Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неокантианское учение Р. Штаммлера




НЕОКАНТИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

Рудольф Штаммлер (1856-1938) - немецкий представитель философии права,профессор в Берлине с 1916г.

Социальным идеалом в философии права, по Штаммлеру, является общностьлюдей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позицииюридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им сэкономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению кэкономике и государству.

Философская почва представлений Штаммлера о праве - некантианство.Приверженцы этого направления в философии полагали, что предмет познаниятождественен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупность чистопонятийных отношений.

Цель философствования - творческая работа по созданию интеллектуальныхобъектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предмет познанияконструируется человеческим мышлением. Чистое познание на основе логическихзаконов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашегопознания. Сознание оказывается первичным по отношению к бытию.

На основе подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе иликультуре. Явления природы человеческое сознание упорядочивает и конструирует спомощью мыслительной формы причинности. Природа предстает как совокупностьпричин и следствий. Напротив, мир человеческих поступков, общество есть проявление,реализация человеческих воль («хотений»), охватываемых с помощью категории цели. Врезультате общество представляет собой совокупность целей и средств.

Таким образом, науки о природе оперируют с помощью закона причинности, анауки о духе - с помощью закона целесообразности. Отсюда социальные явления, в томчисле политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются законупричинности, а охватываются категорией цели как свойства человеческого сознания иволи.

Поэтому он критикует монархизм, считающий причинно обусловленную заменукапитализма социализмом и поясняет, что социализм - не причинно обусловленноеявление, а относится к области целеполагания (поскольку закон причинности неприменим к общественным явлениям).

Р. Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение осоотношении права и экономики, отвергал краеугольный марксистский тезис опервичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис оподчиненности права экономике. Он утверждал тезис о первичности права по отношениюэкономике, обществу, государству.

Фундамент государства он усматривает не в совокупности производственныхотношений, экономическом базисе общества, а в праве. Право есть теологическоепервоначало общественной жизни. Так, производство на различных стадиях изучению неподдается. Изучению поддается право, т.к. хозяйственная деятельность упорядочиваетсяправом. Отсюда право и есть история развития человечества.

Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общее понятие права,предлагаемое Штаммлером: «ненарушимое самовластное регулирование социальнойжизни людей». Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить «правовое» как«самовластное» от норм нравственности; во-вторых, размежевать «право» и «произвол»;в-третьих, выделить в качестве решающей особенности права его «ненарушимость».Наряду с понятием права, Р. Штаммлер выделил идею права, служащую масштабомсправедливости, правильности права. Идея права означает, что людям в их совместнойдеятельности, регулируемой правом, свойственно справедливое «хотение», т.е. особое«правовое хотение» под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловноодинакового способа оценки их содержания.

Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал. Р. Штаммлервидел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающий принцип единства всехцелей и формулировал его как «общение свободно хотящих людей».

Идеи равенства, социальный идеал в теории Р. Штаммлера является лишькритерием оценки действующего права, и в этом качестве играет роль естественногоправа.

Право всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Но в рамках этогоисторически несовершенного права выделяется правильное право, т.е. такое, какоеориентируется на справедливость, на идею права, как на конечную цель. Это право ивыступает как «естественное право с изменяющимся содержанием» Оно представляетсобой не какое-либо конкретное право, а лишь «единый формальный метод суждения оправе». Исходя из этого, идеал права, социальный идеал, согласно теории Штаммлера,лишен исторической конкретности и содержательности и не является каким -либодействительным состоянием эмпирического права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.