неизменной.

На рынке несовершенной конкуренции, где процесс ценообразования представляет собой более сложное явление, возникает возможность управления этим процессом со стороны фирм. На рынке монополистической конкуренции цены устанавливаются многими крупными компаниями. Здесь спрос менее эластичен, чем при совершенной конкуренции, но более эластичен, чем в условиях чистой монополии.

Степень эластичности спроса зависит от числа конкурентов и от глубины дифференциации продукта

или услуги. За последние 10 лет турпродукт несколько раз проходил свою дифференцированную эволюцию: начиная от туров отдыха (в Турцию и Грецию), познавательных туров (во Францию и Италию), деловых туров (в США и Канаду) и заканчивая приключенческими турами (в Австралию и Новую Зеландию).

На рынке, где господствуют олигополии, величина спроса, как обычно, увеличивается при снижении цен и уменьшается при их росте. Следует отметить, однако, что ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью среднеотраслевых цен, ибо несколько фирм одной отрасли практически всегда пытаются согласовать свою ценовую политику. При этом снижаются такие отрицательные внешние эффекты, как загрязнение окружающей среды. Больше средств выделяется на улучшение качества туристского обслуживания, подготовку кадров.

На рынке чистой монополии цена устанавливается одним монополистом, при монопсонии - одним монопольным покупателем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль, часть которой идет на научно- исследовательские разработки, например на изучение потребностей и возможностей отдельных сегментов туристского рынка.


В условиях конкурентной борьбы фирму интересуют конечные экономические результаты. Эти результаты внешне выражаются в объеме продаж, в прибыли и предельном доходе.

Объем продаж, или общая величина реализованной продукции, представляет собой объем

продукции, выраженный в рыночной цене, т. е. произведение цены на количество товара. В западной экономической литературе реализованная продукция рассматривается как одна из форм дохода. При этом доход интерпретируется как всякие денежные средства, полученные в результате предпринимательской или иной деятельности за определенный период времени. Традиционно весь объем продаж, или вся валовая выручка, рассматривается как валовой, или общий, доход.

Валовая выручка (валовой доход) является для турфирм результирующим показателем, который

корректирует даже рассчитанные на основе экспертных оценок рейтинговые предложения туристских направлений. Решающую роль в этом корректировании играет цена отдельных туристских направлений. В табл. 8.2 отражены указанные зависимости. Например, по рейтингу популярности Турция находится на первом месте, но так как цена в Испанию на 3/4 выше, то по валовой выручке первое место принадлежит Испании. Также эта закономерность распространяется на Грецию и Кипр, Францию и Чехию, Тунис и Болгарию, Израиль и Финляндию.

Особое место в системе коммерческого расчета занимает прибыль (доход). В общем виде прибыль - это разность между стоимостью валовой продукции и валовыми издержками или ценой продукции и затратами на ее производство и реализацию.

В современной экономической литературе различают прибыль экономическую и бухгалтерскую.

Экономическая прибыль - это разность между валовым объемом продаж и экономическими издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные. Бухгалтерская прибыль - это разность между валовым объемом продаж и бухгалтерскими, или явными, издержками.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.