Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалог 3




Диалог 2

Тася. Иди отсюда. Иди отсюда. Иди, говорю. А то пенделя получишь сейчас под задницу.

Вера. Сама иди. Сама пенделя получишь. Твоя улица? Ну, скажи, твоя?

Тася. Моя!

Вера. Давно ли?

Тася. Давно.

Вера. Во-от. Кулацкий недобиток ты, больше никто. Вот она, кровь-то в тебе заговорила! Всю жизнь ваша породу шка за чужой счет жила! Батраков твои родители содержали! Что, думаешь, не знаю? Знаю! Кулацкий недобиток ты! Враг народа ты!

Тася. Господи, Господи, что говорит?! Что она говорит, что, что?! Ну,всякую-превсякую мурню собирает! Ну, всякую! Господи, ну что она говорит, а? Ну, погоди, погоди, я вот напишу на тебя анонимку, напишу, напишу, поплачешь ты у меня! Поплачешь! Погоди, вот напишу! Поплачешь, поплачешь еще! Погоди вот!

Вера. Ну как тебе, Тася, не стыдно, что ты такое наговариваешь попусту, скажи? Ведь девка у меня работящая, вся деревня это знает, а ты такое говоришь... Как тебе не совестно-то, Тася, зачем вот такими словами-то кидаться, а?

Тася. Да, работящая она у тебя! Как придет с работы, так свою Ару Пугачеву включит и орет на всю улицу! Уж без этой Ары жить не может...

Вера. Аллы.

Тася. Чего?

Вера. Алла ее зовут.

Тася. А я говорю: Ара, Ара, Ара! Я знаю, что сказала!

Вера. Дак после работы-то, Тася, после дойки-то, намантулилась, накожилилась там, ей ведь отдохнуть надо, вот и включает она свою... Ару Пугачеву. Детей пока нету, молодая, пусть играет...

Тася. Ай, не рабливала я дояркой, что ли? Кожилится она там, как же! Мы с тобой работали по молодости когда, дак не машиной, а руками, руками доили, ты вспомни - и ничего! Пришла с работы - вари мужу! Вот чем надо заниматься, а не Арой своей! А она что - варит? Ага. Как же. Держи карман шире. Варит она. Борщ с рогами. У бедного сыночка - те рёбра, рёбра, рёбра как в мешок складены будто, совсем уже дошел, бедный мой...

Вера. Какие рёбра? Да ведь он же от тебя, Тася, ведь только-только два месяца назад ушел, ну какие же тебе еще надо тут рёбра?

Тася. А такие рёбра! Такие вот! Не кормите вы его совсем, вот что! Кого угодно кормите, а мужика своего не кормите! Кошку, собаку, корову кормите, а мужика - не кормите! Два месяца уже!

Влияние параметра субъективности / объективности языковой и метаязыковой информации на успешность коммуникативного акта

 

Оцените коммуникативный результат следующих диалогов:

 

Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, т.е. думал, что оскорбляет, называя меня собакой, – тут арестант усмехнулся, – я лично не вижу ничего дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово... (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

- Сравнила... телятину с козлятиной.

- И буду сравнивать! Потому что один человек живет – говорит, а другой – тлеет. У одного – каждая порочка содержанием пропитана, а другие... делают только свое дело, и все. Жеребцы.

Не всем же комиссарами быть! – сердито возражал Глухов, обиженный за «жеребца». (Шукшин «Бессовестные»)

 

- Степан! – позвала старуха.

- Мм?

- Ты не лежи так...

- Как не лежи, дура? Один помирает, а она – не лежи так. Как мне лежать-то? На карачках?

- Я позову Михеевну – пособорует?

- Пошли вы!.. Шибко он мне доброго сделал...

(Шукшин «Как помирал старик»)

 

- Отец! Отец... Слушай сюда!

- Не хочу! – плакал поп.

- Слушай сюда, колода!

- Не хочу! Ты слаб в коленках...

Я таких, как ты, обставлю на первом же километре! Слаб
в коленках... Тубик.
(Шукшин «Верую»)

 

- Глашка! – кричал он девушке. – Когда замуж-то выйдешь, телка такая?! Хоть бы гульнуть на твоей свадьбе!

- Не берет никто, Коля! – отвечала словоохотливая Глашка. – Я уж давно собралась!

- (Шукшин «Нечаянный выстрел»)

 

Экспертная дискуссия по делу об оскорблении Ирины Ароян (на пресс-конференции Филиппа Киркорова)

 

Суть конфликта. 20 мая 2004 года в Ростове-на-Дону состо­ялась пресс-конференция заслуженного артиста Российской Федера­ции Филиппа Киркорова и певицы Анастасии Стоцкой. Как впоследс­твии установил суд, событие оскорбления имело место в следующем контексте:

Вопрос из зала: Настя, а вот вы чему уже научились от Филиппа Кир­корова?

Ф. Киркоровшутку): Ремейки делать.

Ответы артистов по-прежнему сопровождаются непрерывным фотографированием со стороны И. Ароян.

Ф. Киркоров (обращаясь к И. Ароян): Я не хочу, чтобы вы меня фото­графировали. Вы мне надоели. Меня раздражают ваша розовая коф­точка, ваши сиськи и ваш микрофон. В зале раздался смех.

Ф. Киркоров: Да... А?

И. Ароян: А вы не против, что я так и напишу?

Ф. Киркоров: А? Да мне... да мне по *ую, как вы напишете... Так же, как и вы... Я не люблю непрофессионалов! Непрофессионалам тут делатьнечего! Вы что хотите, чтобы я сейчас ушел отсюда? Я уйду... Я не уйду! Потому что (показывая на аудиторию) уважаю других ва­ших коллег. А вы отсюда уйдете! Все, взяла и ушла отсюда. Встали и ушли!

И. Ароян: Вы считаете, что вы нормально себя ведете?

Ф. Киркоров: Да, я считаю— нормально. Встала и ушла отсюда!.. Ремейки ей, видите ли... большое количество... (Пауза.) На пресс-кон­ференции к звездам надо приходить подготовленными. А не так, как пы: вчера у подворотни, а сегодня здесь, на втором ряду...

И. Ароян: У подворотни — это...

Ф. Киркоров: Все, до свидания!

И. Ароян: До свидания.

Ф. Киркоров: До свидания. (Растягивая слова.) До-сви-да-ния. Го-во-ри-те сна-ча-ла... да... на-у-чи-тесь го-во-рить сна-ча-ла по-рус-ски... да ... до свидания... все...

И. Ароян (презрительно): А вы научитесь себя вести. «Звезда»...

Ф. Киркоров: Да... ***да!

 

22 июня журналистка издания «Газета Дона» Ирина Ароян подала иск в мировой суд Октябрьского района Ростова-на-Дону. В заявле­нии содержится требование привлечь Филиппа Киркорова к уголов­ной ответственности по ч. 1 статьи 130 Уголовного кодекса РФ (Ос­корбление, содержащееся в публичном выступлении).

По инициативе стороны защиты было проведено лингвистичес­кое исследование спорных высказываний. Исследование произвел А.Н. Баранов, заведующий отделом экспериментальной лексикогра­фии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, доктор филологических наук, профессор.

 

Перед специалистом были поставлены следующие вопросы:

1. Предполагает ли оскорбление какого-либо лица приписывание ему каких-либо характеристик? Какова цель оскорбления? Приписы­ваются ли какие-либо характеристики И. Ароян в следующих фразах из пресс-конференции Киркорова:

(1) Ф. Киркоров: Меня раздражают ваша розовая кофточка, ва­ши сиськи и ваш микрофон.

(2) Ф. Киркоров: А? Да мне... да мне по *ую, как вы напишете... Так же, как и вы...Яне люблю непрофессионалов! Непрофесси­оналам тут делать нечего!

(3) И. Ароян (презрительно): А вы научитесь себя вести. «Звезда»... Ф. Киркоров (рифмуя): Да... ***да!

2. Каково значение идиомы «по *ую» в современном русском языке и в каком значении употреблена эта идиома во фразе «А? Да мне... да мне по *ую, как вы напишете... Так же, как и вы...». Можно ли считать, что она используется для оскорбления адресата данной реплики?

3. Как характеризуется употребление слова «***да» в следующем контексте:

(4) И. Ароян (презрительно): А вы научитесь себя вести. «Звезда»... Ф. Киркоров (рифмуя): Да... ***да!

4. Можно ли квалифицировать слово «сиськи» в следующем ниже контексте как неприличное?

(5) Ф. Киркоров (обращаясь к И. Ароян): Я не хочу, чтобы вы ме­ня фотографировали. Вы мне надоели. Меня раздражают ва­ша розовая кофточка, ваши сиськи и ваш микрофон.

5. Каково значение слова «подворотня» в следующем контексте:

(6) Ф. Киркоров: На пресс-конференцию к звездам нужно прихо­дить подготовленными, а не так, как вы, — вчера у подворот­ни, а сегодня здесь, на втором ряду.

Можно ли считать, что оно используется для оскорбления адре­сата данной реплики?


Вопросы к зачету:

 

1. Взаимоотношение естественного и юридического языка.

2. Коллизия между реализацией прав различных языковых личностей как субъектов коммуникации и как субъектов права.

3. Проблема инвективности в лингвистическом и юридическом аспектах.

4. Общие принципы юрислингвистической экспертизы.

5. Типология речевых ситуаций профессионального общения юристов.

6. Особенности мужского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения мужчин.

7. Особенности женского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения женщин.

8. Категории граждан, с которыми вступает во взаимодействие сотрудник ОВД.

9. Речевые тактики, зависящие от социального статуса, роли, стереотипов собеседника в процессе общения с сотрудником ОВД.

10. Речевые стратегии в профессиональной юридической деятельности.

11. Барьеры диалогического взаимодействия и основные пути их преодоления.

12. Язык и речь как источник конфликтных ситуаций.

13. Понятие языкового конфликта и способов его разрешения.

14. Конфликтогенный текст.

15. Тексты СМИ как предмет лингвистической конфликтологии.

16. Юридические способы решения языко-речевых конфликтов.

17. Основные законы РФ, в сферу действия которых включены языко-речевые конфликты.

18. Речевые конфликты как правонарушение.

19. Основные законы, регулирующие языко-речевые конфликты и типология языко-речевых правонарушений.

20. Экология языка, речевая агрессия и речевое хулиганство. Понятие сквернословия и брани.

21. Понятие морального вреда, ущемления деловой репутации в лингвистическом аспекте.

22. Понятие оскорбления и его лингвистические и юридические аспекты.

23. Понятие инвективного функционирования языка.

 


2 У инвективы как социокоммуникативного явления всегда есть автор и адресат. Используя терминологию Н.Д. Голева, автора инвективы мы называем инвектор (оскорбляющий), адресата – инвектум (оскорбляе-мый). Адресат, как и автор, может быть явным, потенциальным, коллективным и т.д. Но эти две категории (автор–адресат) являются неотъемлемыми составляющими инвективы как изначальной схемы «порождение-восприятие». Учитывание особенностей реакции адреса-та инвективы (инвектума) является немаловажным при оценке потенциального слова-инвективы на предмет оскорбительности. Ана-лиз инвектив с позиции инвектума позволяет говорить о возможности существования в узусе типичных норм реакции на инвективы [Коряковцев, 2003].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.