КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности XVII века в истории русской культуры
План. Тема 10. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА. Список дополнительной литературы Список обязательной литературы С точки зрения человеческой этики, что есть Бог? - духовная инстанция, постигаемая человеком опосредованно; - мировой вселенский творящий разум; - Бог есть доброе, честное, справедливое в человеке; - это состояние души, способной к созерцанию. осмыслению и восприятию; - Бога нет; - допишите.
1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. 2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005. 3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005. 4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001. 5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005. 6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007. 7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.
1. Баландин Р.К. Всемирная история. 500 биографий: Знаменитые правители, полководцы, народные герои… - М.: Современник, 1998. 2. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюрского происхождения. – М.: 1979. 3. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей (история, предания). – М.: 1998. 4. Культурология (конспект лекций в схемах) – М.: Изд-во «ПРИОР», 2001. 5. Орехов Д. Святые иконы России. – СПб., 1999. 6. Русская икона. – СПб.: Изд-во «П-2», 2006. 7. Хрестоматия по культурологии. Т. Самосознание мировой культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 1999. 8. Человек и общество (культурология). Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. 9. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Изд-во «Центр», 1997.
Основные категории: «бунташный век», смута, церковная реформа, светские начала, обмирщение культуры, зодчество, устное народное творчество, рифмованная поэзия, старообрядчество.
1. Особенности XVII века в истории русской культуры. 2. Литература, образование, церковный раскол.
В истории Руси XVII век называется «бунташным веком». Это время – смуты, юридического закрепощения крестьян, народных выступлений, церковной реформы и ее раскол, складывания всероссийского самосознания народа в период «смуты». XVII век в истории русской культуры – это конец эпохи средневековья. Происходит разрушение традиционного религиозного мировоззрения, в жизни настойчиво проявляются светские начала. Такой процесс называется «обмирщение» культуры. Он выражается: - в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций в изображении действительности. Традиционные иконописные приемы заменялись реалистическими. Это видно по работам С.Ушакова – 9 медальонов с изображением святителей, в различных гравюрах и других, куда введены элементы красоты. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, как главный художественный центр страны. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, украшали рукописи, изготавливали мебель-утварь, игрушки. В этот период появились «парсуны» - портретные изображения людей. Иконописцы Ушаков, Юрьев, Максимов, писали портреты, князей, стольников (Б.И.Репнина, Г.П.Годунова и др.). Позже написаны портреты царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, юного Петра I, дяди и матери Петра I – Л.К. и Н.К.Нарышкиных. - в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта. В 1687 г. в Донском монастыре Москвы патриархатом Макарием открыто первое высшее заведение в России – Славяно-греко-латинская академия для свободных людей всякого чина, сана, возраста. Первыми учителями были греки – братья Лихуды. Из нее вышли математик Магницкий, Ломоносов, историк Бантыш-Каменский, митрополит Платон. Затем академия перенесена в Святотроицкую Сергиеву лавру.
В XVII в. развиваются наука и техника, но в основном в практических целях. Появились рукописные учебники по математике, счетные машины для торговцев, механизмы в строительстве (блоки, домкраты винтовые деревянные, сверлильные станки, циркулярные пилы, подъемные механизмы). На заводах появлялась передовая техника. Мастера из Поморья установили часы куранты на Спасской башне кремля. В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта «Школа русских лекарей» со сроком обучения 5-7 лет. Выпускники ее дополняли образование за рубежом. Заметны были изыскания ученых по астрономии, переводились зарубежные произведения – «Шестокрыл» (шесть таблиц движения Луны». Вырос слой авторов исторических произведений «О разорении Пскова», «О бедах, скорбях и напастях и же быть в Велицей России», труд о смутном времени монаха Авраама Полицына «История в память предыдущим родам», «Скифская история» А.Лызлова о борьбе с монголо-татарами. - в литературе – в формировании демократического светского направления; - в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья, возникло регулярное расположение улиц, идет строительство каменных промышленных, торговых и других помещений. В конце XVII века в зодчестве оформляется новый стиль - Московское или Нарыжкинское барокко. Ему характерны: многоярусность, цветной декор, симметричность композиции, декоративная резьба по белому камню, подчеркнутая устремленность здания вверх. (Например церковь Покрова в Филях). Процесс «обмирщения» коснулся живописи. В иконописи появляется виртуозный рисунок, полихромный колорит, изображается природа, духовная красота уступает место красоте земной.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |