Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рейтинг-план дисциплины




КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

(название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

Специальность - направление история

курс 1, семестр 1 2012/2013 гг.

Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 32, самостоятельная работа 38.

Преподаватель: д.филос.н., профессор Лукьянов А.В.; ассистент _Тукаева Р.А.___

 

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Кафедра философии и методологии науки _______________________________________________________________________________

 

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
Минимальный Максимальный
Модуль 1    
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа        
2. Тестовый контроль        
3. Посещение лекционных занятий        
4. Посещение практических (семинарских, лабораторных) занятий        
5. Презентация        
Рубежный контроль        
1. Письменная контрольная работа        
2. …….        
Модуль 2    
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа        
2. Тестовый контроль        
3. Посещение лекционных занятий        
4. Посещение практических (семинарских, лабораторных) занятий        
5.Презентация……        
Рубежный контроль        
1. Письменная контрольная работа        
2. …….        
Модуль 3    
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа   -    
2. Тестовый контроль        
3. Посещение лекционных занятий   -    
4.Посещение практических (семинарских, лабораторных) занятий        
5………………..        
Рубежный контроль        
1. Письменная контрольная работа                
2. …….        
Итоговый контроль    
1. Зачет (дифференцированный зачет)        
2. Экзамен        
Поощрительные баллы    
1. Студенческая олимпиада        
2. Публикация статей        
3. Работа со школьниками (кружок, конкурсы, олимпиады)        

 

Утверждено на заседании кафедры _____________________________

 

Протокол №_________ от «» 2013 г.

 

Зав. кафедрой: Кудряшев А.Ф. /_______________/

 

Преподаватель: д.филос.н., профессор Лукьянов А.В.________________

ассистент Тукаева Р.А. ________________


№п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Кол-во часов Межпредметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнител ьная литература (с указанием номеров глав и параграфов), рекомендуемая студентам Задания по самостоятель­ной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Кол-во часов Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
                   
 
1. Тема1.Естествознание в системе наук и культуры. ЛК/ПР 2/2 Философия Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование
2. Тема 2.Принципы современной физики: относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности и дополнительности. ЛК/ПР 2/2 Философия Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование
3. Тема 3. Химические процессы, реакционная способность веществ. ЛК/ПР 2/2 Философия, Химия Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование
4. Тема 4. Земля: внутреннее строение и история геологического развития. ЛК/ПР/СР 2/2 Философия Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование
5. Тема 5.Основа устойчивости биосферы – многообразие живых организмов. Генетика и эволюция. ЛК/ПР 2/2 Философия, биология Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование
6. Тема 6.Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика и человек. Происхождение человека. ЛК/ПР 2/2 Философия, история Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование
  Тема 7. Биосфера и космические циклы. Ноосфера, необратимость времени. ЛК/ПР 2/2 Философия, биология Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование
8. Тема 8. Путь к единой культуре. ПР/СР /4 Философия, история Компьютерное тестирование, работа в сети Интернет, презентации Литература: 1 -10 Изучение учебной литературы, материалов из интернета, подготовка докладов, рефератов, презентаций   Контрольная работа, тестирование

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине _______________ Концепции современного естествознания ________ на ______ 1 _______ семестр

(наименование дисциплины)

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) ________ Учебных часов: лекций (в т.ч. в интерактивных формах)____________
Лекции: доктор философских наук, профессор Лукьянов А.В. _________________________________________ __________ семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)__________
(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.) практических (в т.ч. в интерактивных формах)____ __
___________________________________________________ лабораторных __________
___________________________________________________ консультаций ______________________________
Практические занятия: _ ассистент Тукаева Р.А. _____ зачет ________ 1 ____________________________
(должность, уч. степень. звание, ф.и.о.) экзамен ___________________________________
___________________________________________________ самостоятельная работа студентов ______ 72 _______ КСР ________________

 

Тестовый материал

1. Естествознание – это …
а) наука о телах, их движении, превращениях
б) совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое
в) наука о строении и развитии нашей планеты
г) знание о человеке как мыслящем существе

2. Основой всех естественных наук является:
а) астрономия
б) биология
в) химия
г) физика

3. В гуманитарных науках …
а) изучаются типичные, универсальные процессы
б) важно не только само знание, но и его индивидуальная оценка
в) осуществляется преимущественно количественная оценка явлений
г) личность ученого нивелируется, исчезает

4. В естественных науках…
а) изучаются типичные, универсальные процессы
б) изучаются уникальные явления
в) происходит истолкование явлений
г) осуществляется преимущественно качественная оценка явлений

5. Выберите положение, отвечающее гуманитарному знанию:
а) предмет изучения всегда историчен
б) знание строго объективно
в) все законы выражаются в математических формулах и количественных отношениях
г) основу методологии составляют экспериментальные методы исследования

6. Примером дифференциации естественных наук является:
а) экономическая география
б) биофизика
в) физика твердого тела
г) астрофизика

7. Теоретический уровень научного познания связан с…
а) первичной систематизацией фактов
б) объяснением и обобщением фактов
в) регистрацией, накоплением фактов
г) сбором фактов и информации

8. На эмпирическом уровне научного познания происходит…
а) предсказание новых явлений в рамках старых теорий
б) формирование научной картины мира
в) выдвижение гипотез
г) описание фактов

9. Выберите верное суждение об эмпирическом уровне познания:
а) главная задача эмпирического уровня – объяснение фактов
б) эмпирический уровень познания позволяет объяснить и обосновать внутренние признаки явлений
в) для эмпирического уровня характерны такие методы, как анализ, синтез, аналогия
г) главная задача эмпирического уровня – фиксация фактов

10. Эксперимент…
а) не предполагает изучение объекта в искусственных условиях
б) предполагает создание особых условий, в которых изучаемый процесс максимально свободен от посторонних воздействий
в) не предполагает преобразование объекта исследования
г) это изучение природных процессов в естественных условиях

11. Функция науки, способствующая формированию научной картины мира, - это …
а) систематизирующая
б) объяснительная
в) прогностическая
г) мировоззренческая

12. Критерием научного знания не является:
а) системность
б) теоретичность
в) рациональность
г) иррациональность

13. В теории относительности Эйнштейна утверждается, что пространство и время …
а) относительны
б) абсолютны
в) существуют независимо друг от друга
г) существуют как единая четырехмерная структура

14. Из специальной теории относительности следует, что…
а) когда скорость тела приближается к скорости света, его масса стремится к нулю
б) с возрастанием скорости движения тела его масса увеличивается
в) движущееся относительно наблюдателя тело имеет большую массу, чем покоящееся
г) с увеличением скорости движения тела его масса уменьшается

15. Пространство в представлениях Аристотеля определяется ….
а) местом расположения тел
б) как вместилище событий
в) как вместилище тел
г) своей протяженностью и формой

16. Согласно взглядам Аристотеля время есть ….
а) мера движения
б) вместилище событий
в) причина движения
г) форма существования материи

17. Согласно взглядам Аристотеля время есть ….
а) мера движения
б) вместилище событий
в) причина движения
г) форма существования материи

18. Согласно Ньютону абсолютное пространство – это ….
а) протяженность, заданная своей формой
б) форма существования движущейся материи
в) независимо существующее вместилище материальных тел
г) расстояние между физическими телами

19. Согласно представлениям Ньютона относительное время задается ….
а) как пустое вместилище событий
б) причинно-следственными связями
в) последовательностью событий
г) как компонент единого пространства-времени

20. Абсолютное время по Ньютону – это ….
а) независимое от материи «пустое вместилище» событий
б) время от начала сотворения мира
в) время, измеренное в неподвижной системе координат
г) промежуток между событиями

21. Современная научная картина мира представляет пространство и время как ….
а) независимые друг от друга субстанции
б) единую форму существования движущейся материи
в) вместилище материальных тел и событий
г) условные категории для описания событий и процессов

22. Примером самоорганизации может служить:
а) возникновение ячеек Бенара при достаточно сильном нагреве жидкости
б) строительство крупного современного предприятия при достаточно ритмичном снабжении
в) возникновение пустыни при достаточно интенсивном землепользовании
г) генерация лазерного излучения при достаточно мощной накачке лазера

23. Примером самоорганизации может служить:
а) возникновение правильного севооборота при достаточно высоком уровне развития аграрной науки
б) возникновение периодического режима химической реакции при достаточно высоких концентрациях реагентов
в) возникновение кристаллов в достаточно концентрированном растворе
г) возникновение жизни при достаточно мощном потоке падающего на планету солнечного света

24. К числу необходимых условий самоорганизации относится:
а) химическая неоднородность системы
б) неравновесность системы
в) нелинейность системы
г) присутствие живых организмов в системе

25. К диссипативным структурам относится:
а) любая техническая конструкция, возникающая в результате проектирования и строительства
б) любой живой организм, возникающий естественным путем
в) любая упорядоченная неравновесная структура, возникающая в результате самоорганизации
г) любой правильный кристалл, возникающий при охлаждении жидкости

26. Во второй половине ХХ века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Общие закономерности самоорганизации изучают...
а) химическая кинетика
б) равновесная термодинамика
в) неравновесная термодинамика
г) синергетика

27. Процессы самоорганизации происходят...
а) в колебательных реакциях Белоусова – Жаботинского
б) при получении новых веществ в замкнутом реакторе
в) во всех равновесных системах
г) в ходе развития Земли

28. Синергетика является:
а) прикладной наукой
б) лженаукой
в) теорией самоорганизации
г) междисциплинарным научным направлением

29. Целями синергетики являются:
а) открытие универсального механизма самоорганизации как в живой, так и в неживой природе
б) получение систематического знания о предмете, явлении
в) поиск общих движущих сил эволюции разнообразных объектов материального мира
г) формирование абсолютно точной и верной научной картины мира

30. Биосфера – сфера жизни охватывает
а) верхнюю часть литосферы, ионосферу, гидросферу
в) гидросферу, магнитосферу, литосферу
в) нижнюю часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы
г) магнитосферу, литосферу, атмосферу

31. Основным источником энергии биосферы и регулятором биологических процессов является …
а) внутренние энергетические процессы Земли
б) вулканическая деятельность
в) Солнце
г) энергия радиоактивного распада

32. Совокупность всех живых организмов, населяющих нашу планету, В.И.Вернадский назвал…
а) биогенным веществом
б) биокосным веществом
в) косным веществом
г) живым веществом

33. В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и превращение энергии, главную роль в которых играют…
а) факторы неживой природы
в) сезонные изменения в природе
в) изменение климата
г) живые организмы

34. В процессе возникновения жизни на Земле различают несколько основных этапов. Первый из них:
а) образование макромолекул с каталитической активностью
б) абиогенный синтез мономеров органических веществ
в) появление озонового слоя
г) образование биополимеров

35. В процессе возникновения жизни на Земле различают несколько основных этапов. Первый из них:
а) возникновение фотосинтеза
б) абиогенный синтез низкомолекулярных органических соединений из неорганических
в) концентрирование органических соединений и образование биополимеров
г) возникновение самовоспроизводящихся молекул

36. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются …
а) автотрофами
б) паразитами
в) сапрофитами
г) гетеротрофами

37. Возникновение жизни на Земле и ее биосферы является одной из основных проблем современного естествознания. Гипотеза, предполагающая, что земная жизнь имеет космическое происхождение, носит название:
а) гипотеза самопроизвольного зарождения
б) креационистская гипотеза
в) гипотеза панспермии
г) гипотеза биохимической эволюции

38. Возникновение жизни на Земле и ее биосферы является одной из основных проблем современного естествознания. Вплоть до середины XIX века единственной концепцией, альтернативной креационизму, была концепция …
а) постоянного самозарождения
б) панспермии
в) биохимической эволюции
г) стационарного состояния

39. Возникновение жизни на Земле является одной из основных проблем естествознания. Гипотеза панспермии предполагает, что…
а) проблемы зарождения жизни вообще не существует
б) земная жизнь имеет космическое происхождение
в) жизнь возникла в результате процесса биохимической эволюции
г) жизнь есть результат божественного творения

40. Возникновение жизни на Земле – одна из основных проблем естествознания. Гипотеза стационарного состояния заявляет, что…
а) жизнь возникла в результате процесса биохимической эволюции
б) жизнь никогда не возникала, а существовала всегда
в) возможно самопроизвольное зарождение жизни из неживого
г) жизнь имеет космическое происхождение

41. Выберите верный принцип этики научных исследований:
а) ученый не несет ответственности за достоверность приводимых данных
б) ученый не свободен в выборе предмета исследования, он выполняет социальный заказ
в) интересы науки и общества всегда совпадают, любое знание – благо
г) в науке является нормой критика как уже принятых, так и новых идей

42. Выберите верный принцип этики научных исследований:
а) на научное открытия существует право собственности, ученый вправе решать: опубликовать его или нет
б) свобода научного творчества ученого ограничена требованиями общественного контроля над принятием в науке ключевых решений
в) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют
г) новизна научного знания – цель и решающее условие успеха ученого

43. Выберите верный принцип этики научных исследований:
а) высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина
б) на научное открытия существует право собственности, ученый вправе решать: опубликовать его или нет
в) интересы науки и общества всегда совпадают, любое знание – благо
г) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют

44. Экосистемой не является ….
а) болото
б) тундра
в) пустыня
г) кукурузное поле

45. Ингредиентное загрязнение окружающей среды – это …
а) создание и распространение трансгенных растений
б) внесение в окружающую среду веществ, которые количественно или качественно чужды естественным биогеоценозам
в) изменение ландшафтов и экосистем в процессе природопользования
г) загрязнение, связанное с изменением качественных параметров окружающей среды

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Абиотические факторы среды — совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы. Делятся на химические, физические, космические, геолого-географические, климатические и др.

Абиогенез — теория возникновения живых существ из веществ неорганической природы.

Автогенез — учение, пытающееся объяснить эволюцию организмов действием только внутренних факторов.

Автотрофы — организмы, синтезирующие из неорганического вещества необходимые для жизни органические вещества за счет солнечной энергии (фотосинтез) и за счет энергии некоторых химических реакций (хемосинтез). К автотрофам относятся высшие растения (кроме паразитных и сапрофитных), водоросли и некоторые бактерии.

Адаптация — процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды.

Адроны — общее название семейства элементарных частиц, обладающих сильным взаимодействием. Семейство адронов включает в себя барионы и мезоны (мезонные резонансы и соответствующие античастицы).

Астрономическая единица длины — мера расстояний до космических объектов, равная среднему расстоянию от Земли до Солнца.

Барионы — общее название адронов с полуцелым спином. К барионам относятся нуклоны, гипероны, барионные резонансы. Барионы состоят из 3 кварков, связь между которыми осуществляется глюонным полем.

Биогенез: 1) процесс возникновения, зарождения живого; 2) теории, отрицающие появление жизни на Земле в результате возникновения живых существ из неживой материи (см.: абиогенез).

Биогенетический закон — закономерность развития живой природы, состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением важнейших этапов эволюции вида (филогенез).

Биогеоценоз — взаимообусловленный комплекс живых и косных компонентов, связанных между собой обменов вещества и энергии; одна из наиболее сложных природных систем.

Биосфера — оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, которые связаны сложными биохимическими циклами миграции вещества и энергии. В пределах биосферы везде встречается либо живое вещество, либо следы его биохимической активности.

Биоценоз — совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих часть суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями как между собой, так и с абиотическими факторами.

Бифуркация (от лат. bifurcus — раздвоенный) — 1) (в биологии) раздвоение, вилообразное разделение чего-либо на две ветви; 2) (в механике, динамике) разветвление в траектории движения системы в определенной точке либо приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении ее параметров.

Большой взрыв, согласно современным космогоническим представлениям, состояние расширяющейся Вселенной в прошлом (около 13-18 млрд лет назад), когда вся Вселенная составляла некоторую небольшую космологическую сингулярную (особую по физическим свойствам) область и по каким-то (неизвестным пока) причинам взорвалась. Образовавшееся вещество, составляющее ныне все вещество Вселенной, в первые несколько сот секунд стало разлетаться (расширяться) с колоссальной скоростью, что наблюдается согласно открытию Хаббла до сих пор. Наблюдаемым свидетельством происшедшего «большого взрыва» является предсказанное Гамовым реликтовое излучение, а также определенные концентрации водорода, гелия, некоторых других легких элементов и неоднородности в распределении галактик.

Волны — изменения состояния среды (возмущения), распространяющиеся в этой среде и несущие с собой энергию. В виде волн осуществляется перенос энергии без переноса вещества. Волны различаются по тому, как возмущение ориентировано относительно направления их распространения. Продольными называют волны, у которых направление возмущения среды совпадает с направлением распространения волны (например, звуковые волны); поперечными — волны, у которых направление возмущения среды перпендикулярно направлению распространения волны.

Гелиоцентризм — учение, по которому Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца, и кроме того, Земля вращается вокруг своей оси.

Генезис — происхождение, возникновение.

Ген (от греч. genos — род, происхождение) — материальный носитель, единица наследственной (генетической) информации; у высших организмов (эукариот) входит в состав хромосом; участок молекулы ДНК (у высших организмов) и РНК (у вирусов и фагов), содержащий информацию о первичной структуре одного белка, в связи с чем ген оказывается ответственен за синтез именно этого белка. Контролируя образование последних, гены управляют всеми химическими реакциями организма и определяют таким образом его признаки. Совокупность всех генов организма составляет его генетическую конституцию — генотип.

Геоцентризм — воззрение, согласно которому Земля неподвижно покоится в центре мира, а все небесные светила движутся вокруг нее.

Гетерогенный (от греч. heterogenes — разнородный) — принадлежащий другому роду, составленный из неоднородных элементов. Противоположность — гомогенный.

Гетеротрофные организмы (гетеротрофы) — организмы, использующие для своего питания готовые органические соединения (в отличие от автотрофов). К гетеротрофам относятся все животные и человек, а также некоторые растения (грибы, паразиты и др.) и микроорганизмы.

Гоминиды — семейство отряда приматов. Включает современного человека и ископаемых людей, по всей вероятности, хабилисов, а также питекантропов, синантропов, неандертальцев.

Гомология — сходство организмов, построенных по одному плану и развивающихся из одинаковых зачатков у разных животных и растений; такие гомологичные органы могут быть неодинаковы по внешнему виду и выполнять различные функции.

Гравитационное излучение — излучение гравитационных волн неравномерно движущимися массами (телами). Пока экспериментально не обнаружено.

Гравитационный коллапс — катастрофически быстрое сжатие звезды под действием собственных сил тяготения.

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — высокомолекулярное природное соединение, содержащееся в ядрах клеток живых организмов и вместе с белками образующее вещество хромосом. ДНК — носитель генетической информации, ее отдельные участки соответствуют определенным генам. Молекула ДНК представляет собой очень длинную неразветвленную цепочку полимера, состоящую из звеньев, названных нуклеотидами. В каждый нуклеотид входят остатки сахара дезоксирибозы, фосфорная кислота и азотистое основание. Встречаются всего четыре типа нуклеотидов, в которых содержатся разные азотистые основания: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) и тимин (Т). Цепочка ДНК состоит из чередующихся нуклеотидов с разными основаниями. Генетическая информация записана в определенных сочетаниях четырех остатков нуклеотидов. Последовательность нуклеотидов отражает первичную структуру ДНК (однонитчатую структуру). Во вторичной структуре две нити- нуклеотидов, направленные в противоположные стороны, «сшиты» связями между азотистыми основаниями, которые дополняют друг друга по принципу комплементарности: аденин с тимином, а цитозин с гуанином. Получившаяся двойная цепочка сворачивается в спираль (двунитчатую структуру). В одном витке спирали размещается 10 пар оснований, длина витка составляет 3,4 нм, диаметр витка — 2 нм. Макромолекула ДНК состоит из 10—15 тыс. и более нуклеотидов.

Дивергенция —расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции (термин введен Ч. Дарвиным), а также разделение одного сообщества на два в результате внешних и внутренних причин. Противоположность - конвергенция.

Диссипация — рассеяние; (в физике) диссипация энергии — переход энергии упорядоченного движения в энергию хаотического движения (теплоту).

Доплера эффект — изменение частоты колебаний или длины волны, воспринимаемой наблюдателем (приемником колебаний), вследствие движения источника волн и наблюдателя относительно друг друга.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

Звездные скопления — гравитационно-связанные группы звезд, имеющих общее происхождение; движутся в поле тяготения галактики как единое целое.

Изотопы — разновидности одного и того же элемента, различающиеся массой ядер при одинаковом атомном номере (заряде ядра).

Конвергенция — схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

Космогония — наука о происхождении и развитии космических тел и их систем (звезд, звездных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы и всех входящих в нее тел).

Космология — наука о Вселенной как едином целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области Вселенной как части целого.

Красное смещение — увеличение длин волн линий в спектре источника (смещение линий в сторону красной части спектра) по сравнению с линиями эталонных спектров.

Креационизм — концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат творения их Богом.

Кроссинговер — взаимный обмен участками парных хромосом, происходящий в результате разрыва и соединения в новом порядке их нитей; приводит к перераспределению (рекомбинации) сцепленных генов; механизм, обеспечивающий комбинаторную изменчивость, а следовательно — один из главных факторов эволюции.

Лептоны — общее название класса элементарных частиц, не обладающих сильным взаимодействием, т. е. участвующих лишь в электромагнитном, слабом и гравитационном взаимодействиях.

Мезоны – нестабильные сильно взаимодействующие частицы (адроны) с нулевым барионным зарядом; состоят из кварка и антикварка.

Механицизм — метод познания и миропонимания, основывающийся на представлении о том, что все многообразные формы движения материи могут быть сведены к закономерностям одной механической формы движения.

Митоз — наиболее распространенный способ воспроизведения клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материалa между дочерними клетками и преемственность хромосом в ряду клеточных поколений. В митозе хромосомы удваиваются путем продольного расщепления их и равномерного распределения между дочерними клетками.

Морфогенез — возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном, так и в историческом развитии.

Мутагенез — процесс возникновения наследственных изменений -мутаций, появляющихся естественно или вызываемых различными физическими и химическими факторами — мутагенами.

Мутации — стойкие изменения наследственных структур живой материи, ответственных за хранение и передачу генетической информации.

Нестационарные звезды — звезды, характеризующиеся заметными изменениями физического состояния внешних слоев в сравнительно короткие интервалы времени, что проявляется в изменении их спектров.

Нуклеиновые кислоты – важнейшие биологически активные биополимеры, имеющие универсальное распространение в живой природе. Различают два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), содержащаяся преимущественно в ядрах клеток; ДНК является тем генетическим материалом, в последовательности структуры которого записана наследственная информация всех живых организмов; рибонуклеиновая кислота (РНК), находящаяся главным образом в цитоплазме.

Нуклеотиды — молекулы, состоящие из пяти азотистых оснований (цитозин, урацил, тимин, аденин и гуанин), рибозы (или дезоксирибозы) и остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды могут соединяться между собой, образуя поли-нуклеотиды (см.: нуклеиновые кислоты).

Онтогенез — индивидуальное развитие организма; последовательность морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни.

Открытые системы — системы, способные к свободному обмену веществом с окружающей средой, к которым могут быть отнесены физические (термодинамические), химические, биологические системы, в том числе живые организмы, в которых наблюдается метаболизм. Состояния систем могут быть далекими от равновесных.

Панспермия – гипотеза занесения живых существ на Землю из Космоса.

Параллакс — видимое перемещение светил на небесной сфере, обусловленное перемещением наблюдателя в пространстве вследствие вращения Земли (суточный параллакс), обращения Земли вокруг Солнца (годичный параллакс) и движения Солнечной системы в Галактике (вековой параллакс).

Парсек — применяемая в астрономии единица длины. Звезда, расположенная на расстоянии 1 пк, имеет годичный параллакс, равный одной угловой секунде (1 пк = 3, 26 световых лет). Применяются и более крупные единицы: килопарсек (кпк), равный 1000 пк, и мегапар-сек (Мпк), равный 1 млн пк.

Перигелий — ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела, движущегося вокруг Солнца. Вследствие действия возмущающих сил планет происходит изменение положения перигелия в пространстве (прецессия).

Популяция — совокупность особей одного вида, более или менее длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение многих поколений; особи одной популяции с большей вероятностью скрещиваются друг с другом, чем с особями других популяций.

Пульсары – источники космического радиоизлучения с очень большой стабильностью периода.

Редупликация конвариантная -самовоспроизведение с изменениями, осуществляемое на основе матричного принципа синтеза макромолекул (ДНК, РНК).

Релятивный (релятивистский) — относительный.

Световой год – единица расстояния, равная пути, проходимому светом за один год. Световой год равен 0,3 парсека.

Сингулярность — начальное сверхплотное состояние Вселенной.

Синергетика — научное направление, исследующее проблемы самоорганизации в системах как живой, так и неживой природы, в системах состоящих из множества составных элементов (частей). Синергетика описывает процессы, в которых целое обладает такими свойствами, которых нет у его частей, она рассматривает окружающий мир как множество локализованных процессов различной сложности и ставит задачу отыскать единую (трансдисциплинарную) основу организации мира, как для простейших, так и для сложных его структур. Ключевые положения синергетики, сформулированные ее основателем немецким физиком Германом Хакеном, таковы: 1) исследуемые системы состоят из нескольких или многих, одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом; 2) эти системы являются нелинейными; 3) при рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия; 4) эти системы подвержены внешним и внутренним колебаниям; 5) системы могут стать нестабильными; 6) происходят качественные изменения; 7) в этих системах обнаруживаются эмерджентные (внезапно возникающие) новые качества; 8) возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры; 9) структуры могут быть упорядоченными или хаотическими; 10) во многих случаях возможна математизация. Все рассматриваемые процессы в системах необратимы во времени.

Синтетическая теория эволюции — теория органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически; эволюция, механизм которой состоит из двух частей: случайных мутаций на генетическом уровне (микроэволюция) и наследование наиболее удачных, с точки зрения приспособления к окружающей среде, мутаций (макроэволюция), поскольку их носители выживают и оставляют потомство; эволюция, которая описывается формулой: мутация — появление нового признака — борьба за существование — естественный отбор.

Термодинамика — наука о физических свойствах объектов, которые состоят из очень большого числа беспорядочно движущихся частиц, об их различных состояниях и о процессах, в которых они участвуют. Важнейшее значение в термодинамике играет такая физическая величина как температура, а среди процессов — взаимопревращения тепловой и механической энергий.

Фенотип — совокупность всех признаков организма, обусловленных его генотипом.

Филогенез — процесс исторического формирования некоторой систематической группы организмов (таксона).

Флуктуация — случайное отклонение системы от ее закономерного состояния.

Холизм: 1) принцип целостности; 2) идеалистическая концепция, согласно которой миром управляет процесс творческой эволюции, созидающий новые целостности.

Хромосомы — элементы ядра клетки, содержащие гены (молекулы ДНК); ДНК хромосом содержит информацию о наследственности и отвечает за передачу ее вновь образованным клеткам.

Эволюция — 1) непрерывное, постепенное количественное изменение» развитие, в отличие от революции, коренного, качественного изменения; 2) различного рода движения, связанные с перемещением, перестроением определенных элементов, единиц структуры, системы; 3) (в биологии) основные характерные черты эволюции: во-первых, преемственность, во-вторых, возникновение в эволюционном процессе целесообразности (одно из наиболее уязвимых мест в теории эволюции), в-третьих, усложнение и совершенствование структур организмов от одной геологической эпохи к другой

Элементарные частицы — фундаментальные частицы (микрообъекты), структурные единицы физического мира Вселенной. Классификация частиц осуществляется по типам взаимодействий, в которых они участвуют, и на основе законов сохранения ряда физических величин их характеризующих. Включает в себя фотон, лептоны, адроны (барионы и мезоны), кварки и глюоны. Последние образуют лептоны и адроны, являясь самыми «элементарными».

Энтропия — физическая величина, определяющая меру хаоса (беспорядка) в изолированной системе (как правило, в термодинамических системах); мера внутренней неупорядоченности системы, она остается либо постоянной (для обратимых процессов), либо возрастает (для необратимых процессов).

. Ядерные силы — силы, действующие между нуклонами; представляют собой проявление сильного взаимодействия — одного из фундаментальных физических взаимодействий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.