КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинар № 15
Тема: «Предложение денег и банковская система страны» (2 часа)
Семинар проводится в интерактивной форме – в виде ролевой игры, которая поможет присутствующим на семинаре в достаточно простой и доступной для понимания форме уяснить принципы и механизм функционирования основного элемента кредитной системы страны – коммерческого банка. Для проведения семинара учебная группа разбивается на две части. Одна часть студентов берет на себя обязанность «играть» за кредитора – коммерческий банк, другая возьмет на себя труд быть заемщиком. По сценарию, предложенному преподавателем, оба вышеуказанных субъекта экономики вступают в кредитные отношения: ведут диалог о принципах (условиях) предоставления кредита; обсуждают конкретные показатели выгодности (невыгодности) кредитных сделок и приходят к пониманию и уяснению основных категорий, сопровождающих кредитные отношения, запоминают перечень факторов, воздействующих на условия кредитных сделок в реальности. Во второй части семинара основную роль играют кредиторы. они объясняют заемщикам механизм функционирования коммерческого банка, который преследует свою цель – извлечение банковской прибыли – маржи. В свою очередь, преподаватель погружает «банкиров» в ситуации, имеющими место в деятельности реального банка в рыночной среде. «Банкиры», исходя из багажа знаний, имеющихся у них на момент проведения семинара, предлагают свои способы решения игровых ситуаций. Заемщики задают вопросы, особенно по тем аспектам функционирования коммерческого банка, что затрагивают интересы его вкладчиков. Решение ситуационных задач идет в тесной привязке к схеме простейшего баланса коммерческого банка. Это дает возможность понять не только «устройство» коммерческого банка, но и уяснить физический смысл инструментов денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством.
Акцент на это делает преподаватель при проведении итогов семинара.
Ключевые категории и понятия для усвоения и запоминания: кредит; принципы кредита; кредитор; заемщик; предложение денег; вексель; банкнота; коммерческий кредит; банковский кредит; процент; процентная ставка; номинальная процентная ставка; реальная процентная ставка; потребительский кредит; государственный кредит; кредитная система; Центральный банк; коммерческий банк; денежная масса; наличность; ликвидность; банковский депозит; чек; баланс банка; пассив; актив; пассивные операции; активные операции; банковский резерв; норма резервных требований; депозитный мультипликатор; денежный мультипликатор; теория предложения ликвидности; ставка рефинансирования; операции Центрального банка на открытом рынке. Тестовые задания для самопроверки. 1. Субъект, предоставляющий деньги взаймы, именуется: а) кредитором; б) эмитентом; в) заемщиком; г) инкассатором.
2. Целью функционирования ссудного (банковского) кредита не является: а) формирование предложения денежных ресурсов; б) замещение действительных денег кредитными; в) ускорение реализации товаров; г) удовлетворение спроса предприятий на оборотные средства.
3. Первым кредитным документов в истории кредитных отношений является: а) банкнота; б) вексель; в) акция; г) облигация.
4. Процент, как право пользования деньгами, представляется как ее величина, выраженная: а) в абсолютных денежных единицах; б) в процентах; в) безразмерной величиной; г) степенным коэффициентом.
5. Норма процента (процентная ставка), как показатель выгодной кредитной сделки, выражается:
а) в абсолютных денежных единицах; б) в процентах; в) в безразмерной величине; г) степенным коэффициентом.
6. В структуру кредитной системы страны не входят: а) коммерческие банки; б) Центральный банк; в) фондовые биржи; г) товарно-сырьевые биржи.
7. К активам коммерческого банка относятся: а) депозиты до востребования; б) ссуды банка; в) собственный капитал банка; г) заемные средства банка.
8. К пассивам банка можно отнести: а) вклады до востребования; б) наличность банка; в) ссуды другим коммерческим банкам; г) вложения средств в активы других предприятий.
9. Резервы коммерческого банка – это: а) резервные места для приема депозитов; б) резервные линии предоставления кредитов; в) деньги банка, хранящиеся на счетах в Центральном банке; г) возможности занять денежные ресурсы у других банков.
10. Банковская прибыль (маржа) образуется, когда: а) процентная ставка по ссудным операциям выше депозитной процентной ставки; б) процентная ставка по ссудным операциям ниже депозитной процентной ставки; в) процентная ставка по ссудам равна депозитной процентной ставке; г) банк реализует из своего портфеля ценные бумаги других субъектов экономики. Литература Основная: Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Экономика: учебник для ВУЗов – М.: Изд-во «Гелиос АРВ», 2011. Глава 23. Курс экономической теории: учебник/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 7-е изд. доп. и перераб. – Киров: «АСА», 2011. Глава 20. Современная экономика: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. О.Ю. Мамедова – М.: КНОРУС, 2010. Лекция 19. Щеглов А.Ф. Экономика: Альбом схем. Учебное пособие для студентов юридического факультета. – М.: РАП, 2009. Тема 23.
Дополнительная: Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. Глава 10, п. 10-1; глава 12, п. 12.2. Воробьев Е.М. Экономическая теория: курс лекций – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЭКСМО, 2009. Тема 17. Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник/4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. Глава 16, пп. 16.3-16.4. Липсиц И.В. Экономика: учебник – М: КНОРУС 2011 (для бакалавров). Глава 12.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |