Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система колониализма




План.

6.

5.

4.

3.

2.

1.

Международные отношения 1953- 1985 гг.

Первые конфликты холодной войны.

Создание ООН.

Решение германского вопроса по итогам Второй мировой войны.

План.

3. Истоки «холодной войны».

6. Международные отношения 1985 – настоящее время.

Вторая мировая война объединила СССР и страны Запада в рамках антигитлеровской коалиции. В годы войны произошло несколько встреч лидеров США, СССР и Англии: Тегеранская (ноябрь-декабрь 1943 г.), Ялтинская (февраль 1945 г.) и Потсдамская (июль – август 1945 г.) международные конференции.

Вопросам послевоенного устройства мира и судьбы Германии были посвящены Ялтинская и Потсдамская конференции.

К началу февраля 1945 г. советские войска вышли на Одер и находились в 60 км от Берлина.

Было ясно, что до конца войны в Европе остается несколько месяцев. В этих условиях была необходима встреча лидеров антигитлеровской коалиции. Такая встреча И. В. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта состоялась 4-11 февраля 1945 г. в Крыму, во дворце Ливадия близ Ялты и получила название Крымской (Ялтинской) конференции.

Участники «Большой тройки» хорошо понимали, что именно эта конференция должна заложить основы послевоенного устройства. Поэтому германский вопрос стал главным вопросом для обсуждения.

Главы делегаций по итогам Крымской конференции сделали небольшое публичное Заявление, объемом в 9 страниц, в котором преобладали общие фразы, составленные в нарочито обтекаемой форме. Там говорилось о планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции после полного разгрома Германии; об уничтожении германского милитаризма; о ликвидации или взятии под контроль всей промышленности, которая могла бы быть использована для военного производства; о необходимости стереть с лица земли нацизм; о взимании репараций в максимально возможной мере, о существенном приращении территории Польши за счет немецких земель; наконец, о готовности принять совместно также другие меры в Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мира.

Много времени на Крымской конференции заняло обсуждение репарационной проблемы. Было решено создать специальную репарационную комиссию, но в принципе договорились о том, что Германия обязана возместить ущерб, причиненный ею в ходе войны другим государствам. За основу для расчета была взята сумма в 20 млрд. долларов и договоренность, что 50 % этой суммы пойдет Советскому Союзу.

Проблему расчленения Германии первым в Ялте поднял Сталин. Ни один из лидеров «Большой тройки» не высказывался против расчленения Германии.

Союзники согласовали планы окончательного разгрома Германии и утвердили Соглашение о зонах оккупации.

Им предусматривалось, что американские войска займут юго-запад Германии, английские — северо-запад, советские — восток. Было также решено, что за счет английской и американской зон небольшую зону оккупации в Германии получит Франция. Новым в оккупационной проблеме стал и вопрос о «Большом Берлине», который должен был войти в советскую зону. Но поскольку он был избран местом пребывания Контрольного Совета по Германии, было решено, что Берлин будет управляться межсоюзнической комендатурой, и будет занят войсками всех оккупирующих Германию держав.

Таким образом, за 3 месяца до окончания войны в Европе и капитуляции Германии союзники по антигитлеровской коалиции были полностью готовы применить для решения германского вопроса самые суровые меры, вплоть до лишения Германии значительных территорий, до насильственного переселения миллионов немцев, и даже до расчленения страны.

Но уже в апреле — начале мая 1945 г. именно советские представители выступили и за то, чтобы изъять положение о расчленении из документа о безоговорочной капитуляции Германии. Таким образом, термин «расчленение» исчез.

7 мая в Реймсе, а 8 мая в восточной части Берлина — Карлсхорсте — были подписаны акты о безоговорочной капитуляции германской армии. Вторая мировая война, которая была начата Германией, которая велась с жестокостью, не знающей примеров, а на Востоке была вообще «войной на уничтожение», закончилась для Германии полным крахом.

Третий рейх перестал существовать. Победа далась ценой страшных, невиданных ранее жертв и разрушений. Преступления, совершенные нацистами (и которым народы Европы вели счет), были настолько ужасны, что решения, которые должны были принять победители по отношению к Германии, должны были быть адекватны этим жертвам и преступлениям. Для решения судьбы Германии созывается новая конференция.

Берлинская (Потсдамская) конференция проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. В третий раз за одним столом переговоров встретились И. В. Сталин и У. Черчилль (затем К. Эттли). Американскую делегацию возглавлял новый президент США Гарри Трумэн (1884-1972).

Ситуация середины июля 1945 г. существенно отличалась от ситуации середины февраля, когда принимались ялтинские решения. Военные действия в Европе окончились. Начался период оккупации Германии и ее бывших сателлитов. Ф. Рузвельта, который надеялся на установление долгого и прочного мира, базирующегося на послевоенном сотрудничестве великих держав — участников антигитлеровской коалиции, на посту президента США сменил лидер правого крыла демократической партии, ярый антисоветчик Г. Трумэн.

И Трумэн, и Черчилль на исходе Второй мировой войны стали рассматривать СССР как потенциального противника. Примерно так же смотрел на союзников по антигитлеровской коалиции и Сталин. Поэтому лидеры «Большой тройки» ехали в Потсдам с другими настроениями, нежели в Ялту. Причем Трумэн находился в преддверии испытания атомной бомбы (оно было произведено 16 июля 1945 г.), на которую возлагались очень большие надежды. Все это прямо повлияло и на ход конференции, и на ее решения.

В Потсдаме должны были быть выработаны общие принципы проведения координированной политики союзников и механизм их реализации. Решения Потсдамской конференции (в отличие от решений, принятых в Ялте) должны были быть доведены до населения Германии.

Единственным документом, принятым по итогам двухнедельных дебатов, был «Протокол Берлинской конференции трех великих держав». Миллионы немцев внимательно, со страхом и надеждой, еще и еще раз читали раздел III этого Сообщения, названный «О Германии»: «...Германский народ начал искупать ужасные преступления, совершенные под руководством тех, кому, во время их успехов, он открыто выражал свое одобрение и слепо повиновался...

Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире...».

Принципиальные решения конференции относительно будущего Германии касались сути оккупационной политики, проблем границ и репараций.

Оккупация была признана необходимой мерой, носящей временный (но не оговоренный конкретными сроками) характер. Ее главными целями провозглашались: полное разоружение и демилитаризация Германии; уничтожение нацистской партии, ее филиалов и подконтрольных организаций, отмена нацистских законов, запрет пропаганды нацизма и милитаризма; подготовка реконструкции германской политической жизни на демократической основе (разрешение деятельности демократических партий и профсоюзов, создание органов местного самоуправления, разрешение свободы слова, печати и деятельности религиозных учреждений); децентрализация экономики.

То есть были сформулированы принципы и задачи, которые позже получили название политики «четырех Д»: «демилитаризация», «денацификация», «демократизация» и «декартелизация». Это были колоссальные задачи, которые никогда не ставили перед собой победители всех предыдущих войн. Само понятие «оккупация» приобрело качественно новое содержание.

Верховная власть в Германии должна была осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Англии и Франции. Причем в своей зоне оккупации каждый главнокомандующий действовал по инструкциям своего правительства. Вопросы, затрагивающие Германию в целом, должны были обсуждаться совместно. Для этого было предусмотрено создание из 4 главнокомандующих специального органа — Союзного Контрольного Совета (СКС).

В Потсдаме с новой остротой встал вопрос о Польше и ее границах, а стало быть, и о границах Германии. По восточной границе дискуссий больше не было. Но Ялтинская формула о «существенном приращении территории Польши на севере и на западе» была весьма расплывчатой. Поэтому 20 июля 1945 г. В. М. Молотов вручил своим коллегам А. Идену и Джеймсу Френсису Бирнсу (1879-1972) «Предложение делегации СССР о западной границе Польши», в котором предлагалась следующая линия границы (с севера на юг): «западнее Свинемюнде до реки Одер с оставлением г. Штеттина на стороне Польши, далее вверх по течению реки Одер до устья реки Зап. Нейсе и отсюда по реке Зап. Нейсе до чехословацкой границы».

Это предложение вызвало бурную дискуссию. У. Черчилль и Г. Трумэн не хотели соглашаться с такими границами, когда Германия должна была потерять четверть всех обрабатываемых сельхозугодий (в границах 1937 г.), и где жило до войны около 8 млн немцев; когда Германия теряла, а Польша получала исторические немецкие территории, включая старинный город Бреслау.

Однако с 28 июля английскую делегацию возглавил новый премьер-министр Англии — К. Эттли, и на заседании глав правительств 31 июля западные союзники уступили нажиму Сталина, они фактически согласились с точкой зрения советской стороны о западных границах Польши. У. Черчилль потом говорил, что это была непростительная уступка, и что если бы он остался в Потсдаме, он устроил бы Сталину «скандал», но не допустил бы такой формулировки Протокола конференции.

Границы Германии серьезно менялись и в результате передачи Советскому Союзу г. Кенигсберга с прилегающим районом (ныне это г. Калининград и Калининградская область РФ). Это также было одним из «спорных» решений конференции. СССР получал территорию площадью 15,1 тыс. кв. кмв. Притязания Сталина на то, что это исконно русские земли, звучали малоубедительно: в любом довоенном советском географическом словаре писалось о Кенигсберге, как о «старинном немецком городе, основанном в 1255 г.».

Вопрос о границах был тесно связан с вопросом о насильственном выселении немцев.

Согласно Протоколу Потсдамской конференции они подлежали выселению из Польши, Венгрии и Чехословакии. Судьба немцев в отдаваемом Советскому Союзу Кенигсберге и прилегающем районе вообще официально не оговаривалась. Но было очевидно, что и их ждет депортация. Западные союзники не могли не понимать, что с территорий, оккупированных Советской Армией, депортация будет осуществлена самым безжалостным способом, но, тем не менее, дали свое согласие. Правда, были сделаны оговорки о том, что выселение немцев должно осуществляться как можно более «гуманно». Но именно эти жестоко изгнанные немцы (точного, общепризнанного числа нет, данные колеблются от 7,8 млн до 12 млн человек, причем из Кенигсберга многие поехали не на Запад, а в Сибирь) стали первыми жертвами одного из «спорных» решений Потсдамской конференции.

Проблема репараций оказалась в Потсдаме самой дискуссионной. Казалось бы, в Ялте было согласовано почти все, была создана специальная союзническая комиссия для разработки конкретного плана взимания репараций. Однако в Потсдаме западные делегации совершают поворот на 180 градусов, убеждая Сталина в том, что сумма в 20 млрд долларов чрезмерна, так как Германия теряет большие земли, а разрушения германской промышленности слишком велики.

Советская делегация выказала готовность к снижению общей суммы репараций, выдвигались различные компромиссные варианты. В конечном счете, была принята формула, предложенная госсекретарем США Дж. Бирнсом: общая сумма репараций не оговаривается; изъятия производятся из собственных зон оккупации; СССР в дополнение получит из западных зон примерно 25 % демонтированного там оборудования; репарации же для Англии, США, Франции и др. стран, которые имели на это право, будут взиматься из западных зон и соответствующих германских вложений за границей.

Вопрос о главных военных преступниках в принципе был для союзников ясен: они должны предстать перед судом народов. В Лондоне с 28 июня 1945 г. шли переговоры между представителями Англии, США, СССР и Франции о преследовании и наказании главных военных преступников. В итоге переговоров 8 августа 1945 г. было подписано соглашение, в соответствии с которым учреждался Международный военный трибунал.

Таковы были основные решения Потсдамской конференции по германскому вопросу. Однако суть германского вопроса победителями не была сформулирована; его четкой, общепризнанной дефиниции так никогда и не возникло.

В Потсдаме победители договорились лишь о принципах, которыми они должны были руководствоваться в отношении Германии в начальный период оккупации. Предполагалось, что эти принципы лягут в основу мирного договора или будут заменены новыми четырехсторонними соглашениями. Эта нерешенность германского вопроса в итоге станет источником конфликтов между СССР и странами Запада.

 

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц, подтолкнув государства с разными политическими системами к стремлению создать после войны новый миропорядок, в основе которого лежала идея коллективной безопасности.

За безопасностью в мире должна была следить ООН, решение о создании которой было принято на Ялтинской конференции.

Учредительная конференция Организации объединенных наций, на которой был выработан Устав организации, состоялась в июне 1945 г. в Сан-Франциско (США). Устав подписали 50 государств.

Высшим органом ООН стала созываемая раз в год Генеральная ассамблея.
В постоянно действующий орган, Совет Безопасности, вошло 11 членов, но лишь 5 из них были постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай), а остальные переизбирались через 2 года.

Постоянные члены были наделены широкими полномочиями и должны были выступать в роли «мировых полицейских». Все решения Совета Безопасности должны были приниматься на основе принципа единогласия его постоянных членов, и провозглашались обязательными для исполнения всеми членами ООН.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.

Положение СССР также изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52. Он стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Великие державы признали право СССР на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, его доминирующее положение в Китае и Северной Корее. В Ялтинском и Потсдамских соглашениях было зафиксировано признание интересов СССР в Восточной Европе.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранились примерно до 1947г. Однако уже в 1945г. обнаружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за раздел влияния в Европе.

Высшие военные и разведывательные органы США резко изменили свои оценки военного потенциала СССР и начали разрабатывать планы будущей войны. В директиве Объединенного комитета военного планирования от 14 декабря 1945г. № 432/Д был изложен план бомбардировки основных промышленных центров СССР. В частности, на 20 советских городов предполагалось сбросить 196 атомных бомб.

Черчилль 5 марта 1946г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом. Спустя год Трумэн официально заявил об обязательствах США в Европе по сдерживанию советской экспансии и возглавил борьбу Запада с Советским Союзом.

Таким образом, можно говорить о начале «холодной войны».

«Холодная война» - это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистическими странами во главе с США и СССР.

Холодная война сопровождалась:

- гонкой вооружений и усиленной подготовкой к «горячей» войне;

- соперничеством во всех сферах общественной жизни;

- острой идеологической борьбой и созданием образа внешнего врага;

- борьбой за сферы влияния в мире;

- локальными вооруженными конфликтами.

Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага - гитлеризма, прекрасно понимал такой холодный и дальновидный политик как У. Черчилль задолго до окончания войны.

Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем.

Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план.

Справедливости ради необходимо отметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства.

Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое пугало.

Это значительно облегчило работу правоконсервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.

Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказал печальный для СССР дипломатический опыт тридцатых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений.

Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ним поддерживать невозможно.

Отсюда проявлялась негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока. Создание социалистического лагеря считалось главным достижением после Октябрьской революции. Используя недостаточную твердость позиций Запада, Сталин добивался утверждения своего влияния прежде всего в Восточной Европе. В этих странах поддерживались коммунистические партии, устранялись (нередко физически) руководители оппозиции. Поэтому восточноевропейские страны находились в зависимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии). В них в 1945 - 1947гг. существовали коалиционные правительства, затем они насильственным путем заменялись коммунистической властью.

Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947 г., когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны. США в июне 1947г. выдвинули план помощи европейским государствам в размере 13 млрд. долларов, подавляющую часть безвозмездно. План Маршалла формально распространялся и на СССР и поначалу был благожелательно встречен советскими руководителями, рассчитывавшими получить помощь на условиях ленд-лиза. Однако вскоре выяснилось, что американцы настаивают на создании наднациональных органов, которые выявляли бы ресурсы стран и определяли их потребности. Это не устраивало СССР, и он отказался от участия в плане Маршалла и не позволил принять его своим сателлитам. Западноевропейские государства приняли его с благодарностью. Американская помощь дала мощный импульс послевоенному почти бескризисному развитию экономики Западной Европы.

Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в (сентябре 1947г. учредил Информационное бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточно-европейские компартии и из западных - итальянская и французская. В 1949г. социалистические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока капитала не позволили странам СЭВ достичь экономической близости и интеграции, как это было на Западе.

Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США, который с созданием в 1949 г. НАТО оформился окончательно. Жесткая конфронтация между Западом и Востоком способствовала «поправению» внутренней политики ведущих держав. В 1947г. под влиянием правящих кругов США коммунисты были удалены из правительств Италии и Франции. В самих США началась проверка лояльности государственных служащих, были составлены списки «подрывных организаций», члены которых выгонялись с работы. Особенно подвергались преследованиям коммунисты и лица левых взглядов. В июне 1947г. конгресс США одобрил закон Тафта-Хартли, ограничивший забастовочные и профсоюзные движения.

Росло количество военных блоков. В 1951 г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образо­вана еще одна замкнутая группировка - Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опаса­ясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ре­милитаризации ФРГ и принятие ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудни­честве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средства­ми в случае вооруженного нападения в Европе на одно или не­сколько государств - участников Варшавского Договора.

 

Противостояние приобретало все более опасные очертания, и в конце 40-х годов главной ареной борьбы оказалась Германия. США стали направлять экономическую помощь в зоны оккупации западных стран, стремясь создать в них демократическое и дружественное государство. Сталин попытался сорвать этот план, опасаясь возрождения германской мощи. Он использовал уязвимость Западного Берлина, находившегося внутри советской зоны оккупации. 24 июня 1948г., вслед за введением в западных секторах города западногерманской валюты, советские войска перерезали ведущие в Западный Берлин дороги. Целый год США и Великобритания снабжали город по воздушному мосту, пока Сталин не снял блокаду. По крупному счету блокада лишь повредила советским интересам: она способствовала переизбранию на второй срок Трумэна, проявлявшего твёрдость в отношении СССР, победе демократических партий на выборах в Западной Германии и Западном Берлине и провозглашению на этих территориях в сентябре 1949г. Федеративной Республики Германии, образованию военного блока НАТО. В ответ на образование ФРГ СССР ответил созданием в октябре 1949г. Германской Демократической Республики в своей зоне оккупации. Так Германия была разделена на два государства.

На Западе завершился раздел Европы. Стало очевидно, что попытки Сталина дальше расширить здесь сферу своего влияния отбиты. Теперь центр противоборства переместился в Азию.

В 1949 г. победила Китайская революция, еще раньше коммунистический режим утвердился в Северной Корее. В конце 40-х годов мировой социализм охватывал более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения Земли. Исходя из этого обстоятельства, а также с учетом наличия коммунистического движения в странах Запада, руководители советского блока и Китая, видимо, склонялись к мнению о возможности изменить в свою пользу сложившееся в мире соотношение сил. В феврале 1950 г. руководители СССР и Китая подписали договор о взаимопомощи сроком на 30 лет.

Далее Сталин организовал международную авантюру крупного масштаба на Корейском полуострове. Он сыграл решающую роль в инициировании Корейской войны (1950 - 1953гг.), в которой погибло более миллиона человек с обеих сторон. Война началась с нападения Северной Кореи на Южную. Несмотря на это, коммунистическая пропаганда утверждала обратное. Однако Совет Безопасности ООН безошибочно констатировал «вооруженное нападение на Корейскую республику войск Северной Кореи». По его решению под флагом ООН в конфликт вмешались войска США и 15 других государств.

Сталин не желал, чтобы американцы уличили его в подготовке к войне, а хотел, чтобы пока открыто участвовали в корейской войне только китайцы. Он подтвердил свою готовность вооружить 60 китайских пехотных дивизий. Сталин отдал распоряжение сформировать специальный корпус для прикрытия Китая и северокорейцев. Всего за время войны в Корее получили боевую практику 15 советских авиационных и несколько зенитно-артиллерийских дивизий. Действовал строгий приказ: ни один советник или лётчик не должен попасть в плен. На советских самолетах опознавательные знаки были китайские, летчики носили китайскую или корейскую форму. Советские лётчики и зенитчики сбили 1309 американских самолетов. Погибло около 300 советских летчиков и советников.

Поворотным моментом в Корейской войне стала смерть Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Президиум ЦК КПСС проголосовал за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на добровольную репатриацию военнопленных. 20 апреля 1953 года начался обмен первыми больными и искалеченными пленными.

Мирный договор был заключён 27 июля 1953 года. Примечательно, что представители Южной Кореи отказались подписать документ, так что все силы ООН представлял командир американского контингента генерал Кларк. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона (ДМЗ). Эта территория до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-корейскими войсками с юга. ДМЗ проходит несколько севернее от 38-й параллели в восточной своей части и немного южнее на западе. Место мирных переговоров, Кэсон, старая столица Кореи, было частью Южной Кореи до войны, однако сейчас оно является городом со специальным статусом КНДР. По сей день мирный договор, который формально завершал бы войну, не подписан. 8 марта 2013 года правительство КНДР аннулировало мирный договор с Южной Кореей о ненападении

Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия. Корейская война вывела холодную войну, в то время больше связывавшуюся с конфронтацией между СССР и некоторыми странами Европы, в новую, более острую фазу противостояния.

 

50-60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гон­кой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хва­тало их для решения социально-экономических проблем в боль­шинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим меж­дународным контролем. Западные страны отклонили эту инициа­тиву, однако, первый шаг к потеплению международных отно­шений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенно­сти ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный про­цесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная на оздоровление международной обстановки, усилия движения неприсоединения, политический реализм руководителей ряда западных стран принесли положительные результаты. С начала 70-х годов международные отношения вступили в полосу раз­рядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспростране­нии ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более 135 государств. Для европейского региона важное значение имел Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г.

В 1972-1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем уровне между СССР и США, которые привели к подписанию ряда важных политических документов. «Основы взаимоотно­шений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки» содержали платформу перевода двусторонних отношений на качественно новый уро­вень их радикального улучшения.

В этот же период был заключен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), под­писано Временное соглашение о некоторых мерах в области огра­ничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Улучшение отношений между двумя сверхдержавами со­здало предпосылки для укрепления безопасности и развития межгосударственного сотрудничества на Европейском конти­ненте. Большую роль в этом сыграли инициативы СССР и дру­гих социалистических стран. Немаловажное значение имело изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики. Коалиционное правительство социал-демократов во главе с Канцлером Вилли Брандтом предложило «новую восточную политику», стержнем которой было признание сложившихся в Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок разви­тию процесса укрепления общеевропейской безопасности. В 1973 г. в Хельсинки состоялись многосторонние консультации 33 европейских государств, США и Канады по подготовке об­щеевропейского Совещания. 30 июля - 4 августа 1975 г. в Хель­синки состоялось Совещание по безопасности и сотрудниче­ству в Европе (СБСЕ). Руководители 35 государств подписали Заключительный акт, в котором зафиксированы согласован­ные принципы взаимоотношений стран - участниц Совеща­ния, определены содержание и формы сотрудничества между ними, меры по уменьшению опасности возникновения воору­женных конфликтов. Растущую заинтересованность в развитии процесса, начатого в Хельсинки, показали последующие встречи государств - участников СБСЕ в Белграде (1977-1978 г.), Мад­риде (1980-1983 г.), Стокгольме (1984-1987 г.), Вене (1986-1989 г.), Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.).

70-80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом про­мышленных, научно-технических связей западных стран с СССР и другими социалистическими странами. Перспектив­ные программы и соглашения с СССР заключили Франция, Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Шве­ция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная обстановка обострилась. Политический курс США в отноше­нии СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе 1981 г. администрации Р.Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с пассажирами на борту.

Рост международной напряженности был связан также с внешнеполитическим курсом США и других западных стран. Сферой жизненно важных интересов США были объявлены почти все регионы планеты. Многие испытали на себе полити­ческое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства станови­лись Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государ­ственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому осуществлению. Это привело к радикальному обновлению внешней политики СССР. Централь­ными идеями нового политического мышления стали: идея приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, на­циональными, социальными; идея взаимозависимости челове­чества перед угрозой стремительно надвигающихся глобальных проблем; идея свободы выбора общественного устройства; идея демократизации и деидеологизации всей системы международ­ных отношений.

Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплоща­ясь в конкретных шагах. Реальным подтверждением этому яви­лось развитие и углубление политического диалога между СССР и США по всем узловым вопросам мировой политики и дву­сторонних отношений.

Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматриваю­щее уничтожение двух классов ядерных вооружений при стро­гом международном контроле. Результатом явилось значитель­ное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее их качественное развитие произошло в результате переговоров на высшем уровне в Вашингтоне (май - июнь 1990 г.) и в Москве (июль 1991 г.). Исключительное значение имело подпи­сание двустороннего договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Сбалансированность договора отвечала интересам укрепления стратегической стабильности и уменьшения вероятности ядерного конфликта. Однако в этом направлении имеются огромные возможности для движения вперед и более существенного сокращения СНВ.

В устранении напряженности в международных делах как в целом на планете, так и в Европе большую роль сыграло урегули­рование отношений Германии и подписание 10 сентября 1990 г. соответствующего соглашения. Практически этот договор под­вел окончательную черту под итогами второй мировой войны.

Впоследствии в международных делах возникли новые ос­трые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфлик­тов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изме­нилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое су­ществование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора - Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитичес­кую обстановку, способно подорвать систему договоров по ог­раничению вооружений. Такое развитие событий может ослож­нить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений. Война на Балканах, дру­гие конфликты в Европейском регионе, трудности переходно­го периода в странах Восточной Европы и в постсоветском пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза дополняется агрессивным национализмом, религиозной и эт­нической нетерпимостью, терроризмом, организованной пре­ступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы усиливается борьба за контроль над принятием решений в гло­бальном масштабе. Наибольшее внимание «центры силы» со­средотачивают на деятельности, позволяющей контролировать основные финансовые, интеллектуальные и информационные потоки. Быстро возрастает значение контроля над экономиче­скими процессами, развитием всей социальной сферы. Все это требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления мира и международной безопасности.

Вступая в XXI век, человечество столкнулось не только с новыми глобальными вызовами, но и с изменившейся геопо­литической ситуацией. Оставшись единственной сверхдержавой в мире, США подают свою главенствующую роль как необходимость, продиктованную не только американскими нацио­нальными интересами, но и желанием мирового сообщества. Применение силы в Ираке и Югославии, расширение Североатлантического союза, использование силы в других ре­гионах планеты демонстрируют желание установить абсолют­ную гегемонию США в мире. С этим вряд ли согласятся Китай, Россия, Индия и многие независимые государства, которые оказывают и будут оказывать сопротивление гегемонизму. В сло­жившейся ситуации подлинная безопасность человечества свя­зана не с углублением противостояния между странами и на­родами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить со­хранение и расцвет человеческой цивилизации.

 

Задания к теме:

1. Должны знать понятия: антигитлеровская коалиция, Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, «Большая тройка», капитуляция, милитаризм, нацизм, репарации, оккупация, Третий рейх, сателлиты, антисоветизм, демилитаризация, децентрализация экономики, политика «четырех Д», денацификация, демократизация, декартелизация, Союзный контрольный совет, депортация, ООН, Совбез, Генеральная ассамблея, закон Тафта-Хартли, фултонская речь, железный занавес, план Маршалла, сверхдержава, Коминформ, НАТО, АНЗЮС, СЕАТО, Багдадский пакт, СЕНТО, ОВД, репатриация, демилитаризованная зона, КНДР, КНР, гонка вооружений, ОСВ-1, ОСВ-2, СОИ, СБСЕ, новое политическое мышление, расширение НАТО на восток, гегемония.

2. Охарактеризуйте характер взаимоотношений взаимоотношений стран-участниц антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны.

3. Раскройте суть германского вопроса и его решение на Ялтинской конференции.

4. Выделите существенное отличие Потсдамской конференции от Ялтинской.

5. Как был решен германский вопрос на Потсдамской конференции (охарактеризуйте в соответствии с основными составляющими)?

6. Когда была создана ООН (дата, место, участники)? Охарактеризуйте структуру и функции этой организации.

7. Что позволило СССР и США получить во второй половине XX в. статус сверхдержав?

8. Назовите причины охлаждения отношений между бывшими союзниками – США и СССР.

9. Что такое «холодная война»? С какими событиями связано её начало?

10. Выделите причины холодной войны.

11. Заполните таблицу «Раскол мира в период холодной войны».

12. На сколько зон оккупации была поделена Германия? Охарактеризуйте статус Берлина.

13. Расскажите о Берлинском кризисе 1948 г., указав итоги.

14. Заполните таблицу: " Региональные конфликты в период "холодной войны".

Название регионального конфликта Дата События Итоги
Корейская война      
Ближневосточный конфликт      
Карибский кризис      
Вьетнамская война      

В выводе установите общие причины региональных конфликтов, роль в них сверхдержав.

15. Заполните таблицу «Мирные инициативы в период холодной войны».

Дата Инициатива, договор, соглашение
   

16. Что позволило в середине 50-х – конце 70-х годов наладить отношения СССР с Западом.

17. С чем связано ухудшение международных отношений в конце 70-х - начале 80-х годов?

18. Назовите основные принципы внешнеполитического курса М.С. Горбачева.

19. Как реализовывалась на практике политика нового мышления?

20. Когда закончилась холодная война? Назовите итоги холодной войны для России.

21. Заполните таблицу: "Главные проблемы международных отношений в конце XX - начале XXI в."

Основные проблемы Проявления и пути решения
   
   
   
   
   

В выводе дайте оценку состоянию международных отношений на рубеже третьего тысячелетия.

 

Тема 3: «Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.