Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Образовательные технологии




II. Содержание дисциплины

Формы контроля

Текущий контроль освоения дисциплины «Психология» осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:

- проведения тестирования и анализа его результатов;

- письменных домашних заданий;

- анализа деловых ситуаций.

Промежуточная аттестация – экзамен в письменной форме.

 

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Психология» осуществляется в соответствии с Приложением 1.


Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
Раздел 1. Общетеоретические психологические основы
1. Психология, как наука; место психологии в системе наук. Объект и предмет, задачи психологии. Возникновение психологии как науки. Связь психологии и педагогики с другими науками об обществе и человеке (психология труда, психология торговли, социальная психология, культурология, социология). ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8. Знать: предмет и объект, цели, задачи психологии и педагогики как науки; основные критерии научного знания, современное состояние научных знаний. Уметь: выделять необходимые источники информации, собирать информацию. Владеть: прикладными аспектами дисциплины, имеющими наибольшее значение в практической деятельности. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей.
2. Отрасли и этапы развития психологии. Отрасли психологии, специальные отрасли. Основные вехи исторического развития психической науки. Эволюция представлений о предмете психологии. ОК-8, ОК-10. Знать: траекторию развития знаний о человеке. Уметь: классифицировать предметы специальных отраслей. Владеть: уточнёнными данными об условиях и предпосылках развития науки. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей.
3. Методология психологии. Основные методы получения фактов в психологии и педагогике. Классификация методов исследования (организационные, эмпирические, экспериментальные, психодиагностические, проективные). Валидность, достоверность, надёжность. ОК-1, ОК-2. Знать: основные методы получения фактов в психологии и педагогике; о значении качественных показателей тестовых методик. Уметь: выделять источники сбора информации. Владеть: навыками обработки первичной информации, корректной их интерпретацией. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание, анализ результатов тестирования.
4. Основные школы в психологии. Бихевиоризм – Джон Уотсон. Гештальтпсихология – Курт Левин. Глубинная психология – Зигмунд Фрейд и последователи. Когнитивная психология – Ульрик Найссер. Гуманистическая психология – Карл Роджерс. Отечественная психология – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и многие другие. ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10. Знать: идеи представителей основных школ. Уметь: определять предмет и общую направленность исследований основоположников. Владеть: представлениями о сути исследователей в развитие науки в целом. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, групповая дискуссия, письменное домашнее задание.
5. Психические и познавательные процессы. Познавательная сфера человека и её основные характеристики. Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Познавательная сторона психических процессов. Индивидуальные различия в общем, развитии познавательной сферы личности и особенностях функционирования отдельных психических процессов. Физиологические основы психических и познавательных психических процессов. Отражение сознательной и бессознательной сторон протекания психических процессов. Психические процессы – бессознательные и неосознаваемые. ОК-5, ОК-6, ОК-7. Знать: основные характеристики психических и познавательных психических процессов. Уметь: практически применять знания о процессах протекания психики в интерпретации свойств, состояний человека. Владеть: навыками проведения диагностики качества. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание, консультации преподавателей.
6. Сознание и самосознание. Отражение как всеобщее свойство материи, форма отражения, определение сознания, роль языка и общения в формировании и развитии сознания, структура сознания, сознание и мозг, общественное сознание и его преобразовательная сила. Структура самосознания в работах Карла Густава Юнга, трансактный анализ Эрика Берна. ОК-2, ОК-5, ОК-11. Знать: способы формирования сознания. Уметь: выявлять общественную сущность элементов сознания. Владеть: навыками рефлексии, способами определения структуры самосознания. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, психологические тренинги, анализ деловых ситуаций, консультации преподавателей.
7. Процессы, состояния, явления. Структурный подход к психологии личности. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний и их свойства. Целостность психических состояний. Состояние тревоги. Специфические психические состояния. Бодрствование и сон. Медитация и гипноз. Эйфория и дисфория. Понятие и причины психической напряжённости. Пограничные психические состояния. Понятие психической нормы. Фрустрации. Неврозы. Стресс. Синдром эмоционального сгорания. ОК-2, ОК-19. Знать: характеристики основных состояний человека. Уметь: рефлексивно осознавать состояния человека и адекватно реагировать. Владеть: навыками диагностики некоторых состояний. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание, консультации преподавателей.
8. Темперамент и система его проявлений. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика типов темперамента. Понятие о характере. Физиологические основы характера и его структура. Акцентуации характера. Черты характера. Структура и виды способностей. Развитие способностей. Концепции темперамента: Гиппократ, Э. Кречмер, У. Шелдон. ОК-1, ОК-5, ОК-19. Знать: физиологические основы и психические проявления темперамента, характера, способностей. Уметь: различать в поведении человека проявления темперамента, характера, способностей. Владеть: навыками диагностики проявлений темперамента. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание, анализ результатов тестирования, анализ деловых ситуаций.
Раздел 2. Прикладные аспекты психологических знаний
9. Понятие о личности в психологии. Социализация личности. Личность как предмет психологического познания. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Основные концепции личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Индивидуально-психологические свойства личности (интеллект, чувства, воля). Понятие социализации личности. Онтогенез развития личности. Периодизация развития личности по А.Н. Леонтьеву, в работах З. Фрейда и Э. Эриксона. Роль обучения и целенаправленного воспитания в развитии личности. Направленность личности. Структура мотивационной сферы человека. Развитие мотивационной сферы в процессе воспитания, обучения и деятельности. ОК-2, ОК-5, ОК-19. Знать: определение основных категорий: человек, индивид, индивидуальность, личность; онтогенетические предпосылки развития личности. Уметь: концептуально подходить к интерпретации личностных проявлений; применять деятельностный подход в процессе развития личности. Владеть: методами исследования личности; основными представлениями о процессе становления личности. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, деловые и ролевые игры, консультации преподавателей.
10. Общение и деятельность. Психологическая структура деятельности. Ведущие виды деятельности. Их характеристика. Понятие о профессиональной деятельности. Психологические условия деятельности. Работоспособность. Особенности управленческой деятельности. Понятие профессиограмма. Деятельность как фактор развития и воспитания. Виды и стороны общения. Барьеры общения. ОК-10, ОК-11. Знать: психологическую структуру деятельности, виды и стороны общения. Уметь: составлять профессиограмму. Владеть: навыками проведения профессиографического исследования, способами преодоления барьеров общения. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей.
11. Психология общения и конфликты. Сущность общения. Личность как субъект общения. Восприятие человека человеком. Общение – основы межличностных отношений. Определение и содержание общения. Цели общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Социальные роли личности. Общение руководителя и подчиненных. Конфликты. Причины конфликтов. Межличностные конфликтные ситуации. Основные типы межличностных конфликтов и способы их разрешения. ОК-5, ОК-8. Знать: типологические особенности поведения человека в особых условиях деятельности. Уметь: преодолевать психотравмирующие факторы окружающей среды. Владеть: способами преодоления негативных проявлений психики в экстремальных условиях. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, анализ результатов тестирования, анализ деловых ситуаций.
12. Психологические предпосылки эффективного руководства. Личность и коллектив как субъекты управления. Руководство и лидерство. Личность руководителя и его способности, знания, умения, компетентность, информированность. Социальные и психологические аспекты руководства. Типы и стили руководства. Эффективность различных стилей руководства. Организаторские качества руководителя. Функции и структура деятельности руководителя организации. Руководитель в системе коммуникаций. Способы и приемы воздействия на людей, их психолого-педагогический механизм. Процесс развития. Процесс обучения. Подходы к принятию решений. Классификация решений. Этапы выработки решений. Тактики познавательного поведения в условиях неопределенности ситуации и информационных ограничений. Методы организации и формы групповой дискуссии. Психологические особенности группового принятия решения. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения. ОК-2, ОК-6, ОК-8, ОК-19. Знать: основные факторы, способствующие эффективному управлению персоналом. Уметь: использовать психолого-педагогический механизм в процессе управления людьми. Владеть: способами и приемами воздействия на людей. Лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание, деловые и ролевые игры, консультации преподавателей.

 


 

Обеспечение содержания дисциплины

Раздел 1. Общетеоретические психологические основы

 

Тема 1. Психология, как наука; место психологии в системе наук.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-2, О-3, О-4, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Определите объект и предмет, задачи психологии.

2. Опишите взаимосвязь психологии с другими науками.

3. Обозначьте основные категории научного знания.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Сформируйте схему «Система гуманитарных наук».

2. Соотнесите научные направления с общим объектом и различными предметами.

 

Тема 2. Отрасли и этапы развития психологии.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-3.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите суть изменений предмета психологии на различных этапах её развития.

2. Определите предпосылки выделения отраслей психологии.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выявите критерий разделения развития психологии на этапы.

2. Каковы научные предпосылки раскола в психологии.

 

Тема 3. Методология психологии.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-3, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие группы методов выделяют в рамках методологии психологии?

2. Какие методы вы знаете?

3. Что такое: валидность, достоверность, надёжность?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Проведите сравнительный анализ методов из соответствующих групп.

2. Пройдите психологическую методику.

 

Тема 4. Основные школы в психологии.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-2, О-3, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое бихевиоризм?

2. Роль гештальтпсихологии в изучении восприятия.

3. Глубинная психология и её влияние на психологическую науку.

4. Восприятие с позиции когнитивной психологии.

5. Своеобразие гуманистической психологии.

6. Неоценимый вклад в науку отечественных психологов.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Определите предпосылки появления соответствующих психологических школ.

2. Проведите сравнительный анализ некоторых школ.

 

Тема 5. Психические и познавательные процессы.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-2, О-4, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие психические процессы вы знаете?

2. Чем отличаются познавательные процессы от психических?

3. Каков психологический смысл познавательных процессов?

4. Обозначьте последовательность психических процессов при реализации различных видов деятельности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Опишите суть индивидуальных различий с точки зрения особенностей протекания психических процессов.

2. Определите сознательную и бессознательную стороны психических процессов.

 

Тема 6. Сознание и самосознание.

 

Литература: Б-1, О-2, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какова роль психических процессов в формировании сознания?

2. Способы и результаты влияния общественного сознания на индивидуальное.

3. Что такое трансактный анализ и как он перекликается с теорией К. Юнга.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Определите набор элементов структуры самосознания при помощи метода К. Юнга.

2. Опишите психологические особенности реализации различных социальных функций.

 

Тема 7. Процессы, состояния, явления.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-1, О-2, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте основные состояния человека.

2. В чём суть пограничных психологических состояний?

3. Психологическое состояние и эффективность деятельности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Сформулируйте условия определения психических состояний.

2. Причины эмоционального сгорания.

 

Тема 8. Темперамент и система его проявлений.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-4, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чём заключаются физиологические основы темперамента?

2. Какие типы темперамента вы знаете?

3. Приведите примеры концепций темперамента.

4. Характер и его акцентуации.

5. Физиологическая обусловленность способностей.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Соотнесите известные вам концепции темперамента.

2. Характер, темперамент, личность – в чём взаимосвязь?

Раздел 2. Прикладные аспекты психологических знаний

Тема 9. Понятие о личности в психологии. Социализация личности.

 

Литература: Б-2, О-2, О-4, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Соотнесите понятия человека, индивида, индивидуальности и личности.

2. Какие индивидуально-психологические свойства личности вы знаете?

3. Раскройте понятие «социализация личности».

4. Каков психологический смысл периодизации развития личности А.Н Леонтьева?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Социализация и мотивация.

2. Сформулируйте систему представлений о специфике патриотического формирования личности.

3. Социализация в работах З. Фрейда, Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева.

 

Тема 10. Общение и деятельность.

 

Литература: Б-1, Б-2, О-2.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте ведущие виды деятельности.

2. Какие стороны общения вы знаете?

3. Что такое профессиограмма?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Составьте профессиограмму для представителя определённой профессии.

2. Классифицируйте барьеры общения.

 

Тема 11. Психология общения и конфликты.

 

Литература: Б-1, О-2, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Механизмы воздействия в процессе общения. Психическое заражение. Внушение, Убеждение. Подражание.

2. Что препятствует эффективной коммуникации?

3. Механизмы воздействия в процессе общения.

4. Характерные особенности национальных моделей общения, поведения и этикета.

5. Понятие межличностного конфликта и его особенности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Опишите внутриличностные конфликты и способы их разрешения.

2. Охарактеризуйте компоненты вербальной и невербальной коммуникации.

 

Тема 12. Психологические предпосылки эффективности руководства.

 

Литература: Б-1, О-3, О-5.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Психологические основы эффективного руководства.

2. Стратегии руководителя по управлению конфликтами.

3. Организаторские качества руководителя.

4. Руководитель в системе коммуникаций.

5. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Назовите типы и стили руководства.

2. Раскройте тактики познавательного поведения руководителя в условиях неопределенности ситуации.

3. Обоснуйте необходимость «психологизации» управления.

 

В процессе освоения дисциплины «Психология» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

· Лекции.

· Практические занятия, на которых обсуждаются основные вопросы истории, теории и практики психологи.

· Выполнение письменных домашних заданий.

· Работа со специальной литературой.

· Консультации преподавателей.

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

· Организация групповых форм работы и дискуссий.

· Проведение деловых и ролевых психологических игр.

· Анализ деловых ситуаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.