Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар № 15




Тема: «Предложение денег и банковская система страны»

(2 часа)

 

Семинар проводится в интерактивной форме – в виде ролевой игры, которая поможет присутствующим на семинаре в достаточно простой и доступной для понимания форме уяснить принципы и механизм функционирования основного элемента кредитной системы страны – коммерческого банка.

Для проведения семинара учебная группа разбивается на две части. Одна часть студентов берет на себя обязанность «играть» за кредитора – коммерческий банк, другая возьмет на себя труд быть заемщиком. По сценарию, предложенному преподавателем, оба вышеуказанных субъекта экономики вступают в кредитные отношения: ведут диалог о принципах (условиях) предоставления кредита; обсуждают конкретные показатели выгодности (невыгодности) кредитных сделок и приходят к пониманию и уяснению основных категорий, сопровождающих кредитные отношения, запоминают перечень факторов, воздействующих на условия кредитных сделок в реальности.

Во второй части семинара основную роль играют кредиторы. они объясняют заемщикам механизм функционирования коммерческого банка, который преследует свою цель – извлечение банковской прибыли – маржи. В свою очередь, преподаватель погружает «банкиров» в ситуации, имеющими место в деятельности реального банка в рыночной среде. «Банкиры», исходя из багажа знаний, имеющихся у них на момент проведения семинара, предлагают свои способы решения игровых ситуаций. Заемщики задают вопросы, особенно по тем аспектам функционирования коммерческого банка, что затрагивают интересы его вкладчиков.

Решение ситуационных задач идет в тесной привязке к схеме простейшего баланса коммерческого банка. Это дает возможность понять не только «устройство» коммерческого банка, но и уяснить физический смысл инструментов денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством.

Акцент на это делает преподаватель при проведении итогов семинара.

 

Ключевые категории и понятия для усвоения и запоминания:

кредит; принципы кредита; кредитор; заемщик; предложение денег; вексель; банкнота; коммерческий кредит; банковский кредит; процент; процентная ставка; номинальная процентная ставка; реальная процентная ставка; потребительский кредит; государственный кредит; кредитная система; Центральный банк; коммерческий банк; денежная масса; наличность; ликвидность; банковский депозит; чек; баланс банка; пассив; актив; пассивные операции; активные операции; банковский резерв; норма резервных требований; депозитный мультипликатор; денежный мультипликатор; теория предложения ликвидности; ставка рефинансирования; операции Центрального банка на открытом рынке.

Тестовые задания для самопроверки.

1. Субъект, предоставляющий деньги взаймы, именуется:

а) кредитором;

б) эмитентом;

в) заемщиком;

г) инкассатором.

 

2. Целью функционирования ссудного (банковского) кредита не является:

а) формирование предложения денежных ресурсов;

б) замещение действительных денег кредитными;

в) ускорение реализации товаров;

г) удовлетворение спроса предприятий на оборотные средства.

 

3. Первым кредитным документов в истории кредитных отношений является:

а) банкнота;

б) вексель;

в) акция;

г) облигация.

 

4. Процент, как право пользования деньгами, представляется как ее величина, выраженная:

а) в абсолютных денежных единицах;

б) в процентах;

в) безразмерной величиной;

г) степенным коэффициентом.

 

5. Норма процента (процентная ставка), как показатель выгодной кредитной сделки, выражается:

а) в абсолютных денежных единицах;

б) в процентах;

в) в безразмерной величине;

г) степенным коэффициентом.

 

6. В структуру кредитной системы страны не входят:

а) коммерческие банки;

б) Центральный банк;

в) фондовые биржи;

г) товарно-сырьевые биржи.

 

7. К активам коммерческого банка относятся:

а) депозиты до востребования;

б) ссуды банка;

в) собственный капитал банка;

г) заемные средства банка.

 

8. К пассивам банка можно отнести:

а) вклады до востребования;

б) наличность банка;

в) ссуды другим коммерческим банкам;

г) вложения средств в активы других предприятий.

 

9. Резервы коммерческого банка – это:

а) резервные места для приема депозитов;

б) резервные линии предоставления кредитов;

в) деньги банка, хранящиеся на счетах в Центральном банке;

г) возможности занять денежные ресурсы у других банков.

 

10. Банковская прибыль (маржа) образуется, когда:

а) процентная ставка по ссудным операциям выше депозитной процентной ставки;

б) процентная ставка по ссудным операциям ниже депозитной процентной ставки;

в) процентная ставка по ссудам равна депозитной процентной ставке;

г) банк реализует из своего портфеля ценные бумаги других субъектов экономики.

Литература

Основная:

Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Экономика: учебник для ВУЗов – М.: Изд-во «Гелиос АРВ», 2011. Глава 23.

Курс экономической теории: учебник/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 7-е изд. доп. и перераб. – Киров: «АСА», 2011. Глава 20.

Современная экономика: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. О.Ю. Мамедова – М.: КНОРУС, 2010. Лекция 19.

Щеглов А.Ф. Экономика: Альбом схем. Учебное пособие для студентов юридического факультета. – М.: РАП, 2009. Тема 23.

 

Дополнительная:

Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. Глава 10, п. 10-1; глава 12, п. 12.2.

Воробьев Е.М. Экономическая теория: курс лекций – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЭКСМО, 2009. Тема 17.

Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник/4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. Глава 16, пп. 16.3-16.4.

Липсиц И.В. Экономика: учебник – М: КНОРУС 2011 (для бакалавров). Глава 12.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.