КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обретение Индией независимости
План. 5. 4. 3. 2. 1. Китай на современном этапе. К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и освобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории страны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 г.), военные действия между ними продолжались, что создало угрозу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьдана, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточном Китае. В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьдановского режима, проявился его антинациональный характер, возросло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобожденные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободительная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе войны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьдановской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народного демократического фронта из различных классов. В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 г.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свыше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные территории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Западный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической революции. Она создала предпосылки для укрепления независимости страны и завершения буржуазно-демократических преобразований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта, руководимого КПК.
В новых условиях (1949-1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась - он считал, что пришло время для осуществления целей коммунистического движения, для реализации по сути дела коммунистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) высказались за использование концепции «новой демократии», рассчитанной на обновление Китая в течение довольно длительного времени. В это время революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в южных и западных районах и на островах, борьба с контрреволюционными бандами и создание аппарата новой государственной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.
Восстановление хозяйства КНР происходило в русле рыночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоукладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в результате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хозяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 г. началась перестройка структуры экономики (производство средств производства составляло 40%). Политика в отношении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 г.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано влияние кулаков, началось развитие кооперации.
Успехи в восстановлении народного хозяйства были использованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантюристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалистической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к социализму (1953-1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли. Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борьбе привела к принципиальным переменам в социально-экономической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: введены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функционирования народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В 1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического контроля за крестьянством. К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хозяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фактически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу 1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей страны произошли радикальные социально-экономические перемены - была ликвидирована частная собственность и резко ограничены рыночные отношения. Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преобразований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кадров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего политического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипулирования, проводятся кампании перевоспитания интеллигенции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и радикально-утопической.
Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внешней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной передаче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восстановлении народного хозяйства. В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экспериментов Мао для форсированного развития социалистических процессов. Первым из них был «большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казарменных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышленность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, ликвидировался принцип материальной заинтересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудящихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».
Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей. Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской границе, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказалась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специалисты), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и возможности предотвращения мировой войны.
На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагматики») сумела несколько исправить положение в стране. Но конфликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы. К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли большой остроты. Они касались методов, целей и перспектив развития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к «культурной революции», под знаменем которой прошло десятилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 г.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению посчитаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных органов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красногвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно исполняли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, утверждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реальная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису. Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внешней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напряженность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном масштабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «угрозе с Севера». Проявлялся великодержавный, националистический характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конфликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Китай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель - создание «широкого международного фронта» против СССР. Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и свобод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень социальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутрипартийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились открытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной. Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 г. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укреплялись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «практика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (декабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он санкционировал реформы. В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реабилитацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответственности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое руководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на деидеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики. Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция официально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, созданы возможности для развития кооперативно-коллективного и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, первые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнования на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать перестройке экономики. Существенно ограничены полномочия административных органов, включая парткомы. Результаты реформ сказались столь быстро, что это удивило весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизненный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Промышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изменился и общий стандарт поведения людей: они стали свободнее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства. Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негативные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотребления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в деревне). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 г. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддерживали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологически он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, причем социализма с китайской спецификой. Считалось, что именно этому соответствует избранная модель развития со значительным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели страну к высоким достижениям. Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяемости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансированное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство страны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. Однако коммунисты не могли активно поддержать процесс становления частного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми темпами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они ощущали, что любое послабление в социально-политической и идеологической сфере означало бы курс не только на дестабилизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести. Таким образом, авторитарный режим и командно-административные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по рыночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунистические руководители, связанные со старым режимом, не хотели углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла. «Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислушивались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально отошедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических реформ разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согласие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуемыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на площади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли коммунистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответствовало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического движения надолго снял вопрос о проведении политических реформ и демократизации политической структуры. После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохранения и усовершенствования «социализма с китайской спецификой». После крушения СССР коммунистические верхи поздравили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - радикалы (сторонники скачкообразного развития) и консерваторы (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция- это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркивание своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиграть время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций. В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирования» (1989-1991 г.) намечены следующие направления экономической реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акционерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для которого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача создания «социалистической рыночной экономики» вместо противоречивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Подчеркивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структуры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увеличивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие инфраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000г.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., крестьян- 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет реструктуризации народного хозяйства в соответствии с требованиями рынка и реформирования предприятий госсектора. Во внутренней политике отвергается парламентская многопартийная система и существование независимых политических партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль общественной собственности, концепция о продолжении классовой борьбы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к решению 1987 г. о проведении политической реформы. Она высказалась только за реформу аппарата управления, приспособление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что реформы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Социальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому реформам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процветание. Но логика современного экономического развития требует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несовместимых с тоталитарным политическим механизмом.
В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лидеров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь - генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все прагматики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопросы - для кого реформы и в каком темпе? В политических преобразованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический контроль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права человека и реализация политических свобод, коррупция в высших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной дифференциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредприятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике). В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной международной обстановке, которая потребовалась для осуществления экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководствуется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику политики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с максимально возможным числом государств, появились утверждения о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидеологизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г. полностью нормализованы советско-китайские отношения, началось их уравновешивание с США, Западная Европа рассматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии». В основе отношений с СССР и Россией лежат универсальные принципы: уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение и невмешательство, равенство и взаимная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объединение Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимости двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайванем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.
Задания к теме: 1. Назовите годы гражданской войны в Китае после Второй мировой войны, основные политические силы. Каковы её итоги? 2. Какие варианты развития Китая существовали после окончания Гражданской войны? 3. Какую роль в развитии Китая сыграла победа Мао Дзедуна во внутриполитической борьбе? (экономическая, политическая и внешнеполитическая сферы). 4. Раскройте понятие «политика большого скачка» (когда, суть, итоги). 5. Раскройте понятие «культурная революция» (годы, суть, итоги). 6. Как изменились отношения Китая с СССР в конце 50-х годов? С чем это связано? Охарактеризуйте советско-китайские отношения в 60-80-е годы? 7. Итоги правления Мао Дзедуна в Китае (по сферам). 8. Каковы пути преодоления последствий политики М. Дзедуна? 9. Составьте тезисный план «Развитие Китая в 1990-2000-е годы». Тема 15: «Индия во второй половине XX в.».
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |